Адаптация к физическим нагрузкам и повышение устойчивости организмачеловека к различным условиям внешней среды

Ключевой особенностью любой живой системы, в том числе и человека, является ее способность к адаптации.

Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; Адаптация поддерживает постоянство гомеостаза, обеспечивает работоспособность, максимальную продолжительность жизни и репродуктивность в условиях среды неадекватным врожденным и приобретенным свойством организма.

Различают адаптацию срочную (после начала действия фактора) и долговременную (в результате длительного и многократного действия на организм факторов окружающей среды). Реакции адаптации к различным факторам среды имеют черты общности, получившие название общего адаптационного синдрома.

Слайд

Физическая тренировка является активной адаптацией, приспособлением человека к интенсивной мышечной деятельности, позволяющей развивать большие мышечные усилия и выполнять работу большей интенсивности и длительности и, в целом, увеличивается остановится устойчивой работоспособность организма.

Слайд

 

В настоящее время преимущества тренированного организма достаточно хорошо изучены и характеризуются тремя основными чертами:

1) тренированный организм может выполнять мышечную работу такой продолжительности или интенсивности. Которая не под силу нетренированному;

2)тренированный организм отличается более экономным функционированием физиологических систем в покое и при умеренных, непредельных физических нагрузках способностью достигать при максимальных нагрузках такого высокого уровня функционирования этих систем, который недостижим для нетренированного (максимизация функций).

3) у тренированного организма повышается устойчивость кповреждающим воздействиям и неблагоприятным факторам.

Слайд

Тесты к лекции тема № 6

 «Биологические основы физической культуры.»

  1. Сколько процентов белков входит в состав скелетных мышц? а) 10%        б) 20%   в) 30%    г) 50%
2. Что является основным источником энергии для организма? а) белки б) жиры в) углеводы    г) аминокислоты
3. Незаменимые биологически активные вещества, представляющие собой низкомолекулярные соединения различной химической природы, которые являются биокатализаторами обменных процессов в организме и, как правило, не откладываются в организме, это? а) микроэлементы              б) аминокислоты в) витамины                 г) все варианты
4. Какие мышечные волокна двигательной единицы более устойчивы к утомлению? а) белые б) красные              в) серые г) жёлтые
5. В результате окисления какого элемента происходит энергообеспечение работы большой мощности с предельным запросом и потреблением кислорода (до 30 мин)? а) углеводы                  б) жиры      в) белки                     г) нет правильного варианта
6. Какой тип формы сокращения мышц соответствует естественным движениям в реальных условиях деятельности мышц?  а)изометрический            б) ауксотонический в) изотонический               г) нет правильного ответа
7. Что входит во внутреннюю среду организма? а) тканевая жидкость б) лимфа в) кровь г) всё перечисленное
8. Сколько процентов воды должно содержаться в теле человека? а) 70%             б)50%              в)40%              г)60%
9. В какой период в основном заканчивается процесс роста и формирования организма, и все основные размерные признаки достигают дефинитивной (окончательной) величины? а) ювенильный б) юношеский     в) пубертатный г) первый зрелый
10. Основным пластическим материалом, из которого построены клетки всех тканей организма являются: а) жиры                     б) белки     в) углеводы     г) нет правильного варианта

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Биология. Справочник школьника и студента /Под. ред. З.Брема и И.Нейнке; Пер.с

нем. – М.: Дрофа, 1999. – 400 с.

2. Возрастная психология: уч.пособие /Т.В.Алейникова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007.

– 285 с.

3. Волков Н.И. Биоэнергетика спорта: Монография. – М.: Сов.спорт, 2011. – 160 с.

4. Джалилов П.Б. Словарь терминов по биохимии спорта (глоссарий) – М.: Сов.спорт,

2013. – 40 с.

5. Иванов К.П. Основы энергетики организма: Теоретические и практические аспекты. –

СПб.: Наука, 2004. – 254 с.

6. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. – СПб.: Наука, 1999. – 471 с.

7. Вайнек Ю. Спортивная анатомия: Уч. Пособие для студентов ВУЗов; Пер. с нем. – М.:

Изд.центр «Академия», 2008. – 304 с.

8. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Ростов на

Дону.: «Феникс», 2002. – 480 с.

9. Мак Конки Э. Геном человека. – М.: Техносфера, 2011. – 288 с.

10. Меерсон Ф.З., Пшеничникова М.Г. Адаптация к стресс. Ситуациям и физ.нагрузкам. –

М.:Медицина, 1988. – 256 с.

11. Караулова Л.К. Физиология физ.воспитания и спорта: Учебник. – М.: Изд.центр

«Академия», 2012. – 304 с.

12. Кашуба В.А. Биомеханика осанки. – Киев: Олимпийская литература, 2003. – 277 с.

13. Агаджанян Н.А. и др. Основы физиологии человека: Учебник. – М.: Изд-во РУДН,

2004. – 408 с.

14. Проскурина И.К. Биохимия: уч.пособие для студентов вузов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-

ПРЕСС, 2004. – 236 с.

15. Рафф Г. Секреты физиологии. Пер. с англ. М. - СПб.: Изд-во «БИНОМ», 2001. – 448 с.

16. Савченков Ю.И. Нормальная физиология человека: Уч.пособие. –Ростов на Дону:

Феникс, 2007. – 448.

17. Психофизиология: Учебник для вузов/Под ред. Ю.И.Александрова. – СПб.: Питер,

2006. – 464 с.

18. Фаллер Д.М., Шильдс Д. Молекулярная биология клетки. Пер. с англ. М.: Изд-во

БИНОМ, 2001. – 256 с.

19. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная:

Учебник. – М.: Терра Спорт, Олимпия Прес, 2001. – 520 с.

20. Роженцов В.В., Полевщиков М.М. утомление при занятиях физ.культурой и спортом:

проблемы, сетодыисслед-я: монография. – М.: Сов.спорт, 2006. – 280 с.

21. Яковлев Г.М. Резистентность, стресс, регуляция.– Л., Наука, 1990. – 238 с.

22. Сеченов И.М., Биография. Главные труды. – СПб.: Изд-во ДЕАН, 2004. – 816 с.

23. Власов Ю u1040 А. Онтогенез кровообращения человека. – Новосибирск: Наука, 1985. – 261

с.

24. Колеман Э. Питание для выносливости.: Пер. с англ. – Мурманск: Изд-во «Тулома»,

2005. – 192 с.

25. Попов Г.И. Биомеханика двигательной деятельности: уч.пособие для студ.

Учрежд.высш.проф.образования. – М.: Изд.центр «академия», 2011. – 320 с.

26. Сапин М.Р., Брыскина З.Г. Анатомия человека: Уч.пособие для студ. Биол.фак.ун-тов.

– М.: Просвещение, 1995. – 464 с.

27. Теория культуры. Уч.пособие СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

28. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. – Л.: Наука, 1988. –

239 с.

40

29. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда: Пер. с англ. –

М.: Прогресс, 1993. – 208 с.

30. Многомерный образ человека: Комплексное междисциплинарное исследование

человека. – М.: Наука, 2001. – 237 с.

31. Бочарова С.П. Психология и память. Теория и методика. – Харьков, изд-во

Гуманит.центр, 2007. – 384 с.

32. Павлов И.П. Рефлекс свободы – СПб: Питер, 2001. – 432 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: