Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших.
2. Составьте схему, раскрывающую понятие и основные компоненты психологической готовности к школе.
Компоненты готовности к школе
Общая готовность |
Психологическая готовность |
Физическая готовность |
Личностная готовность |
Интеллектуальная готовность |
Знания |
Способы познания |
Познавательные интересы |
Речь |
Познавательные процессы |
Эмоционально-волевая готовность |
Мотивационная готовность |
Самооценка |
Коммуникативная готовность |
|
|
3. Какими психологическими проблемами отмечен переход от дошкольного к младшему школьному возрасту?
Симптом потери непосредственности - свойство, указывающее, что дошкольный возраст прожит ребенком полностью и ребенок готов переходить к следующему возрасту. В этот период возникает проблема готовности ребенка к школьному обучению.
Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности.
Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности.
Согласно исследованиям Л.С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л.С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях.
4. Каковы основные трудности процесса адаптации к школьному обучению
Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:
|
|
· нового распорядка дня;
· ограничения на подвижные игры в школе;
· необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
· новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.
5. Раскройте особенности поведения детей в школе в зависимости от стиля адаптации?
o Высокий уровень адаптации:
Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложнённые задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе.
o Средний уровень адаптации.
Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает, сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным.
o Низкий уровень адаптации.
Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль; систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей.
6. Задачи:
49. Должна быть развита внеситуативно-личностная форма общения. В этом случае он будет воспринимать учителя как непререкаемый авторитет, образец для подражания.
50. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.
51. Петя в свои неполные 7 лет готов выполнять посильные задания, но лишь постольку, поскольку предложены учителем: авторитет его абсолютен. Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьба поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы.
52. Все успехи, кроме учебных, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных, уже не имеют такого значения, как школьная оценка. Притязания на признание в условиях школы реализуются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оценочные отношения взрослых через призму конкретной учебной деятельности.
53. У второй группы готовность школьному обучению выше. Они учатся сами, корректируя свою учебу вопросами. Они не будут пасовать и в ситуации изменения привычной схемы решения задания. Они своими вопросами могут вносить коррективы в исходный педагогический замысел учителя. Это подлинное учение. У первой же группы учащихся готовность к школьному обучению ниже. Они пассивно «принимают» обучение. На это указывают учителя, работающие по системе В.В. Давыдова.
54. Это говорит о том, что данные ученики еще затрудняются проводить счет во внутреннем плане, им еще нужны внешние опоры (пальцы).
55. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на объектах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, звучное, интересное, в движении, в сравнении и т.д.
Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями.
|
|
Отрывок художественного произведения
Анализ: в данном художественном произведении мальчик Алеша не хотел идти в школу, так как, по его мнению, он все знает. Судя по отрывку, Алеше 7 лет, в таком возрасте появляется подражание взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, как раз это и проявлялось в отрывке. Он решил быть самостоятельным и захотел уже пойти на работу как его родители. Родители объяснили ребенку, что он поступает не разумно, потому что учиться в школе необходимо. Не освоив азы в школе, он не сможет пойти на работу в дальнейшем, так как первый класс-это всего лишь начало.