Выполнил Микишенко Алексей группа РиСОТ

1. Спортивная морфология тесно связана:

- с анатомией, так как форма определяется особенностями строения органов, в том числе мышц и костей;

- физиологией – воздействие спортивных нагрузок приводит к изменению функций, строения и формы;

- биомеханикой – особенности строения и формы суставов изменяет их подвижность, амплитуду движения, траекторию полёта т.д.;

- генетикой – определенные параметры строения и форм человека определяются его генотипом

 

Задачами спортивной морфологии являются:

1) исследование и выявление признаков наиболее информативных при спортивном отборе;

2) исследование морфологических признаков, используемых для проведения спортивного контроля за состоянием спортсмена, в том числе и для профилактики явлений перетренированности.

3) Изучение признаков адаптации организма к тем или иным спортивным нагрузкам с учетом возраста, пола, этнической принадлежности, типа телосложения и вида спорта.

4) Исследование физиологического значения происходящих в процессе тренировки структурных изменений на всех уровнях организации организма.

5) Исследование спортивных возможностей (спортивного потенциала) каждого индивида.

Значение: она является основой для спортивной медицины; спортивного отбора и спортивной ориентации; спортивной физиологии.

История исследований по спортивной морфологии связана с историй олимпийского движения. Истоки спортивной морфологии можно найти в Древней Греции: еще в III веке до н.э. Флавий младший установил требования к телосложению атлетов, которые могли претендовать на победу в Олимпийских играх. В России развитие спортивной морфологии определялось потребностями физического воспитания. Основоположником этой науки у нас можно считать Петра Францевича Лесгафта, который разработал основы теоретической анатомии с учетом действия на организм физических нагрузок. Основателем курса спортивной морфологии стал Михаил Федорович Иваницкий, он основал кафедру анатомии в Московском институте физической культуры, на базе которой проводились исследования по спортивной морфологии. Большой вклад в развитие основ этой науки внесли наши соотечественники В.В. Бунак, Д.А. Жданов, М.Г. Привес. В настоящее время во многих городах России проводятся исследования по спортивной морфологии.

 

Критерии морфологического контроля включают:

1) описания соматического состояния спортсмена;

2) размеры тела в целом (тотальные) и его частей (парциальные);

3) соотношение линейных и обхватных размеров (пропорции тела);

4) соотношение компонентов массы тела (жирового, мышечного, костного)

 

2. Физическое развитие человека - это процесс формирования личности, который происходит под влиянием различных факторов. Они делятся, на: эндогенные (относятся к внутренней среде) и экзогенные (к среде обитания).

К эндогенным факторам относят: генетические факторы, которые могут являться носителями наследственных заболеваний и иметь влияние на процесс роста, развития.

К экзогенным факторам относятся: климатические показатели, природные факторы, район проживания, водные ресурсы, экология.

К социальным факторам относят: факторы питания, уровень образования, положение ребёнка в семье, доступность медицинской помощи.

От рождения человека до его биологического созревания проходит около 20 - 22 лет. В течение этого длительного времени происходят сложные процессы морфологического, физического и психологического развития. Первые два процесса объединяются в понятие «физическое развитие».

Физическое развитие - закономерный естественный процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжении индивидуальной жизни.В качестве критериев физического развития выступают, главным образом, основные антропометрические (макроморфологические) показатели: длина тела (рост), масса тела (вес), обхват, периметр (окружность) грудной клетки.

Естественное физическое развитие связано и с возрастной динамикой ряда функциональных показателей. В этом плане при оценке физического развития наиболее часто принимаются во внимание степень соответствия развития основных двигательных качеств (ловкость, быстрота, гибкость, сила, выносливость) усредненным возрастным показателям.

Динамика физического развития отдельного человека тесно связана с его индвидуальными возрастными особенностями, на которые в большей или меньшей степени оказывает свое влияние наследственность.

Свое позитивное или негативное воздействие на физическое развитие могут оказывать постоянно изменяющиеся условия внешней среды - бытового, учебно-трудового, экологического характера и др. очень важно, что целый ряд показателей физического развития человека на протяжении всей его жизни может подвергнуться направленному воздействию для их существенной коррекции или совершенствования посредством активных занятий физическими упражнениями.

3. В росте и развитии детей выделяют:

- первый период вытягивания – первый год жизни, длина тела ребенка возрастает на 25 см, а его масса увеличивается на 6 – 7 кг;

- первый период округления – 1 – 3 года, темпы развития снижаются;

- второй период вытягивания – 5 – 7 лет – новое нарастание темпов роста, прирост тела – 7 – 10 см;

- второй период округления – 7 – 10 лет – замедление роста;

- третий период вытягивания – с 11 – 12 до 15 -16 лет – возрастание темпов физического развития в период полового созревания;

- в последующие годы темпы физического развития снижаются.

Рост у женщины останавливается к 18 – 22 годам, у мужчин – к 20 – 25 годам.

 

В современной науке нет общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ. Рекомендуется схема возрастной периодизации, которая имеет значительное распространение. По этой схеме в жизненном цикле человека до достижения зрелого возраста выделяют следующие периоды:

I новорожденный—1—10 дней;

II грудной возраст—10 дней—1 год;

III раннее детство—1—3 года;

IV первое детство—4—7 лет;

V второе детство—8—12 лет мальчики, 8—II лет девочки;

VI подростковый возраст—13—16 лет мальчики, 12—15 лет девочки;

VII юношеский возраст—17—21 год юноши, 16—20 лет девушки.

 

Среди периодов постнатального онтогенеза выделяют следующие:

Первые 2 ч жизни. В это время организм ребенка начинает освобождаться от биологически активных веществ, осуществлявших регуляцию жизнеобеспечения плода во время родов

2-12 ч жизни. Период, когда наблюдается «феномен прощания с внутриутробными способностями» (удерживать голову, прослеживать глазами, копировать движения матери, врача)

Первая неделя жизни. Это время первичной настройки жизненно важных функций ребенка, проявляющихся в новых условиях окружающей среды: начало и стабилизация работы органов дыхания, кровообращения и пищеварения, включая функции активного сосания, жевания, глотания и переваривания пищи.

2-12 нед жизни. Это первый период обучения ребенка после рождения, характеризующийся относительной стабилизацией жизненно важных функций и адаптацией к условиям окружающей среды.

3-18 мес жизни. Это период первичного развития воспринимающей (сенсорной) системы или стадия развития двигательных навыков, необходимых для активных контактов ребенка с окружающей средой.

1,5-3 года жизни. Это время приобретения первого персонального опыта. Для него характерны: осознанная фразовая речь, формирование межполушарной асимметрии мозга и возникновение доминантного полушария.

3-6 лет жизни, или период дошкольного возраста. Характерны более четкие движения. Создаются индивидуальный двигательный облик, позы, мимика, жесты.

После 6-7 и до 16-18 лет жизни, или период школьного возраста. Это время усвоения программных знаний, определения навыков абстрактного мышления, формирования собственного образа мыслей.

4. Биологический и паспортный возраст:

1.Календарный (паспортный возраст)-документально зафиксированная дата рождения человека, от которой начинается отсчет его возраста.

2.Биологический возраст-интегральные характеристики состояния организма, отражающая степень его биологической зрелости и соответствие средним групповым характеристикам.

Критерии установления биологического возраста:

1) Время окостенения скелета

2) Время прорезывания и смены зубов

3) Показатели физического развития (рост, масса, окружности)

4) Вторичные половые признаки

Считается, что биологический возраст соответствует паспортному, если:

1) Длина тела не меньше средней стандартной величины

2) Годовая прибавка в росте не менее 4 см

3) Количество постоянных зубов в 6 лет равно 1-2, в 7 лет - 4-5.

4) Половое развитие соответствует возрастной половой форме.

Биологический возраст отстает от паспортного если 2 показателя не соответствуют указанным требованиям. При этом в младшем возрасте основными признаками являются время прорезывания и смены зубов, а также длина тела. В среднем и старшем возрасте - вторичные половые признаки и годовая прибавка в росте.

Биологический возраст может и опережать паспортный. Если опережение не превышает 2 года, это нормально.

Биологический возраст, или возраст развития — понятие, отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: