У очень хорошей бумаги динамический диапазон, больше шести ступеней экспозиции

Динамический диапазон бумаги может быть измерен денситометром, или может быть описан в количестве ступеней экспозиции. У очень хорошей бумаги будет динамический диапазон равен приблизительно шести ступеням экспозиции. Если Вы сравните это с объектом, который будет сфотографирован, у которого обычно будет диапазон из семи ступеней, то увидите, что бумага может воспроизвести детали объекта с небольшой потерей в тенях. Если Вы выбираете бумагу с диапазоном в четыре ступени, диапазон сцены придётся сжать, чтобы уместить его в динамический диапазон бумаги. Для некоторых фотографий это не большая проблема, и они могут даже выигрывать в изобразительном смысле, но если мы будем снимать изображение с полной шкалой яркости, работающей от черного до белого, то бумага с узким динамическим диапазоном не будет давать хорошие результаты.

 

Экспозиция управляет тенями

Это - постулат, который большинство людей услышало не раз. Что это означает? Проще говоря, это - правило использовать самую короткую экспозицию, которая сохранит те детали изображения, которые находятся в тени, Вы должны подобраться так близко к пороговому значению недодержки, как только возможно. Если отойдём от этой точки слишком далеко, детали в самых темных тенях будут потеряны, и получим недоэкспонированный кадр. Экспозиция управляет тенями! (для негатива). И светами (для позитива, т.е. слайда)

 

Проявка управляет светами

Это - другой постулат, который также важен. Увеличение времени проявки даёт повышение контраста, и большее различие между черным и белым (контраст). Если Вы напечатаете фотографию так, чтобы тени вышли право от точки недодержки, то света будут меняться в зависимости от различных времен на проявку. Более длинное время даёт более прозрачные света, и более короткое время даёт более темные света. Проявка управляет светами!

 

Итак мы имеем, два управления, одно для самых темных областей и одно для самых светлых. Как только мы это прочувствовали, проблема выбора экспозиции становятся более простой. Объект составлен из различных тонов в пределах от черного к белому. Чтобы произвести изображения с полным тональным диапазоном, нужно знать, как управлять всеми тонами. Чтобы сделать это, нужно правильно воспроизвести самые темные и самые светлые части изображения. Все прочие тона между этими двумя экстремальными значениями, будут автоматически правильно воспроизведены. Вы управляете самыми темными тонами, выбирая экспозицию, которая гарантирует, появление на негативе самых тёмных тонов. После этого Вы управляете контрастом, выбирая время на проявку, которое гарантирует, что самые светлые области изображения будут воспроизведены на фотобумаге. Таким образом мы имеем два вида управления резулитирующим изображением - экспозиция и время обработки.

 

Меньшее время проявки дает более низкий полный контраст и при этом естественно серые света. С 20 % большим временем проявки это изображение было бы лучше.

Большее время проявления дает более высокий контраст. Света слишком белые без каких либо деталей. На 30 % меньшее время проявки даст лучший результат.

Недоэкспонировав на две ступени, мы потеряем две самых темных зоны объекта.

 

Экспозиция

Важно знать!!!!! Для любых видов экспонометров (отдельные, камерные). Для любых систем замера. Общий или интегральный (по всему полю), оценочный (средневзвешенный), точечный. О матричном замере здесь не упоминаю (отдельный разговор). Экспонометр всегда предполагает!!!, что он направлен на "нормальную" среднесерую поверхность, даже если поверхность в действительности является совсем черной или абсолютно белой или цветной.

Экспонометр не может ничего сказать про тон поверхности, на которую он направлен. Направлен он на источник света или темную поверхность? Экспозиция измеренная экспонометром от освещенной темной поверхности даст вам тот же самый результат (отпечаток, плотность на негативе), что и экспозиция измеренная экспонометром от светлой поверхности лежащей рядом т.е. в тех же самых условиях освещения. Т.е. экспозиции он покажет разные, а на пленке (отпечатке) всё будет одинаково серое, что белый участок сцены, что чёрный. Является ли поверхность, которую измеряет экспонометр, темной или светлой (другими словами, "сообразить" мало или много света), экспонометр не может. Экспонометр в состоянии делать замеры только, количества света отраженного от поверхности (яркости); и даёт нам результаты измерения экспозиции для отражённого света. (Впрочем экспонометр может измерять и падающий (на объект съёмки) свет)

 

Экспонируя чёрную фотосумку (слева) на две ступени меньше чем значение полученное в результате экспозамера, мы получим действительно чёрную сумку. Белая поверхность (в середине) выходит должным образом белой когда экспозиция выставлена на 2 и 1/2 ступени больше чем измеренное экспонометром значение.

 

Стоит запомнить важный постулат - экспонометр всегда предполагает что поверхность, на которую он направлен, среднесерая. Экспозиция, замеренная экспонометром это всегда результат замера среднесерого объекта, причём независимо от того каков тон объекта на самом деле (чёрный, белый и т.п.). Любой экспонометр, с любым углом зрения градуируется в расчёте на однотонный объект с отражательной способностью 18% т.е. среднесерый.

 

Часовня Атлантического острова Мадейра, не имеет ни одного окна. Контраст чрезвычайно высок. Левое изображение было экспонировано, по среднему результату замера. Как результат негатив вообще без деталей справа от двери. Правая фотография была экспонирована по результатам измерения самых темных частей (теней) и введением соответствующей отрицательной коррекции к показаниям экспонометра, что обеспечило проработку деталей в тенях. Полный контраст был снижен уменьшением времени проявки пленки. Если мы знаем, как управлять тоном изображения, мы можем сфотографировать любой объект любой тональности с первой попытки. Просто выбираем ту экспозицию, которая даст правильный тон.

 

Следующая проблема состоит в том, что мы не знаем, насколько светлее или темнее будет изображение, когда мы изменяем экспозицию на определенное число ступеней. Поэтому сделаем тест-шкаклу для определения тона участка сцены.

Осуществление:

Поместите серую карту на открытом воздухе так, чтобы она была равномерно освещена. Направьте камеру, заряженную черно-белым негативным материалом на серую карту стараясь не затенить саму карту. Наведите объектив на бесконечность. Измерьте экспозицию от карты экспонометром камеры или отдельным ручным экспонометром. Уменьшив экспозицию на четыре ступени: (если экспонометр показывает на серой карте f8 и 1/125 секунды, установите камеру в f11 и 1/1000 секунды) делаем первый снимок. Увеличиваем экспозицию на одну ступень (f8 и 1/1000 секунды) и делаем второй снимок. Так, делаем девять снимков, которые будут находиться относительно средне-серого на минус четыре ступени и на плюс четыре ступени. Проявляем пленку как обычно, и печатаем все девять негативов, используя одинаковую экспозицию и нормальную бумагу. В результате получим шкалу в пределах от полностью черного до полностью белого из семи ступеней с серой посередине.

Использование этой шкалы яркости, в качестве вспомогательного средства, позволит более просто выбрать экспозицию независимо от того, что вы фотографируете. Не имеет никакого значения, фотографируете вы черную, белую или серую поверхность; с экспонометром и с помощью этой серой шкалы вы можете сфотографировать любые поверхности любого тона. Все, что вы должны сделать, это скорректировать экспозицию в соответствующую сторону. Увеличенная экспозиция (шире апертура или более длинные выдержки), обеспечивает тоны светлее чем средний серый. Уменьшенная экспозиция (меньшие апертуры или более короткие выдержки) обеспечивает тоны, которые являются более темными чем средний серый.

Экспонометром измеряем экспозицию по любому учаску любой поверхности снимаемой сцены. К этому же участку прикладываем изготовленную нами шкалу компенсации экспозиции. Находим на ней тон совпадающий с участком, который ранее измеряли экспонометром. Смотрим местонахождение этого тона на шкале компенсации экспозиции и устанавливаем требуемое число ступеней экспокоррекции в плюс или минус. Всё, экспозиция установлена правильно, на негативе правильно отобразятся все тона и тональные переходы в пределах фотографической широты используемого негативного материала.

 

 Уменьшая экспозицию на 3.5 ступени от результатов полученных при измерении средне-серого тона экспонометром, мы достигаем пределов недодержки. Уменьшенная более чем на 3.5 ступени от среднего значения экспозиция, даст белый (прозрачный) негатив и изображение напечатается полностью черным. За этим пределом необходимо строго следить и быть уверенным что ни одна из деталей объекта не находится ниже этого предела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: