Для учащихся 8-11классов

Вопросы к районной литературной викторине

«В книжной памяти мгновения войны», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Для учащихся 1-4 класса.

1. Назовите автора популярного литературного произведения «Жди меня», написанного в годы войны?

2. Назовите имя русского солдата, памятник которому стоит в Болгарии, свое стихотворение ему посвятил Константин Ваншенкин.

3. У Константина Паустовского есть сказка, в которой насекомое не только было участником Великой Отечественной войны, но даже спасло жизнь человеку. Назовите это насекомое.

4. Сражаясь в рядах партизанского отряда, герой повести Льва Кассиля «Улица младшего сына» проявляет образец подлинного героизма и мужества. Назовите имя героя повести.

5. Эта повесть написана в 1943 году. Автор произведения на примере семьи Шалихиных показывает, как в суровые годы Великой Отечественной войны люди сумели сохранить лучшие качества: доброту, великодушие, сострадание. Назовите автора и название произведения.

6. Соотнесите произведение и героя:

  1) Саша Булгаков   А) «Похождения жука-носорога)
  2) Валентинка   Б) «Девочка из города»
  3) Ваня Солнцев   В) «Сын артиллериста»
  4) Степа Терентьев   Г) «Васек Трубачев и его товарищи»
  5) Афоня   Д) «Девочки с Васильевского острова»
  6) Ленька   Е) «Цветок на земле»
  7) Валя Зайцева   Ж) «Сын полка»

7. Кем был Сергей Владимирович Михалков, автор популярных детских стихов, во время Великой отечественной войны?

8. Во время Великой Отечественной Войны советские солдаты подбирают мальчика сироту. Они дают ему прозвище Пастушок. Как называется это произведение и как зовут мальчику сироту.

9. Строки из личного письма поэта-фронтовика А.А. Суркова жене стали текстом песни: А) «Землянка»; Б) «В лесу прифронтовом»;

В) «Темная ночь»; Г)«Катюша».

10. Напишите письмо литературному герою, про которого вы прочитали в книге.

 

Для учащихся 5-7 классов.

1. О каком литературном герое эти строки?

То серьезный, то потешный, - Нипочем, что дождь, что снег, - В бой, вперед, в огонь кромешный Он идет, святой и грешный, Русский чудо-человек.

2. Этот поэт принимал самое активное участие в Великой Отечественной войне. Он ушёл на фронт с первого курса Петрозаводского университета и до февраля 1944 года командовал танковым взводом. Был тяжело ранен, горел в танке. Его первая книга вышла сразу же после войны, в нее вошли стихи, написанные в перерывах между боями. Назовите имя поэта.

3. В основу этого произведения положен подвиг летчика. Лишившись после ранения ног, этот пилот вернулся в строй и сбил еще 11 вражеских самолетов. Назовите летчика, название книги, ее автора. Кто является прототипом главного героя?

4. Кому принадлежат эти слова? Назовите имя героя, автора и название произведения.

 

«Офицером стать я ещё успею. А пока война, отдыхать может тот, от кого пользы мало».

5. Эта битва занесена в книгу рекордов Гиннеса как самое крупное сражение. Назовите, какая это битва и, какие художественные произведения посвящены этому событию?

6. Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом, в сырой шинели

Светлокосый солдат идет…

 

Кому посвящено это стихотворение? Назовите автора произведения.

7. Назовите предмет, о котором идет речь, название и автора произведения.

«Чёрная,

Просторная,

Ладная,

Нарядная

Краснофлотская подруга…»

8. По сюжету книги Елены Ильиной «Четвёртая высота» Гуля Королева в течение своей жизни преодолела 4 высоты. Назовите их.

9. Соотнесите произведение и героя:

 

1. Лейтенант Наумов В. Богомолов «Иван»
2. Володя Е. Ильина «Четвертая высота»
3. Иван Буслов Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
4. Ванюшка А. Толстой «Русский характер»
5. Зоя М. Шолохов «Судьба человека»
  6. Гуля   Л. Кассиль и М. Полянский «Улица младшего сына»
  7. Егор Дремов   Л. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре»

 

10. Кто из героев книг, прочитанных вами, о Великой Отечественной войне, больше запомнился? Объясните почему?

Для учащихся 8-11классов.

1. За военную операцию по форсированию этой реки 2438 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза. Среди них и наш земляк. Назовите реку, имя героя – земляка и название поэмы.

2. Для общения между бойцами в лесу, в случае обнаружения противника или «чего непонятного», Васков придумал определённые сигналы. Что это за сигналы? Назовите автора и название произведения.

