Струятся в памяти людской святые Невский и Донской

Учитель: Удивительное ощущение охватывает, когда оказываешься неподалеку от древнего (более 850 лет!) бело-стенного Преображенского храма на Красной площади в Переславле-Залесском. Площадь, с ее державным знакомым названием, «красна»,приземистый храм Преображения Господня увенчан зеленым шеломом, с которым визуально перекликается шлем великого князя Александра Ярославича на памятнике, установленном в центре площади. Это тот храм, в котором крестили княжича Александра и многих переславских князей.

…И совсем неожиданное, щемящее чувство возникает, если ступить несколько шагов от Красной площади Переславля-Залесского вдоль древнего земляного вала — в слободку, где в мае не то 1220-го, не то 1221-го года родился князь Александр, где и теперь стоят деревянные домики меж берез — столь высоких и столь плакучих, что, кажется, помнящих события восьми вековой давности…

В городе Переславле великий Александр Ярославич, внук Всеволода Большое Гнездо и правнук основателя Москвы Юрия Долгорукого, был рожден и воспитывался, тут была его вотчина.

Учитель:Ребята! Кто это такой – защитник?

(Ответы детей, работа со словарем: защитник- тот, кто защищает, охраняет, оберегает)

- Тема нашего урока “Защита Отечества”

- Как вы думаете, от кого надо было охранять нашу землю?

- Ребята, а вы знаете, кто такой князь?

(Ответы детей.)

-Раньше на Руси так называли человека, который управлял своими землями- княжеством. Как вы думаете какое детство было у князей?(Ответы детей)

Ученик: Детство у мальчиков – княжичей в те далёкие времена было короткое. Раннее детство Александра прошло на княжеском подворье. Были игры со сверстниками, было любопытство к воинам, одетым в железные рубахи – кольчуги, и их коням, были голоса непонятных молитв в высокой и гулкой церкви.

Несколько лет жил мальчик по давнему обычаю в женской половине дома. Но вот подходило время, и княжича отбирали у мамок и нянек и совершали обряд, называемый постригом.

Этот средневековый обряд был очень важным событием в жизни княжичей. Он означал, что детство окончено, и знаменовал переход из детства в отрочество. С этого момента для Александра наступали суровые годы учёбы, подготовки к принятию княжеской власти.

В Преображенском храме, что был выстроен ещё при Юрии Долгоруком, епископ Симон подрезал Александру, сидящему на высокой подушке, кудри. Затем, после молебствий, княжича вывели во двор и при всём народе перепоясали мечом и посадили на коня. Тут же Александр получил от епископа и первое благословение на воинскую службу. В женскую половину к нянькам он больше не вернулся. Княжича Александра учили письму, счёту, книжной мудрости. Главной книгой детства Александра была Библия. Он знал её хорошо. Приобщали его к знанию законов русских, народных традиций, к истории своих предков. Но главным было изучение ратного дела. Князь должен был управлять конём и владеть оружием не хуже профессиональных воинов. Учили княжича и тому, как строить полки, как вести осаду городов, сооружать осадные машины – пороки, как водить полки по незнакомой местности, как уберегаться от вражеских засад и ставить засады для противника. Храбрым он стал, ловким, умелым, про таких говорили: “С конца копья вскормлен”

 

(Звучит фрагмент «Русь под игом монгольским» С.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»)

Учитель...От множества войска земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие и хищные животные, татары в своей неслыханной жестокости, нисколько не заботясь о военной добыче, ни во что, не ставя награбленное ценное добро, стремились только к уничтожению людей. Если кто сумел выбраться из этого ада, то не имел никакой надежды избежать смерти от меча, потому что вся земля кишела вражескими полчищами, которым чуждо было всякое милосердие, чтобы пощадить поверженных, пожалеть пленных, отпустить изнемогающих. Особо прискорбно, что с особой жестокостью бросались в бой татарские женщины и дети, издеваясь над пленными русскими женщинами и детьми...

Одновременно Западная Европа представляла собой растущую угрозу для Руси. Кроме немецких рыцарей Новгороду угрожали датчане и шведы. В их планах был крестовый поход против восточного православия, целью которого было принудить Новгород перейти в католическую веру. Первыми выступили шведы, они намеревались пойти на Старую Ладогу, захватить пути по реке Неве. Возглавил этот поход Биргер – зять шведского короля. Шведскому королю он обещал 2/3 завоёванных земель, а с дерзкого мальчишки Александра обещал сбить спесь и выгнать из Новгорода. Он отправил к нему послание: “Князь Александр! Если можешь, то сопротивляйся, но я уже здесь и пленю твою землю”.

Князь Александр, перед битвой на Неве, а ему не было тогда еще 20-ти лет, долго молился в храме Святой Софии Великого Новгорода и, выйдя из храма, как свидетельствуют, укрепил воинство словами, ставшими потом крылатыми:

«Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!»

С небольшой дружиной князь Александр, не дождавшись сбора всех сил новгородцев, ни помощи от других князей и отца, не знавших еще о нападении неприятелей, напал на шведское войско и на берегах Невы нанес ему сокрушительное поражение. За ту победу, одержанную 15 июля 1240 г., народ и прозвал князя Невским. Князь Александр поставил Биргеру и Шведскому королю, своим мечом печать на лбу, «чтобы тому не изменяла историческая память». К сожалению, Запад нередко забывал об этой «печати князя Александра». Не помнит, увы, и сейчас.

Мало кто вдумывается, сколь велика была ответственность Александра перед Богом и историей, когда он стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Ему пришлось четырежды ездить в стан монголов, чтобы подтверждать мирные отношения Руси и Орды. Для урегулирования ситуации в 1247 г., после восстаний ряда русских земель против невыносимых ордынцев, Александр был вынужден отправиться в двухлетнюю миссию — к Батыю, откуда русского князя послали к великому хану в Монголию.

Между прочим, в 1261 г. стараниями князя Александра и Митрополита Киевского и всея Руси Кирилла III в 1261 году была учреждена в столице Золотой Орды г. Сарае епархия Русской православной церкви. Первым иерархом Сарайским был епископ Митрофан. Именно на обратном пути из четвертой поездки в Орду князь занемог и, не доезжая до Владимира, в монастыре Городца (по разным версиям — в Городце волжском или Городце Мещерском) скончался 14 ноября 1263 г., приняв монашескую схиму с именем Алексий.

(На слайде –старинный Кремль, ребята предполагают, что это за крепость) Учитель:Более чем через 100лет после смерти Аленсандра Невского будет построен Белокаменный Московский Кремль — первая каменная крепость на территории города Москвы. Работы по замене деревянных стен и башен на белокаменные большего периметра были проведены в 1366—1367 годах, в правление молодого князя Дмитрия Ивановича-праправнука князя Александра. С этого времени в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Появление у Москвы каменных стен позволило великому княжеству Московскому проводить более самостоятельную внешнюю политику. Мальчик стал наследником великокняжеского престола в 9 лет.  В соборном храме Богородицы, в городе Владимире-на-Клязьме, чудесное было явление. Пономари, ночевавшие в церкви, увидели, как у гробницы Александра Невского вдруг сама собой зажглась свеча. Из алтаря вышли два неведомых старца и, приблизившись к раке, сказали: "Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников". И тотчас, как живой, восстал из гроба князь Александр, а потом божились пономари, что сделались все трое невидимыми и исчезли. К грозному 1380 году великий князь Димитрий Иванович уже был выдающимся политиком, государственным деятелем и воином. Узнав о приготовлениях Мамая, он начал собирать силы для главного сражения. Наступил решающий момент его жизни. Противостояние татарам мыслилось ему не одинокой оппозицией Московского княжества, но отпором со стороны союза всех русских уделов, стремившихся освободить свою родную землю то гнета иноземцев.   За духовной поддержкой князь отправился в Троицкий монастырь к великому молитвеннику преподобному Сергию Радонежскому, прославившемуся чудесами и при жизни почитаемому святым. Преподобный благословил князя идти на битву и предсказал победу. Старец говорил и о венцах, уготованных многим православным воинам. Самого же великого князя, по словам преподобного, смертная участь должна была миновать. Своим напутствием Сергий Радонежский воодушевил князя, а в помощь ему направил монахов-схимников Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).   Чтение текста по ролям: «...День и ночь стекаются к Москве рати великие. Стоит князь Дмитрий на стене кремлевской, смотрит. Идут полки коломенские, владимирские, юрьевские, костромские, переяславские, димитровские, можайские, звенигородские, белозерские. Из Серпухова полки, из Мурома, из Ростова. Идет рать из Твери. Ведет ее племянник князя Иван Холмский. Много дружинников, да простых людей куда больше. Сильна Русь воинством, народным - ополчением. Идут кузнецы могучие, плотники, каменщики, идут крестьяне землепашные. Хорошо если один их трех доспех имеет, да и то простой доспех, из бляшек железных состеганный. У остальных щиты деревянные, копья да мечи. Надеются они на свою силу, а больше на Бога уповают. Давно уже собирал князь Дмитрий ополчение, с самой весны скакали по городам и селам глашатаи, читали княжеский указ, скликали "всяких человеков постоять на Русь". Идут ратники, переговариваются. - Ты откуда, дядя? - спрашивает плечистый парень Митька. Щит у него большой, дружинный, да у меча ножны из лыка сплетены. Сам, видать, мастерил. - Из Ряжска я. Кузнец, - солидно отвечает ему бородач. - А ты откедова будешь? - Из-под Можайска мы. Крестьянствуем. Поворачивается Митька в другую сторону, а там дед идет седобородый. Несет дед лук да на поясе колчан висит со стрелами. Короткий нож справа - вот и все его оружие. - А ты, дед, чего увязался? Тебе дома на печи сидеть, - не выдерживает Митька. - Кому дед, а кому и нет! - с достоинством отвечает старик. - Гаврила я Петров, с-под Ростова. Авось и я Руси-матушке сгожусь. Старые кости класть не обидно. Идут полки. По всем дорогам к Москве стекаются.  Дмитрий Донской встречал полки словами: -Если останемся живы – ради Господа, если умрем за мир сей – ради Господа! Учитель:8 (21) сентября 1380 года – главное событие в биографии Дмитрия Донского. На Куликовом поле, на берегу Непрядвы и Дона объединенное русское воинство под предводительством Дмитрия Ивановича разгромило войско Мамаевой орды. Вскоре после битвы великого князя московского прозвали Донским. Победа в Куликовской битве дорого досталась нашему войску: погибла едва ли не большая его часть, правда, при еще более значительных потерях татар. Многие ратники были похоронены тут же, на поле Куликовом. Тотчас же силами живых была построена кладбищенская церковь, которую посвятили Рождеству Богородицы.   Вернувшись в Москву, князь немедленно отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды; был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой. Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков - родительским днем. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.    Учитель:     В годы Великой Отечественной войныпо инициативе Московской патриархии на пожертвования верующих была создана танковая колонна «Дмитрий Донской», переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В ее состав входило 19 танков. Имя Александра Невского носила воздушная эскадрилья, созданная на денежные средства Русской православной церкви.   И в наши дни святые земли Русской помогают охранять рубежи. Свою нелегкую службу несет экипаж стратегической атомной подводной лодки Тихоокеанского флота 4-го поколения, названной в честь святого благоверного князя Александра Невского – великого полководца, на борту корабля установлен походный храм (иконостас), освященный в Троице-Сергиевой лавре и изготовленный по заказу регионального благотворительного общественного Фонда помощи ветеранам и инвалидам силовых структур «Омофор».  Два князя – Невский и Донской… Как метко, с щедростью какой, как шубой с царского плеча, за доблесть сердца и меча, Русь, одарив их на века, рек именами нарекла! Струятся в памяти людской святые Невский и Донской. (Владимир Сосин)                                                                                                                                 Подведение итогов и домашнее задание: Ответить письменно на вопрос:Знаете ли вы войны, когда против общих недругов России вместе сражались разные ее народы.            

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: