Практическая работа № 1

08.05.2020

По дисциплине: Введение в инклюзивное образование

Тема занятия: Эволюция отношения к инвалидам в истории человечества

Цель занятия: закрепить знания студентов по теме практической работы

Выполнила: Винокурова А.А.

1 вопрос.

1. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в античном мире и Киевской Руси.

Изначально слово «инвалид» произошло от латинского invalidus — «слабый, немощный». Инвалидами называли военнослужащих, которые получали увечье во время битвы. Во времена Юлия Цезаря инвалидами считали даже воинов, лишившихся большого пальца правой руки — с таким увечьем они не могли держать оружие. И только позже термин стал означать людей с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями.

Чем более суровыми были условия жизни, тем более жестоким — отношение к слабым. Если человек не может трудиться, если не приносить пользу стране — он не нужен. Долгое время в большинстве стран подход был именно таким. В VIII в. до н.э закон Ликурга, древнеспартанского законодателя, закреплял право на уничтожение больных детей — слабых, немощных, с выраженными физическими недостатками. А древнеримский философ Сенека призывал топить хилых и безобразных младенцев: он считал необходимым отделять «негодное от здорового».

Были и исключения, например, мыслитель Древнего Китая VI–IV веках до н. э., Сунь-Цзы призывал сильных мира сего к помощи и поддержке людей с физическими недостатками.

Но в целом Древний мир был весьма нетерпим, считая таких людей обузой и помехой. А убийство, как их сейчас называют, особенных детей было допустимо до V века н. э.

В Киевской Руси, а затем в Московском государстве при церквях строили приюты, где таких людей, чаще детей, воспитывали и приучали к труду. Обучение религии и обучение вере воспринимались как единый процесс. Образование получали в основном дети господствующих сословий (дружинников, священнослужителей, княжеского окружения, дети князей). Летопись от 1028 года отмечает, что в России происходил быстрый расцвет школьного дела. В Новгороде открывал школы князь Ярослав Мудрый. В 11 веке в Киеве было создано в женском монастыре училище для девочек, где обучали чтению, письму, пению и швейному делу. К 13 веку школы существовали уже во Владимире, Чернигове, Полоцке, Турове и во многих других городах. Содержание обучения в обычных школах: чтение, письмо, церковное пение, основы арифметики.

Средствами воспитания считалось выполнение детьми с малых лет религиозных христианских обрядов, заучивание молитв, соблюдение постов. Утверждая, как и католическая религия, что природа человека греховна, Православная религия рекомендовала также в качестве одной из мер воспитательного воздействия физические наказания, которые якобы должны были искоренять в детях злое начало.

 

2. Принципы инклюзивного образования.

На основании Федерального закона от 29.12.2012 г. (№273-ФЗ), на территории Российской Федерации закреплено право каждого человека на получение образования. В законе «Об образовании» так же указано, что получить образование могут все дети, вне зависимости от ограничений возможностей их здоровья.

Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками - это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

Задачи инклюзивного образования состоят в том, чтобы включить всех детей в школьную систему и обеспечить их равноправие.

Существует восемь принципов инклюзивного образования:

ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

каждый человек способен чувствовать и думать;

каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

все люди нуждаются друг в друге;

подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

3. Помощь людям с ОВЗ в Средневековье.

Подлинно научные воззрения пробивали себе дорогу в героической борьбе с церковью. И в итоге в период средних веков произошло довольно значительное развитие научных знаний.

Уже в XIV—XV веках стали постепенно восстанавливаться понятия древних греков и римлян о душевных болезнях. Даже теологи стали признавать роль мозга в происхождении помешательств.

В мрачные годы инквизиции современник Галилео Галилея и Джордано Бруно профессор медицины в городе Базеле Феликс Платтер (1537—1614) посещает монастыри, тюрьмы, ведет наблюдение за душевнобольными, которые иногда находились в этих учреждениях. В эти годы врачи имели возможность наблюдать душевнобольных и слабоумных в специально созданных для них домах. Такие дома впервые появились в XIV веке. С XV века для названных выше лиц стали открывать и лечебницы.

Во всех этих учреждениях ничто даже отдаленно не напоминало лечение. Это были, как тогда говорили, «места ужаса и безнадежности». Пытки и наказания были учреждены в качестве основных лечебных мероприятий.

Наблюдения Платтера за душевнобольными были опубликованы в его трудах, увидевших свет уже после его смерти. В 1614 г. была издана книга «Наблюдения», а в 1625 г. «Медицинская практика». В этих трудах Платтер дает первую из известных психиатрам классификацию душевнобольных. Среди душевнобольных он выделяет четыре группы. В числе признаков, лежащих в основе классификации, Платтер указывает такие, которые характеризуют различные нарушения интеллекта, эмоций и физического состояния больного. Эти нарушения могут характеризоваться ослаблением или усилением, исчезновением или извращением той или другой психической функции, точнее — сознания. Важно, что все эти симптомы Платтер связывает с анатомо-физиологической этиологией: наследственностью, травмами головы, с нарушениями кровообращения, с отравлениями наркотиками, со старостью и другими факторами.

 

4. Саламанская декларация о принципах, политике, практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.

 

5. Отношение к людям с недостатками в развитии в исламских странах.

Ислам призывает к заботе о немощных (инвалидах) и предоставлении им тех же прав и обязанностей, как и другим членам общества, поскольку в этом отношении нет разницы между богатым и бедным, здоровым и калекой, сильным и слабым. Но до сих пор нарушаются права людей в различных сферах жизни в целом и инвалидов в частности.
Ислам всемерно заботится об инвалидах и гарантирует им достойную жизнь. Ученые подчеркивают важность обеспечения медицинской, психологической и религиозной заботы о недееспособных людях, а также информирования их об их правах. Поэтому общество должно окружать их заботой и защитой. В нашей повседневной жизни мы часто сталкиваемся с инвалидами. они проходят испытания на стойкость веры посредством болезней.
По мнению Ислама, болезнь - это испытание для верующего, посредством которого выявляется: проявит ли раб Всевышнего стойкость, будет ли доволен решением Аллаха - или нет?
Если заболевший человек выдержит испытание, Всевышний будет доволен им, а если он опечалится и потеряет надежду на милость Аллаха - он потерпит убыток на этом свете и лишится довольства Всевышнего на Том свете. Посланник Аллаха (ДБАР) сказал: «Если раб (Всевышнего) заболеет или отправится в путь, ему запишется подобное тому, что он совершал, когда находился дома, будучи здоровым».

 

6. Инклюзивное образование в США.

США является страной с развитой системой инклюзивного образования. Вопрос об интеграции детей-инвалидов был поднят на Конгрессе США в 1973 и был закреплен законодательно. Основная цель закона заключается в интеграции — обучения детей-инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи. С 80 — х г. XX века разрабатывается программа «Инклюжен», которая действует и в настоящее время. Основная цель, которой создать все условия для детей с ОВЗ, чтобы они могли пользоваться услугами, с той же простотой, как и обычный человек. В США с 1875 по 1914 годы вводилось обязательное школьное образование, в связи с этим были сформированы классы для детей, которые считались умственно недоразвитыми, а также для тех, кого полагали «неисправимыми за их поведение», глухих или физических инвалидов. В этот же период Национальная ассоциация образования создала Департамент специального образования. В настоящее время в США действует программа «Инклюжен». Ее основы были заложены «Реабилитационным Актом» и законом об обучении детей-инвалидов в 1973 году.

Образование, основанное на модели «Инклюжен», является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

 

7. Инклюзивное образование в европейских странах.

Совместное обучение детей с отклонениями в развитии в зарубежных странах реализуется с начала 90-х годов прошедшего столетия. Его закрепление и распространение прошло два этапа – от интегрированной (70-80 гг. XX в.) до инклюзивноймодели (90-е гг. XX в. по настоящее время). Однако внедрение данной концепции в практику образования и реализация концепции в качестве образовательной политики было подготовлено целым рядом событий политического, социального, этического характера, происходивших в европейских странах и в США в течение последних тридцати лет.

Период Второй мировой войны и последующие годы заставили общество пересмотреть отношение к ценности человека и его жизни. Экономические, технологические и информационные возможности развитых стран Европы, США позволили создавать для реализации инклюзивного образования, наряду с имеющейся системой специального образования, параллельную специальную образовательную среду в системе массового образования, а также сделать максимально доступной для лиц с ограниченными возможностями городскую инфраструктуру.

Клинические, психофизиологические и педагогические исследования рассматриваемого периода подтверждают уникальную значимость раннего периода развития ребенка для профилактики и коррекции вторичных нарушений и отклонений в его развитии. Будучи включенной в структуру семейной педагогики, ранняя комплексная помощь ребенку с отклонением в развитии и его семье становится определяющим условием успешной интеграции ребенка на следующих этапах его возрастного развития.

В середине 60-х гг. XX столетия в скандинавских странах в основу образа жизни обучения людей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями был положен принцип «нормализации» (модель интеграции) (авторы Н. Бенк и Б. Нирье), суть которого состояла в том, что «особенные» дети (независимо от тяжести состояния) должны находиться и обучаться в окружении нормальных сверстников или в среде, максимально приближенной к нормальной. Его практическая реализация предполагала полномасштабную и разностороннюю интеграцию «особенных» людей в общество: физическую (посещение обычной школы или получение работы), функциональную (обеспечение инвалидам доступа к местам общественного пользования и свободу передвижения), социальную (уважительное отношение общества), личную (участие в жизни общества), общественно-организационную.

