Тема 3. Организационная структура

  Единой системы ОрВД РФ

В первой половине 1970-х годов существенно увеличилась ИВД ВС основных пользователей воздушного пространства: Министерства обороны и Гражданской авиации. Поэтому возникла проблема рационального использования воздушного пространства всеми его пользователями. Для устранения этой проблемы было решено создать Единую Систему УВД. Предполагалось, что эта система будет совмещенной, двухсекторной (совмещались военные и гражданские сектора), а координация их деятельности  должна была осуществляться Межведомственной комиссией (МВК), в состав которой входили представители всех пользователей ВП. Реализация необходимых мероприятий по созданию Единой Системы УВД СССР была осуществлена в два этапа. На первом этапе (1973 - 1978 гг.) центры УВД были организованы в Европейской части страны. На втором этапе (1978 - 1982 гг.) были созданы и введены в строй центры в Закавказье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии, Казахстане, на Севере и Северо-Востоке, а также другие центры Системы. Единая система УВД на всей территории страны практически стала функционировать с начала 1983 года Она была 3-х уровневой и включала в свой состав один Главный (1-й уровень), 20 зональных (с учетом вспомогательных) (2-й уровень) и 189 районных (с учетом вспомогательных) центров (3-й уровень). Как правило, эти центры были 2-х секторные. В этот период функционирование Единой Системы обеспечивали более 40 тысяч гражданских специалистов (включая специалистов в области электрорадиотехнического обеспечения полетов) и около 5 тысяч военных специалистов. Функционирование этой системы осуществлялось в соответствии с Положением о ЕС УВД РФ, утверждаемым  Правительством РФ. Оно определяло предназначение Единой системы, ее организационную структуру, полномочия ее руководящего органа, состав, задачи и порядок обеспечения деятельности оперативных органов Единой системы. В результате принятия Правительством вышеуказанных мер, существенно улучшилось взаимодействие гражданских и военных органов УВД по использованию воздушного пространства, что позволило повысить регулярность и экономичность полетов воздушных судов всех его пользователей, значительно сократить количество опасных сближений ВС и нарушений порядка использования воздушного пространства, повысить уровень безопасности полетов в воздушном пространстве страны.

В конце 1991 года произошел распад СССР, что повлекло за собой и распад  ЕС УВД СССР, которая была сформирована за период с 1973 по 1983 гг[5], как совмещенная военно-гражданская система, обеспечивающая безопасное и эффективное использование воздушного пространства страны в интересах решения экономических и оборонных задач в условиях мирного и военного времени.

Фактически на формирование новой, самодостаточной системы организации движения в воздушном пространстве РФ, потребовалось 15 лет (1992—2006 гг.).

Ликвидация с января 1992 года союзных министерств и ведомств, в том числе Министерства гражданской авиации и Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением при Совете министров СССР, повлекла за собой изменения структуры государственного управления гражданской авиацией и воздушным движением, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Условия становления и развития Единой системы организации воздушного движения РФ кардинально отличались от условий становления и развития ЕС УВД   СССР в силу следующих факторов:

· ЕС ОрВД РФ имеет стратегическое государственное значение, является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности государства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства и приемлемого уровня безопасности полетов при обслуживании воздушного движения;

· Единая система ОрВД предназначена для организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания полетов ВС всеми его пользователями;

· Единая система осуществляет свои функции в пределах воздушного пространства РФ, а также в той части воздушного пространства, где ответственность за ОрВД, возложена на РФ в соответствии с международными договорами.

Тем не менее, функционирующая Единая система обладала существенными ограничениями и недостатками,  к основным из которых можно отнести:

· существующая ведомственная разобщенность предопределяет функционирование системы на принципах совмещения гражданских и военных оперативных органов, а принцип жесткого разделения воздушного пространства на сферы ответственности этих органов ограничивает возможность эффективного и гибкого его использования, в результате чего пользователи несут значительные экономические потери, негативно влияющие на состояние обеспечения национальной безопасности, безопасности использования воздушного пространства и развитие экономики РФ;

· нормативные правовые акты РФ имеют существенные отличия от международных стандартов и рекомендуемой практики ИКАО, что затрудняет процессы интеграции ЕС ОрВД и взаимодействующих с ней систем в мировую аэронавигационную систему;

· взаимодействующие с ЕС ОрВД системы, участвующие в аэронавигационном обслуживании, находятся в ведении различных федеральных органов исполнительной власти, не связаны между собой единой организационно – функциональной структурой и руководством, что препятствует их координированному развитию и реализации обслуживания воздушных судов по принципу «от перрона до перрона», как это планирует ИКАО.