3. Продолжите реплику Петра Лопахина после артобстрела по позициям противника:

 

- Ты гляди, шо делают! Это ж мы можем …

А. И вовсе, без противника остаться;

Б. Без портков остаться;

В. Без работы остаться.

 

4. Узнайте героиню повести по описанию еѐ внешности:

 

«Высокая, рыжая, белокожая. Волос густой, мягкий, медью отливает. А глаза детские – зелёные, круглые, как блюдца». Назови произведение и его автора.

 

5. Кому принадлежат эти слова: «Я - русский солдат!». Назовите героя и произведение.

6. По одноимённому роману Юрия Бондарева в 1972 году был снят фильм «Горячий снег». Этот фильм посвящен Сталинградской битве. Какую фразу произносит герой Георгия Жженова в конце фильма, награждая орденами оставшихся в живых?

7. Юрий Бондарев, Григорий Бакланов, Василь Быков, Константин Воробьев, Борис Васильев, Владимир Богомолов – эти писатели, сами воевали, сидели в окопах, бились «за пядь земли». Они, зная цену каждодневному подвигу, увидели его в будничной работе солдата. Проза этих авторов объединена общим названием. Каким?

А) «капитанская проза» Б) «лейтенантская проза» В) «солдатская проза»

8. Назовите предмет, о котором идёт речь и автора четверостишия.

В скорлупе с чугунной спинкой,

Не простое яйцо,

 Брызнет огненной начинкой,

Только дерни за кольцо.

 

9. Соотнесите произведение и героя:

1. Николай Стрельцов К. Воробьёв «Убиты под Москвой»
2. Медсестра Зина В. Богомолов «Момент истины»
3. Алесь Иванович Мороз В. Быков «Обелиск»
4. Капитан Алёхин В. Кондратьев «Сашка»
5. Лейтенант Сергей К. Симонов «Живые и мёртвые»
6. Алексей Ястребов М. Шолохов «Они сражались за Родину»
7. Генерал Серпилин К. Воробьёв «Это мы, Господи!»

 

10. «Пятёрка самых, самых…»

Предложите 5 интересных, на ваш взгляд, книг о Великой Отечественной войне, которые вы бы посоветовали прочитать другим. Обоснуйте свой выбор.

 

Возрастная категория – 18+.

1. Во время войны гитлеровские каратели сожгли эту деревню. Погибли 149 жителей, в том числе 75 детей. Назовите автора, описавшего эти события и название произведения.

2. Назовите фамилию и название повести писателя – фронтовика, который своѐ первое произведение посвятил разведчикам. Эта повесть была дважды экранизирована.

3. О каком герое М. Шолохова идет речь:

 

«Он положил на колени большие темные руки, сгорбился. Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

4. Продолжите строки стихотворения, назовите автора.

 

«Только не забыть бы это! Лишь бы не забыть! Эта память – верьте, люди, - ……………………..

5. Вначале появились стихи Б. Окуджавы. Через 4 года Б. Балтером была написана одноименная повесть. Через некоторое время вышел и фильм, в котором прозвучала и авторская песня (Окуджава положил музыку на своѐ стихотворение). Несколько позже появился ещё и спектакль. Все перечисленные произведения носят одно и то же название. Какое?

6. Из какого произведения этот отрывок?

 

«… военные письма, как лучи угасших звёзд, долго-долго идут к нам, и бывает – звезда давно погасла, а луч её, весёлый и яркий, ещё долго пронзает пространства, неся людям, ласковое сверкание уже не существующего светила».

7. Название произведения, в котором автор описывает события сентября 1941г., происходящие в северо-западной части Киева, где фашисты в течение двух дней убили около сорока тысяч советских граждан еврейской национальности.

 

8. Назовите предмет, о котором идёт речь и автора четверостишия.

Словно мамонт, яростный, упрямый,

 Огненный распахивая круг,

Шёл он через рытвины и ямы,

Поднимая все вокруг.

 

9. Соотнеси произведение и героя:

 

1. Санинструктор Зоя Елагина В. Астафьев «Прокляты и убиты»
2. Иоганн Вайс Вера Панова «Спутники»
3.младший политрук Иванюта В. Некрасов «В окопах Сталинграда»
  4. сержант Финифатьев     Ю. Бондарев «Горячий снег»
  5. комиссар Иван Данилов   В. Кожевников «Щит и меч»
  6. Лейтенант Керженцев   В. Быков «Карьер»
  7. Старший лейтенант Агеев   И. Стаднюк «Война»

10. Как вы думаете, почему наша страна победила в Великой Отечественной войне?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: