Ключевой особенностью любой живой системы, в том числе и человека, является ее способность к адаптации.
Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; Адаптация поддерживает постоянство гомеостаза, обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в условиях среды неадекватным врожденным и приобретенным свойством организма.
Различают адаптацию срочную (после начала действия фактора) и долговременную (в результате длительного и многократного действия на организм факторов окружающей среды). Реакции адаптации к различным факторам среды имеют черты общности, получившие название общего адаптационного синдрома.
Слайд
Физическая тренировка является активной адаптацией, приспособлением человека к интенсивной мышечной деятельности, позволяющей развивать большие мышечные усилия и выполнять работу большей интенсивности и длительности и, в целом, увеличивается остановится устойчивой работоспособность организма.
|
|
Слайд
В настоящее время преимущества тренированного организма достаточно хорошо изучены и характеризуются тремя основными чертами:
1) тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности. Которая не под силу нетренированному;
2)тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных, непредельных физических нагрузках способностью достигать при максимальных нагрузках такого высокого уровня функционирования этих систем, который недостижим для нетренированного (максимизация функций).
3) у тренированного организма повышается устойчивость кповреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам.
Слайд
Тесты к лекции тема № 6
«Биологические основы физической культуры.»
1. Сколько процентов белков входит в состав скелетных мышц? а) 10% б) 20% в) 30% г) 50% | |||
2. Что является основным источником энергии для организма? а) белки б) жиры в) углеводы г) аминокислоты | |||
3. Незаменимые биологически активные вещества, представляющие собой низкомолекулярные соединения различной химической природы, которые являются биокатализаторами обменных процессов в организме и, как правило, не откладываются в организме, это? а) микроэлементы б) аминокислоты в) витамины г) все варианты | |||
4. Какие мышечные волокна двигательной единицы более устойчивы к утомлению? а) белые б) красные в) серые г) жёлтые | |||
5. В результате окисления какого элемента происходит энергообеспечение работы большой мощности с предельным запросом и потреблением кислорода (до 30 мин)? а) углеводы б) жиры в) белки г) нет правильного варианта | |||
6. Какой тип формы сокращения мышц соответствует естественным движениям в реальных условиях деятельности мышц? а)изометрический б) ауксотонический в) изотонический г) нет правильного ответа | |||
7. Что входит во внутреннюю среду организма? а) тканевая жидкость б) лимфа в) кровь г) всё перечисленное | |||
8. Сколько процентов воды должно содержаться в теле человека? а) 70% б)50% в)40% г)60% | |||
9. В какой период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины? а) ювенильный б) юношеский в) пубертатный г) первый зрелый | |||
|
ЛИТЕРАТУРА
1. Биология. Справочник школьника и студента /Под. ред. З.Брема и И.Нейнке; Пер.с
нем. – М.: Дрофа, 1999. – 400 с.
2. Возрастная психология: уч.пособие /Т.В.Алейникова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.
– 285 с.
3. Волков Н.И. Биоэнергетика спорта: Монография. – М.: Сов.спорт, 2011. – 160 с.
4. Джалилов П.Б. Словарь терминов по биохимии спорта (глоссарий) – М.: Сов.спорт,
2013. – 40 с.
5. Иванов К.П. Основы энергетики организма: Теоретические и практические аспекты. –
СПб.: Наука, 2004. – 254 с.
6. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб.: Наука, 1999. – 471 с.
7. Вайнек Ю. Спортивная анатомия: Уч. Пособие для студентов ВУЗов; Пер. с нем. – М.:
Изд.центр «Академия», 2008. – 304 с.
8. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов на
Дону.: «Феникс», 2002. – 480 с.
9. Мак Конки Э. Геном человека. – М.: Техносфера, 2011. – 288 с.
10. Меерсон Ф.З., Пшеничникова М.Г. Адаптация к стресс. Ситуациям и физ.нагрузкам. –
М.:Медицина, 1988. – 256 с.
11. Караулова Л.К. Физиология физ.воспитания и спорта: Учебник. – М.: Изд.центр
«Академия», 2012. – 304 с.
12. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 277 с.
13. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. – М.: Изд-во РУДН,
2004. – 408 с.
14. Проскурина И.К. Биохимия: уч.пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-
ПРЕСС, 2004. – 236 с.
15. Рафф Г. Секреты физиологии. Пер. с англ. М. - СПб.: Изд-во «БИНОМ», 2001. – 448 с.
16. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: Уч.пособие. –Ростов на Дону:
Феникс, 2007. – 448.
17. Психофизиология: Учебник для вузов/Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер,
2006. – 464 с.
18. Фаллер Д.М., Шильдс Д. Молекулярная биология клетки. Пер. с англ. М.: Изд-во
БИНОМ, 2001. – 256 с.
19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная:
Учебник. – М.: Терра Спорт, Олимпия Прес, 2001. – 520 с.
20. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. утомление при занятиях физ.культурой и спортом:
проблемы, сетодыисслед-я: монография. – М.: Сов.спорт, 2006. – 280 с.
21. Яковлев Г.М. Резистентность, стресс, регуляция.– Л., Наука, 1990. – 238 с.
22. Сеченов И.М., Биография. Главные труды. – СПб.: Изд-во ДЕАН, 2004. – 816 с.
23. Власов Ю u1040 А. Онтогенез кровообращения человека. – Новосибирск: Наука, 1985. – 261
с.
24. Колеман Э. Питание для выносливости.: Пер. с англ. – Мурманск: Изд-во «Тулома»,
2005. – 192 с.
25. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: уч.пособие для студ.
Учрежд.высш.проф.образования. – М.: Изд.центр «академия», 2011. – 320 с.
26. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия человека: Уч.пособие для студ. Биол.фак.ун-тов.
– М.: Просвещение, 1995. – 464 с.
27. Теория культуры. Уч.пособие СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
28. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. – Л.: Наука, 1988. –
|
|
239 с.
40
29. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. –
М.: Прогресс, 1993. – 208 с.
30. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование
человека. – М.: Наука, 2001. – 237 с.
31. Бочарова С.П. Психология и память. Теория и методика. – Харьков, изд-во
Гуманит.центр, 2007. – 384 с.
32. Павлов И.П. Рефлекс свободы – СПб: Питер, 2001. – 432 с.