Обеспечить переход от существующей организационно-функциональной структуры ЕС ОрВД РФ и взаимодействующих с ней: Единой системы авиационно-космического поиска и спасания, служб аэронавигационной информации и организаций метеорологического обслуживания аэронавигации, к структуре системы более высокого уровня – Аэронавигационной системы России (далее - АНС).  

Следствием этого, явилось создание  Федеральной аэронавигационной службы (Росаэронавигации). (Указ Президента РФ. О федеральной аэронавигационной службе. 05.09.2005 № 1049).

Была разработана Концепция создания и развития Аэронавигационной системы России,  соответствии с которой были упразднены военные сектора Единой системы, т.к. она стала вневедомственной. Начались крупномасштабные работы по укрупнению районных центров ЕС ОрВД.

До 12 мая 2008 года руководство Службой осуществляло непосредственно Правительство РФ, но Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 Служба была передана в ведение Министерства транспорта РФ (Росавиации).

В настоящее время Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации функционирует в соответствии с Положением о Единой системе организации воздушного движения Российской Федерации (далее – Единая система), которая определяет предназначение Единой системы, ее организационную структуру, полномочия ее руководящего органа, состав, задачи и порядок обеспечения деятельности оперативных органов Единой системы.

 Положение о Единой системе организации воздушного движения утверждено постановлением Правительства РФ от 28 августа 2015 г. N 901)

Организационная структура Единой системы включает в себя руководящий орган Единой системы и оперативные органы Единой системы.

Руководящим органом Единой системы является Федеральное агентство воздушного транспорта, которое в целях обеспечения устойчивой и непрерывной работы Единой системы осуществляет руководство ее функционированием, в том числе:

· устанавливает порядок функционирования наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, включая авиационную наземную сеть передачи данных и телеграфных сообщений, а также порядок использования этих систем и средств оперативными органами Единой системы;

· устанавливает порядок проведения подготовки и допуска к работе персонала оперативных органов Единой системы;

· координирует взаимодействие оперативных органов Единой системы с органами систем организации воздушного движения сопредельных государств.

Оперативные органы Единой системы функционируют в соответствии с«Положением об оперативных органах единой системы организации воздушного движения российской федерации и типовых структурных схем оперативных органов единой системы организации воздушного движения российской федерации (приказ Росавиации от 25.12.2019 № 1414-п).

  К оперативным органам Единой системы относятся органы обслуживания воздушного движения, являющиеся структурными подразделениями федерального государственного унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации", находящегося в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, в том числе:

а) главный центр Единой системы (ГЦ ЕС);

б) зональные центры Единой системы (ЗЦ ЕС);

в) региональные центры Единой системы (Рег. Ц ЕС);

г) районные центры Единой системы (укрупненные) (РЦ ЕС);

д) районные центры Единой системы;

е) аэроузловой и аэродромные центры Единой системы (АДЦ ЕС).

Организационная структура оперативных органов Единой системы представлена на рис.

 

 

 

 

 


 

Рисунок – Организационная структура оперативных центров ЕС ОрВД

Оперативные органы Единой системы в установленных для них зонах и районах осуществляют:

· планирование и координирование использования воздушного пространства в соответствии с государственными приоритетами, установленными статьей 13 Воздушного кодекса Российской Федерации;

· обеспечение разрешительного или уведомительного порядка использования воздушного пространства;

· организацию воздушного движения, в том числе:

· обслуживание воздушного движения;

· организацию потоков воздушного движения;

· организацию воздушного пространства в целях обеспечения обслуживания воздушного движения и организации потоков воздушного движения;

· контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства.

В соответствии с последними приказами Минтранса РФ, касающихся структуры оперативных центров Единой системы, их число составляет:

· ГЦ ЕС – 1;

· ЗЦ ЕС – 4;

· Рег. Ц ЕС – 4;

· РЦ ЕС (укрупнённых) – 8;

· РЦ ЕС – 6;

· АДЦ ЕС – 115, в число которых включен Московский узловой диспетчерский район (МУДР).

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: