II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
- Что такое рынок, конкуренция?
- Какие методы конкуренции вы знаете?
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слово преподавателя
Экономика как сфера жизни общества, где осуществляется производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление, всегда предусматривает для ее субъектов возможность выбора. Так, предприниматели выбирают лучшие среди рынков сбыта продукции, закупки сырья, между перспективами расширения и закрытия производства; потребители выбирают в огромном количестве товаров и услуг те, в которые можно вложить свои ограниченные средства. Как продавцам, так и покупателям необходимо делать выбор, чтобы наиболее оптимально использовать ресурсы и получить максимальную выгоду.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
ИГРА
«Я продаю диск с контрольными работами и ответами на них. Стартовая цена – 5000 руб. Кто хочет и может купить этот диск? Поднимите руку, как только примете решение». (Считается количество рук и заполняется таблица на доске, заготовленная заранее).
|
|
Точно также со следующими ценами.
Итак, таблица, которую мы заполнили вместе в ходе игры, называется шкалой спроса. По данным таблицы давайте построим кривую спроса. На графике цены изображены на вертикальной оси (Р), а величина спроса – на горизонтальной (Q). Необходимо различать понятия «спрос» и «величина спроса». Величина спроса – это объем продажи по определенной цене. Спрос – это шкала (график) реакции покупателей в виде объемов продажи на разных уровнях цен. Так что же такое спрос?
СПРОС (D – demand) – количество товаров и услуг, которое покупатели хотят и могут приобрести на рынке по определенной цене за определенный период времени в конкретном месте.
ВЕЛИЧИНА СПРОСА (QD) – конкретное количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели в данное время по данной цене.
Спрос бывает:
1) индивидуальный – потребность отдельного покупателя в том или ином товаре, выраженная в деньгах;
2) рыночный – суммарный спрос индивидуальных покупателей.
На графике видно, что кривая спроса опускается вниз и вправо, поэтому показывает обратную зависимость между величиной спроса и ценой. Направляясь по кривой вниз и вверх, мы получаем разные варианты изменения величины спроса в зависимости от цены (ценового фактора).
ЦЕНА СПРОСА – это максимальная цена, которую готов заплатить покупатель за единицу товара.
Таким образом, кривая спроса имеет отрицательный наклон и отображает закон спроса. Изменение величины спроса на графике выглядит как движение вдоль линии спроса, при этом функция спроса остается неизменной (при изменении цены товара).
|
|
Функцию спроса от цены можно отобразить следующим образом:
QD = f(Р)
На основании графика можно вывести закон спроса.
ЗАКОН СПРОСА: чем выше цена на товар при неизменных прочих условиях и параметрах, тем меньше спрос на него. Таким образом, связь между ценой товара и спросом на него обратно пропорциональна.
Способы выражения закона спроса
1. Вербальный – при других рыночных условиях с повышением цены товара, объем спроса на него будет уменьшаться, и наоборот.
2. Графический.
3. Функциональный.
Нисходящий характер кривой спроса поясняется:
1) здравым смыслом: чем ниже цена, тем больше данного товара покупают люди;
2) принципом убывающей предельной полезности: с удовлетворением потребностей в каких-либо благах их ценность падает;
3) эффектом дохода (при условии более низкой цены можно приобрести больше товара) и эффектом замещения (при более низкой цене появляется стимул приобрести более дешевый товар вместо аналогичного дорогого).
Помимо цены на спрос влияют и другие факторы, так называемые неценовые
Игра
Мы уже знаем, что такое спрос, теперь необходимо найти производителей, которые захотят поставлять такие диски, и определить цену продажи.
«Кто может продать диски по цене 1000 руб.?» (студенты должны поднять руки после принятия решения). Количество рук считается и заполняется таблица на доске.
Дальше называется следующая цена и т.д.
Мы заполнили таблицу на основе предложения товаров по названным ценам, и это называется шкалой предложения.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (S – supply) – желание продавца продать определенное количество товара за определенный период по определенной цене.
Необходимо различать понятия «предложение» и «величина предложения». Величина предложения – количество товара, которое продавец готов продать по определенной цене. Предложение – реакция продавцов в виде шкалы (графика) на изменение цены на товар.
ВЕЛИЧИНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (QS) – конкретное количество товара, предложенного на рынке по конкретной цене.
Строим график. Из него видно, что:
Кривая предложения имеет положительный наклон и отображает закон предложения. Изменение величины предложения на графике выглядит как движение вдоль линии предложения, при этом функция предложения остается неизменной.
Функцию предложения от цены можно отобразить следующим образом:
QS = f(Р).
На основании графика можно вывести закон предложения.
ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: с увеличением цены величина предложения возрастает; если цена снижается, то уменьшается и величина предложения. Таким образом, между ценой и количеством предлагаемого товара существует прямая зависимость.
Помимо цены на предложение влияют и другие факторы, так называемые неценовые факторы.
Запись в тетрадь.
Цена – денежное выражение стоимости товара. Цена товара формируется на рынке, где сталкиваются интересы покупателей и продавцов.
Рыночная цена (РЕ) (цена равновесия) – это цена, при которой величина предложения товаров на рынке равна величине спроса на них.
Избыток предложения – ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.
Дефицит предложения (избыток спроса) – ситуация, при которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения.
Условие рыночного равновесия:
QD = QS
Итак, что же необходимо, чтобы равновесие наступило, какие условия этому сопутствуют?
1) величины спроса и предложения равны (потребности и производство);
2) отсутствие факторов к изменению цен и объема товаров.