ХОД
Игра «Я знаю шесть названий...»
Ученики образуют круг. Учитель стоит первый в кругу. Бросает мяч и говорит: «Я знаю шесть названий деревьев на Донбассе». Затем называет имя любого ребенка в кругу. От него по порядку дети называют деревья. Когда шесть деревьев будет названо, ведущий повторяет свои слова, но с новым заданием: «Я знаю шесть цветов, (кустов, грибов), зависит от количества команд (каждая часть детей - это будущая группа), и называет имя ребенка, на котором остановился.
- Дети, каким словом можно объединить деревья, кусты, цветы и грибы?
- А растения относятся к какой группе природы?
(Дети располагаются по группам за партами).
2. Минутка синоптика
(Учитель читает стихотворение, показывая предметы).
Я улыбаюсь солнышку:
- Здравствуй, золотое!
Я улыбаюсь цветку:
- Пусть он цветет!
Я улыбаюсь дождю:
- Лейся, как из ведра!
Друзьям улыбаюсь,
Желаю им добра!
(М. Познанская)
- Кому сегодня утром, когда вы шли в школу, улыбалось солнце?
- Есть ли такие, которых дождик намочил?
|
|
- А когда можно будет найти цветы в природе?
- Что вы можете пожелать друг другу на сегодняшний день?
Сегодня мы заглянем к бабушке Медунице.
Инсценировка.
Стоит на краю леса под старой липой избушка. Тропа к избушке никогда не зарастает травой, потому что с утра до вечера идут к старушке посетители.
- Бабушка, бабушка, помоги! - это прилетел Щегол. - застудил я горлышко холодной водицей, не могу петь.
- Не волнуйся, пёрышко, дам тебе ромашечки, - сказала Медуница и пошла заваривать целебный чай.
- Ой, бабушка, открой и скорее помоги! - опять стук в дверь. Это Медведь прилез. Он ягод немытых объелся, и у него живот разболелся.
- На, Медвежонок, попей, это - целебный зверобой.
Он Заяц уже прыгает и на лапку то хромает.
- Спаси, бабулечка, спасай! Ранил я лапку, кровь течет.
- Не беда, - говорит Медуница, - подорожник этот возьми и к ранке приложи.
Даже сам Лесовичок приходит сюда за советами.
- Вы, бабушка, волшебница, - говорит он.
Улыбается старушка.
- Я знаю и люблю природу. Она - настоящая зелёная аптека. (Т. Маринюк)
Ответы на вопросы.
1. Чем бабушка Медуница лечила больных животных?
2. Кто из вас тоже принимал лекарства природы?
3. А вы хорошо знаете растения, растущие вокруг нас?
Рассказ учителя
Очень давно люди начали замечать лекарственные свойства некоторых растений. В народной медицине только в Донбассе используются более 200 лекарственных растений.
- В чём являются их целебные свойства?
· в корне (...);
· в стволе (...);
· в листочках (...);
· в цветах (...);
· в плодах (...).
- Для лечения каких недугов используют ромашку? Об этом мы узнаем, прочитав стихотворение Регины Новиковой «Ромашка»
|
|
Вот аптечная ромашка.
В складку белая рубашка,
С брошью на воротнике,
Разрослась невдалеке.
Запах сильный, ароматный,
Свежий, нежный и приятный.
Листья у неё - метёлки,
Очень мягкие иголки.
Этот цветик нам полезен -
Помогает от болезней.
Хорошо стоит в букете.
Соберём цветочки эти.
Физкультминутка «На лугу»
(Проводят бабушка Медуница и Лесовичок).
Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)
Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)
Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)
Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)
Вот ромашка, василёк,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковёр
И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)
Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)
Наклоняйтесь до носочков.
Раз - цветок, два - цветок,
А потом сплетём венок. (Руки поднять над головой)
Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте)
А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)
Отдохнуть пора, дружок,
Мы присядем на пенёк. (Садятся дети на места).
Слово учителя
А знаете ли вы людей, которые разбираются в растительных лекарствах? Их называют фитотерапевтами. Преимущество трав над химическими препаратами в том, что они хорошо лечат и не вредят организму.
Итак, отправляемся в зелёную аптеку бабушки Медуницы.
- Отгадайте, какое лекарственное растение приготовила нам бабушка.
· В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка? (Калина)
1. Калина обыкновенная растет в лесах, по берегам рек Донбасса.
2. Это ветвистый куст.
3. Для лекарственных нужд заготавливают кору, плоды, цветы.
4. Цветки белые, плоды красные. На вкус горьковатая, а когда ударят морозы становится сладковатой.
5.Калина богата на различные витамины, лечит многие болезни. Ягоды едят при кашле, простудах. Лечит печень. Кора калины также обладает лечебными свойствами.
· Весной растёт,
Летом цветёт,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается.
А цветок-то, медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и хрипа. (Липа).
1. Липа растёт в степях Донбасса.
2. Дерево достигает высоты 30 метров.
3. Для лекарственных целей используют почки, соцветия и листья липы.
4. Липовые цветки светло - жёлтого цвета, ощущается замечательный аромат. Мёд лучше - липовый.
5. Чай из цветов липы пьют при простуде. Отваром липы полощут горло при ангине. Листья и почки лечат ожоги, раны.
· Он красивой розе брат,
Если ты не виноват,
Всё равно имей в виду,
Может уколоть в саду. (Шиповник).
1. Шиповник растет в лесах и степях Донецкой Народной Республики.
2. Это куст высотой 2 метра.
3. Используют лечебные плоды шиповника, корень, цветы и листья.
4. Цветки бело - розового цвета, запаха - розы.
5. Плоды шиповника богаты витаминами. Полезно детям пить отвар и компот из них. Лечит желудок, печень.
· Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? - Запах… (мяты.)
1. Мята растёт в степях и лесах Донбасса.
2. Травянистое растение высотой 30 - 55 см.
3. Для изготовления лекарств используют сухие листья травы.
4. Листья зелёные, цветы красно - фиолетовые. Имеет резкий тонкий аромат и приятный вкус.
5. Мятный чай пьют с давних времён. Он успокаивает, вызывает аппетит, укрепляет сердце.
Есть растения - предвестники погоды.
Календула Рябина
Маргаритки Одуванчик
1. Календула развернула венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2. Если летом на рябине много плодов - осень будет дождливая, мало - сухая.
|
|
3. Перед непогодой цветок маргаритки наклоняется так низко, что почти касается поверхности земли.
4. Если в солнечную погоду цветы одуванчика смыкаются - будет дождь.
V. Итог
Беседа
- Что вам больше всего запомнилось из аптеки бабушки Медуницы?
- Подумайте, в какой местности растения имеют больше целебной силы - у дорог и заводов или в лесу?
(Вывод. Собирать лекарственные растения нужно в экологически чистых местах).
- Могут ли дети самостоятельно готовить лекарства из целебных растений, пробовать их в поле, в лесу?
(Вывод. Чтобы приготовить лекарство, нужно знать специальный рецепт. Опасно пробовать на вкус растения на прогулках и во время экскурсий).
О лекарственных растениях много интересного написано в книгах, справочниках, энциклопедиях, которые вы можете найти в домашней и школьной библиотеках.