В Скандинавии интеграция начинает реализоваться в основном нормативным и практическим путем. Так, в Дании парламентским решением (1969) дети с ограниченными возможностями получают право посещать вместе с остальными детьми массовую школу, чтобы не быть изолированными от сверстников и привычной для них среды жизнедеятельности. Сначала в США, затем в других ведущих европейских странах (Великобритания, 1981; Швеция, 1982 и др.) принимаются законодательные акты, закрепившие права детей и подростков с различными нарушениями на получение бесплатного образования. Кроме того, незначительная их часть, преимущественно с невыраженными нарушениями (зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) получила возможность обучаться в общеобразовательных школах.

В Великобритании после принятия Акта об образовании (1981) число учащихся специальных школ составило 1,7% (данные на 1985 г). Кроме этого, в специальном образовании страны были упразднены все нозологические категории «особенности». С этого момента специальное образование в Великобритании продолжает развиваться в условиях интегрированного обучения. Эффективность интеграции выразилась в общем снижении числа специальных школ; наличия оптимистичных данных о результатах интегрированного обучения отдельных представителей «особенных детей». По имеющимся данным наиболее успешно включены в процесс интеграции учащиеся с физическими отклонениями и с нарушениями зрения. По мнению авторов, «аргументы против интеграции, в основном, носят временный, переходящий характер, фокусируются на недостатках деятельности общеобразовательных школ и на определенные трудности по обеспечению образованием детей с особыми потребностями»

Во Франции Закон об образовании 1989 года закреплял права на получение образования всех детей и подростков, проживающих на территории страны, независимо от социального происхождения, культурного уровня и национальной принадлежности. В этом же законе были также подтверждены интегративные тенденции в специальном образовании.

При некоторых школах для детей, имеющих отклонения в развитии, (чаще - интеллектуальные нарушения, создаются классы усовершенствования (или специальные классы). Решение о зачислении ребенка в такой класс принимает специальная комиссия, при обязательном согласии родителей (в письменном виде). Для нормальных детей, которым свойственны различные проблемы поведения, или трудности общения, а также для детей с временными задержками развития организуются классы адаптации. Пребывание ребенка в этих классах бывает временным, а в классах усовершенствования – постоянным, ибо здесь учатся, главным образом, дети с нарушением интеллекта легкой и умеренной степеней.

 

8. Развитие инклюзивного образования в России

Развитие инклюзивного образования в России
Термин «инклюзия» получил распространение в нашей стране в 90-е годы ХХ века, когда в мире уже появились новые международные документы, ставшие руководством к действию для целого ряда развитых стран. Поэтому одними из первых причин появления инклюзивного образования в России стала разработка и распространение в Западном мире нормативно-правовых документов и законодательных актов, таких как: Всеобщая декларация прав человека, Декларация прав ребенка, Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц, Всемирная программа действий в отношении инвалидов, материалы Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями. На фоне этого, в 1990 году в СССР подписали Конвенцию о правах ребенка, в 1992 году появился Закон «Об образовании в Российской Федерации», а уже 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов. Также в 2008 году утверждаются Рекомендации Министерства образования и науки РФ по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами в Российской Федерации. В декабре 2010 года Государственная Дума Российской Федерации приступает к практической работе по изменению российского законодательства в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов. В 2012 году вводятся поправки в Закон «Об образовании в Российской Федерации», связанные инклюзивным обучением детей с ОВЗ.
В России к вопросам инклюзивного образования привлечены представители психолого-медико-педагогических консультаций. Именно психолого-медико-педагогические консультации осуществляют оценку развития детей и предоставляют родителям рекомендации по выбору того или иного учебного заведения для их детей.
Среди приоритетных проблем в области реализации политики инклюзии респонденты определили: финансирование социально-психологического сопровождения инклюзивного образования; формирование в обществе толерантного отношения к детям с особыми потребностями; совершенствование законодательной базы для организации инклюзивного образования в условиях массовых общеобразовательных учебных заведений; четкое определение состава специалистов и оснований для их введения в штатные расписания. Важнейшим фактором, определяющим развитие инклюзивного образования, является финансовое обеспечение. Но если его нет, остальные факторы внедрения инклюзии - бесполезны.
На сегодняшний день в России:
• определена новая методология развития специального образования, которая основана на демократических, антидискриминационных основах;
• функционирует система диагностики детей с особыми потребностями;
• создана дифференцированная сеть учебных заведений различных типов для детей с особенностями психофизического развития.
На базе учебных заведений и учебно-реабилитационных центров России реализуется положительный опыт инклюзивной практики в ходе научно-педагогических и социально-педагогических экспериментов по проблемам комплексной медицинской, психологической, педагогической, социальной реабилитации детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития.

9. «Развитие инклюзивного образования в Крыму» – доклад.

 

 

2 вопрос.

 

 













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: