Физкультминутка «На лугу»

ХОД

 

Игра «Я знаю шесть названий...»

Ученики образуют круг. Учитель стоит первый в кругу. Бросает мяч и говорит: «Я знаю шесть названий деревьев на Донбассе». Затем называет имя любого ребенка в кругу. От него по порядку дети называют деревья. Когда шесть деревьев будет названо, ведущий повторяет свои слова, но с новым заданием: «Я знаю шесть цветов, (кустов, грибов), зависит от количества команд (каждая часть детей - это будущая группа), и называет имя ребенка, на котором остановился.

- Дети, каким словом можно объединить деревья, кусты, цветы и грибы?

- А растения относятся к какой группе природы?

(Дети располагаются по группам за партами).

 

2. Минутка синоптика

(Учитель читает стихотворение, показывая предметы).

Я улыбаюсь солнышку:

- Здравствуй, золотое!

Я улыбаюсь цветку:

- Пусть он цветет!

Я улыбаюсь дождю:

- Лейся, как из ведра!

Друзьям улыбаюсь,

Желаю им добра!

(М. Познанская)

- Кому сегодня утром, когда вы шли в школу, улыбалось солнце?

- Есть ли такие, которых дождик намочил?

- А когда можно будет найти цветы в природе?

- Что вы можете пожелать друг другу на сегодняшний день?

 

Сегодня мы заглянем к бабушке Медунице.

Инсценировка.

Стоит на краю леса под старой липой избушка. Тропа к избушке никогда не зарастает травой, потому что с утра до вечера идут к старушке посетители.

- Бабушка, бабушка, помоги! - это прилетел Щегол. - застудил я горлышко холодной водицей, не могу петь.

- Не волнуйся, пёрышко, дам тебе ромашечки, - сказала Медуница и пошла заваривать целебный чай.

- Ой, бабушка, открой и скорее помоги! - опять стук в дверь. Это Медведь прилез. Он ягод немытых объелся, и у него живот разболелся.

- На, Медвежонок, попей, это - целебный зверобой.

Он Заяц уже прыгает и на лапку то хромает.

- Спаси, бабулечка, спасай! Ранил я лапку, кровь течет.

- Не беда, - говорит Медуница, - подорожник этот возьми и к ранке приложи.

Даже сам Лесовичок приходит сюда за советами.

- Вы, бабушка, волшебница, - говорит он.

Улыбается старушка.

- Я знаю и люблю природу. Она - настоящая зелёная аптека. (Т. Маринюк)

 

Ответы на вопросы.

1. Чем бабушка Медуница лечила больных животных?

2. Кто из вас тоже принимал лекарства природы?

3. А вы хорошо знаете растения, растущие вокруг нас?

 

 

Рассказ учителя

Очень давно люди начали замечать лекарственные свойства некоторых растений. В народной медицине только в Донбассе используются более 200 лекарственных растений.

- В чём являются их целебные свойства?

· в корне (...);

· в стволе (...);

· в листочках (...);

· в цветах (...);

· в плодах (...).

 

 

- Для лечения каких недугов используют ромашку? Об этом мы узнаем, прочитав стихотворение Регины Новиковой «Ромашка»

 

Вот аптечная ромашка.

В складку белая рубашка,

С брошью на воротнике,

Разрослась невдалеке.

 

Запах сильный, ароматный,

Свежий, нежный и приятный.

Листья у неё - метёлки,

Очень мягкие иголки.

 

Этот цветик нам полезен -

Помогает от болезней.

Хорошо стоит в букете.

Соберём цветочки эти.

 

Физкультминутка «На лугу»

(Проводят бабушка Медуница и Лесовичок).

Вместе по лугу идем, (Ходьба на месте)

Не спешим, не отстаем. (Потягивания — руки в стороны)

Вот выходим мы на луг (Наклониться и коснуться левой ступни)

Тысяча цветов вокруг! (Затем коснуться правой ступни)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка — клевер.

Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Повороты вправо — влево)

Чтоб сорвать в лесу цветочки, (Наклоны вперед)

Наклоняйтесь до носочков.

Раз - цветок, два - цветок,

А потом сплетём венок. (Руки поднять над головой)

Снова мы идём по лесу. (Ходьба на месте)

А вокруг так интересно! (Потягивание — руки в стороны)

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенёк. (Садятся дети на места).

 

 Слово учителя

А знаете ли вы людей, которые разбираются в растительных лекарствах? Их называют фитотерапевтами. Преимущество трав над химическими препаратами в том, что они хорошо лечат и не вредят организму.

Итак, отправляемся в зелёную аптеку бабушки Медуницы.

 

- Отгадайте, какое лекарственное растение приготовила нам бабушка.

 

 

· В сенокос горька,

А в мороз сладка.

Что за ягодка? (Калина)

1. Калина обыкновенная растет в лесах, по берегам рек Донбасса.

2. Это ветвистый куст.

3. Для лекарственных нужд заготавливают кору, плоды, цветы.

4. Цветки белые, плоды красные. На вкус горьковатая, а когда ударят морозы становится сладковатой.

5.Калина богата на различные витамины, лечит многие болезни. Ягоды едят при кашле, простудах. Лечит печень. Кора калины также обладает лечебными свойствами.

 

· Весной растёт,

Летом цветёт,

Осенью осыпается,

Зимой отсыпается.

А цветок-то, медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (Липа).

 

1. Липа растёт в степях Донбасса.

2. Дерево достигает высоты 30 метров.

3. Для лекарственных целей используют почки, соцветия и листья липы.

4. Липовые цветки светло - жёлтого цвета, ощущается замечательный аромат. Мёд лучше - липовый.

5. Чай из цветов липы пьют при простуде. Отваром липы полощут горло при ангине. Листья и почки лечат ожоги, раны.

 

· Он красивой розе брат,

Если ты не виноват,

Всё равно имей в виду,

Может уколоть в саду. (Шиповник).

 

 

1. Шиповник растет в лесах и степях Донецкой Народной Республики.

2. Это куст высотой 2 метра.

3. Используют лечебные плоды шиповника, корень, цветы и листья.

4. Цветки бело - розового цвета, запаха - розы.

5. Плоды шиповника богаты витаминами. Полезно детям пить отвар и компот из них. Лечит желудок, печень.

 

· Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? - Запах… (мяты.)

 

1. Мята растёт в степях и лесах Донбасса.

2. Травянистое растение высотой 30 - 55 см.

3. Для изготовления лекарств используют сухие листья травы.

4. Листья зелёные, цветы красно - фиолетовые. Имеет резкий тонкий аромат и приятный вкус.

5. Мятный чай пьют с давних времён. Он успокаивает, вызывает аппетит, укрепляет сердце.

 

 

Есть растения - предвестники погоды.

Календула                                                                          Рябина

 

Маргаритки                                                           Одуванчик

 

1. Календула развернула венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.

2. Если летом на рябине много плодов - осень будет дождливая, мало - сухая.

3. Перед непогодой цветок маргаритки наклоняется так низко, что почти касается поверхности земли.

4. Если в солнечную погоду цветы одуванчика смыкаются - будет дождь.

 

V. Итог

Беседа

- Что вам больше всего запомнилось из аптеки бабушки Медуницы?

- Подумайте, в какой местности растения имеют больше целебной силы - у дорог и заводов или в лесу?

(Вывод. Собирать лекарственные растения нужно в экологически чистых местах).

- Могут ли дети самостоятельно готовить лекарства из целебных растений, пробовать их в поле, в лесу?

(Вывод. Чтобы приготовить лекарство, нужно знать специальный рецепт. Опасно пробовать на вкус растения на прогулках и во время экскурсий).

О лекарственных растениях много интересного написано в книгах, справочниках, энциклопедиях, которые вы можете найти в домашней и школьной библиотеках.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: