Содержание хокку.
Это лирическое стихотворение, отличающееся предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека на фоне круговорота времен года. Многие хокку строятся на приеме, который называется со-сложением: имеются два объекта, и хокку представляет динамику их отношений.
Пример №1.
Старый пруд.
Лягушка прыгает.
Всплеск воды.
Тема – философский взгляд на природу;
Два объекта - пруд и лягушка.
В японском языке существует выражение " цивилизация сосновой иглы ". Оно обозначает способность наслаждаться красотой одной хвоинки. Как в капельке росы отражается солнце, так и в одном цветке, в одной ветке отражается природа.
Мастера японской поэзии были лаконичны. Они призывали: всматривайтесь в привычное - увидите неожиданное, всматривайтесь в некрасивое - увидите прекрасное, всматривайтесь в простое - увидите сложное, всматривайтесь в частицы - увидите целое, всматривайтесь в малое - увидите великое!
|
|
Авторы хокку ставили перед собой задачу не описать, а передать свое настроение, переживание в данный момент времени.
В хокку есть недосказанность, намек, недоговоренность. Авторы надеются, что читатели поймут и оценят и изображение реального мира, не требующее никакого другого толкования, и подтекст.
Основные черты хокку:
1. Лаконичность (3 строки);
2. Внимание к деталям;
3. Недосказанность, подтекст.
МАЦУО Басё — философ, поэт, влюбленный в природу. Он жил в конце XVII столетия. Его жизненный путь необычен.
Сын мелкого самурая, учителя каллиграфии, Мацуо Басё с детских лет был товарищем в играх княжеского сына. После ранней смерти своего молодого господина Мацуо ушел в город, принял постриг, освободившись этим от службы своему феодалу. Однако монахом не стал, жил в скромном домике в бедном предместье Фукагава, близ города Эдо. Хижина эта со скромным пейзажем описывается поэтом. Он изучает творчество китайских поэтов. Вскоре к нему начинают стекаться многочисленные ученики, которым Басё передает свое учение о поэзии. После того как сгорела его хижина, он начинает многолетние странствия, во время которых и умирает.
Его поэзия, по свидетельству исследователей его творчества, была для поэта не забавой или игрой, а высоким призванием его жизни. Он читал, что она облагораживает и возвышает человека.
Пример №2.
Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку:
То бабочка была.
Жанр данного стихотворения – хокку (трехстишье);
Тема – философское восприятие природы;
Образы – лист - бабочка;
Состояние - опавший – взлетел (смерть – жизнь);
|
|
Недосказанность (подтекст): Может быть, глядя на бабочку поэт мечтает о вечной жизни и возможности возрождения.
Пример №3.
Ночная тишина.
Лишь за картиной на стене
Звенит -звенит сверчок.
Жанр данного стихотворения – хокку (трехстишье);
Тема – философское восприятие природы;
Образы: ночь –сверчок;
Состояние: тишина – звон
Недосказанность (подтекст): ночью поэт не спит, что-то его тревожит. Интересно: переживания приятные или не очень?
Еще один известный японский поэт – Исса Кобаяси (1763 – 1827)
Сын крестьянина, Исса рано лишился матери. Новый брак отца не принес счастья никому. На фоне неблагоприятной обстановки в семье в возрасте 13 лет Исса уехал в Эдо (нынешний Токио) на заработки. В возрасте 25 лет он начал изучать поэзию.
Жизнь поэта была трагична. Всю жизнь он боролся с нищетой. Его любимый ребенок умер. Поэт рассказал о своей судьбе в стихах, полных щемящей боли.
Его поэзия говорит о любви к людям, и не только к людям, но и ко всем маленьким существам, беспомощным и обиженным.
Исса был последним крупным поэтом феодальной Японии. Он оставил после себя около 20000 хокку.
Пример № 3.
Наша жизнь - росинка.
Пусть лишь капелька росы
Наша жизнь - и все же...
Жанр – хокку (трехстишье);
Тема – философская (смысл жизни);
Образы – жизнь – росинка;
Состояние выражено через частицы - пусть, все же;
Идея – жизнь каждого человека коротка по сравнению с вечностью, однако и ее прожить стоит достойно. Надо добавить, что стихотворение было написано в тоске об умершем ребенке.
Пример № 4.
Тихо, тихо ползи
Улитка по склону Фудзи,
Вверх, до самых высот!
Жанр – хокку (трехстишье);
Тема – философская (через наблюдение за природой);
Образы - улитка – священная гора Фудзи;
Состояние: тихо ползет вверх;
Идея: смысл жизни в медленном и трудном приближении к истине.