Симптомы кризиса семи лет

 Основными проявлениями кризиса являются капризность, негативизм, непослушание, раздражительность. Подражая взрослым, ребенок манерничает, кривляется. Движения, фразы не соответствуют возрасту, становятся нелепыми, нарочитыми, утрированными. Дословное повторение родительских слов, интонаций, жестов – апробирование атрибутов взрослости. Стремление изменить существующие правила поведения, способы взаимодействия с членами семьи сопровождаются частыми спорами, игнорированием просьб старших.

2. Составьте схему, раскрывающую понятие и основные компоненты психологической готовности к школе.

 

Компоненты готовности к школе

Общая готовность
Психологическая готовность
Физическая готовность
Личностная готовность
Интеллектуальная готовность
Знания
Способы познания
Познавательные интересы
Речь
Познавательные процессы
Эмоционально-волевая готовность
Мотивационная готовность
Самооценка
Коммуникативная готовность

 


3. Какими психологическими проблемами отмечен переход от дошкольного к младшему школьному возрасту?

 

Симптом потери непосредственности - свойство, указывающее, что дошкольный возраст про­жит ребенком полностью и ребенок готов переходить к следующему возрасту. В этот период возникает проблема готовности ребенка к школьному обучению.

Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зрения общества, социально одобряемой и оцениваемой деятельности.

Специфически «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хочет стать школьником.

Поступление в школу знаменует начало качественно нового этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности.

Согласно исследованиям Л.С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л.С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях.

 

4. Каковы основные трудности процесса адаптации к школьному обучению

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

· нового распорядка дня;

· ограничения на подвижные игры в школе;

· необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;

· новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

 

5. Раскройте особенности поведения детей в школе в зависимости от стиля адаптации?

o Высокий уровень адаптации:

Первоклассник положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; решает усложнённые задачи, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе.

 

o Средний уровень адаптации.

Первоклассник положительно относится к школе, её посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает, сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным.

o Низкий уровень адаптации.

Первоклассник отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, необходимы постоянный контроль; систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлинённых паузах для отдыха; для понимания нового и решения задач по образцу требуется значительная учебная помощь учителя и родителей.

 

6. Задачи:

49. Должна быть развита внеситуативно-личностная форма общения. В этом случае он будет воспринимать учителя как непререкаемый авторитет, образец для подражания.

50. В этой ситуации можно говорить, что у Вани развивается учебно-познавательная мотивация, адекватная структуре учебной деятельности.

51. Петя в свои неполные 7 лет готов выполнять посильные задания, но лишь постольку, поскольку предложены учителем: авторитет его абсолютен. Причем любое задание — и то, что в учебнике, и просьба поливать цветы. А дома Петя не принимает никаких советов мамы.
52. Все успехи, кроме учебных, создающие статус ребенка в глазах других и его собственных, уже не имеют такого значения, как школьная оценка. Притязания на признание в условиях школы реализуются лишь через успеваемость. Дети ориентируются на оценочные отношения взрослых через призму конкретной учебной деятельности.
53. У второй группы готовность школьному обучению выше. Они учатся сами, корректируя свою учебу вопросами. Они не будут пасовать и в ситуации изменения привычной схемы решения задания. Они своими вопросами могут вносить коррективы в исходный педагогический замысел учителя. Это подлинное учение. У первой же группы учащихся готовность к школьному обучению ниже. Они пассивно «принимают» обучение. На это указывают учителя, работающие по системе В.В. Давыдова.
54. Это говорит о том, что данные ученики еще затрудняются проводить счет во внутреннем плане, им еще нужны внешние опоры (пальцы).
55. У младших школьников еще преобладает непроизвольное внимание, которое может быть сосредоточено на объектах, имеющее какие-то яркие особенности: красочное, звучное, интересное, в движении, в сравнении и т.д.
Поэтому учебный материал учитель подает таким образом, чтобы он был небольшим по объему, прост, легко осмысливался, был бы связан с практическими действиями.

 

Отрывок художественного произведения

Анализ: в данном художественном произведении мальчик Алеша не хотел идти в школу, так как, по его мнению, он все знает. Судя по отрывку, Алеше 7 лет, в таком возрасте появляется подражание взрослым, манерничаньем, упрямством, своеволием, как раз это и проявлялось в отрывке. Он решил быть самостоятельным и захотел уже пойти на работу как его родители. Родители объяснили ребенку, что он поступает не разумно, потому что учиться в школе необходимо. Не освоив азы в школе, он не сможет пойти на работу в дальнейшем, так как первый класс-это всего лишь начало. 

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: