Деловая этика и её значение в межкультурном общении

Этика (от греч. ethika, от ethos - обычай, нравственный характер) - учение о нравственности, морали.

Важно отметить, что от поступков менеджеров, от того, какие решения они принимают, часто зависят судьбы многих людей.

Деловая этика в широком смысле - это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков:

· этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом;

· моральные принципы членов организации, т.е. профессиональную мораль;

· моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета;

· ритуализированные внешние нормы поведения.

Социальные и моральные обязательства компании принято рассматривать в аспекте четырех уровней ответственности деловой организации:

· уровень экономической ответственности - относится к базовой обязательной ответственности, которую организация и её руководство несут перед собственником (или собственниками) и заключается в том, чтобы приносить прибыль, т.е. выполнять свое основное предназначение как инструмента бизнеса;

· уровень правовой ответственности - следование закону является обязанностью любой организации, нарушение которой влечет за собой серьёзные санкции со стороны государства и его силовых структур;

· уровень этической ответственности - заключается в следовании моральным принципам общества и самой компании. Ответственность этого уровня - возможная, т.к. она не подлежит жесткому формальному регулированию;

· уровень социальной ответственности - заключается в способствовании улучшению благосостояния и повышению качества жизни общества. Находится на самой вершине пирамиды ответственности и не регулируется никакими формальными или неформальными отношениями. Это желательный уровень ответственности, который оправдывает социальное существование организации.

Существует четыре уровня в системе регулирования деловой этики в организации:

· этические принципы (императивы), доминирующие во внешней для организации среде, смена которых зависит от динамики культурных архетипов в обществе;

· нормативные акты, регламентирующие поведение сотрудников организации (например, корпоративный этический кодекс);

· коллективы сотрудников компании, чья деятельность определяется моральным климатом организации (здесь многое определяется морально-психологическими стереотипами и авторитетом морального лидера);

· индивидуальные мотивы сотрудников компании, побуждающие их к моральной деятельности, которая утверждает идеалы добра и подчинена чувству долга.

В конкретном коллективе могут складываться свои эталоны поведения, настроений, символов, отношений и способов ведения дел, которые определяют корпоративную культуру и фирменный стиль данной организации. Соответственно формируется этикет данной конкретной группы или общности.

Необходимо отметить особый этикет телефонного разговора, делового письма, электронного общения и т.д. Этикет представляет собой целый каталог форм поведения и конкретных фраз на все случаи жизни. При многих затруднениях в общении можно рассчитывать на помощь этикета.

Деловой этикет - наиболее существенная сторона профессионального поведения делового человека, предпринимателя, а знание этикета оказывается необходимым профессиональным качеством, требующим постоянного усвоения, повторения и совершенствования. Деловой этикет регламентирует поведение людей, связанное с выполнением ими служебных обязанностей, и является важнейшей стороной морального поведения делового человека.

Успех любой фирмы во многом зависит от способности ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели. Знание этикета, культура поведения - вот ключевые условия для успешной работы в любой организации - таково мнение специалистов.

Правила делового этикета, установленные для отдельных ситуаций и разных социальных групп, диктуют последовательность действий вплоть до ритуальных мелочей и выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного существования.

Практическое же знание делового этикета, как внешней формы проявления морали в служебных отношениях состоит в том, что открывается возможность без особых усилий использовать уже готовые формы общепринятой вежливости для общения с различными группами людей и на различных уровнях.

Рассмотрим основные правила делового этикета:

· будьте пунктуальны;

· не говорите лишнего другим;

· не будьте эгоистом;

· одевайтесь так, как заведено в обществе;

· следите за чистотой речи.

Перечисленные выше правила этикета раскрывают основные его положения, соблюдение которых поможет в бизнесе, однако существует еще много других правил, которые так же необходимо соблюдать:

· речевые и психологические правила;

· профессиональное слушание и эмоциональный интеллект;

· внешний вид и одежда.

Этикетные церемонии:

· приветствие;

· рукопожатие;

· представление;

· приемы;

· презентация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: