Урок_ Воспитание характера.
«В здоровом теле - здоровый дух» говорит русская пословица. Но правильно ли это? Часто мы видим физически здоровых, крепких людей, которые творят зло: дерутся, воруют, грабят, причиняют различные скорби и боль ближним. Здоровы ли они духовно?
Нет и еще раз нет. Разве может духовно здоровый человек причинять боль и страдания ближним? Главная заповедь христианина: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею и всей крепостью твоею и ближнего твоего, как самого себя. Кто нарушает заповеди Господни, эти незыблемые законы духовного мира, тот тяжело болен духовно. И эта болезнь гораздо страшнее любой физической болезни. Так как физическая болезнь приносит только телесные страдания, которые рано или поздно кончатся, болезнь же духа приводит к вечной смерти.
Человеческая душа бессмертна, и человеческая личность сохраняет все свои особенности при переходе души в невидимый мир. И если душа человеческая изъязвлена грехом и страстями, то эти духовные язвы будут приносить ей бесконечные страдания, которым не будет конца. И это по-настоящему страшно.
Поэтому истинное здоровье человека состоит в здоровье его духа: в способности и желании жить по заповедям Господним, духовно совершенствоваться, возрастать в добродетелях и искоренять имеющиеся недостатки и пороки. Такая работа человека над собой называется воспитанием христианского характера. Что же помогает воспитать характер?
Воспитание характера начинается с воздержания. Воздержание - умение удержать себя, отказаться от какого-нибудь действия. Воздержанным человеком считается тот, кто умеет ограничить выполнение своих желаний и не позволяет себе излишеств. «Я хочу, но не буду этого делать, потому что это плохо в глазах Господа», «я хочу, но не буду этого делать, потому что это огорчит, обидит близкого мне человека». Воздерживаться бывает очень трудно, особенно тем, у кого «я хочу» сильно развито. И вот маленькая тайна на пути воспитания характера: нужно ослабить свое греховное «я хочу» и заменить его на христианское «не как я хочу, а как Богу угодно».
Помогает воспитанию характера и добрая привычка. И душа, и ум могут приобрести привычку. И к чему привыкнет человек, то и делает. Если привыкнет ко греху, то так и будет его постоянно тянуть ко греху, бесы в том помогут, а если привыкнет к добру, то Бог ему в том содействует Своею благодатью.
Для христианина тело является храмом души, и поэтому содержать тело нужно в должной чистоте и порядке. Способствует чистоте и порядку воздержание тела, и прежде всего воздержание в питании - пост. Воздержание тела помогает воздержанию души и, конечно, является средством воспитания характера.
От чего надо воздерживать нашу душу, если мы хотим вести нравственный, христианский образ жизни?
1. От пагубной информации, которая питает ум и сердце впечатлениями суетными и пустыми, злыми, лживыми и грязными. Главными источниками такой информации являются: во-первых, телевизор; во-вторых, «бульварная» пресса и низкопробная современная литература - боевики, детективы, «фэнтези»; и, наконец, реклама во всем ее многообразии.
2. От мечтаний и фантазий.Очень важно научиться следить за тем, о чем думаешь, мечтаешь. Мечтания и фантазии являются бесплодным воображением (то есть не приносящим никакого положительного результата, «плода»). Человек отходит от реального положения вещей и начинает жить в мире фантазий. При пустых мечтаниях в нас может развиваться гордость, тщеславие, сластолюбие и другие страсти. Поэтому надо обучить ум и сердце вовремя, в самом начале замечать и отсекать мечтание, бесплодное воображение.
Ограничить мечтания и загрузить ум и сердце чем-то полезным, плодотворным помогают конкретные добрые дела, учеба, развитие разных умений и способностей человека, направленных на действия во славу Божию и на пользу ближнего.
3. От компьютерных игр. Есть такое мнение: игра развивает человека. Да, но это относится к определенным играм. Игры присутствуют и в школьном обучении, но педагоги не позволяют азарту (то есть сильному возбуждению, увлечению, страсти) вмешиваться в педагогический процесс. Игра не должна захватывать и пленять ум и чувства. Человек подключается к компьютерной программе и начинает взаимодействовать с тем, чего реально нет, то есть с вымышленным миром. Это так называемая «виртуальная реальность» - совокупность несуществующих, мечтательных переживаний, в которую погружается весь человеческий организм - и душа и тело. Компьютерная игра становится самым настоящим психическим наркотиком. Были даже случаи, когда сердце играющего не выдерживало реальной нагрузки от нереальной игровой ситуации, и человек умирал от инфаркта. Чем глубже человек погружается в игру, тем труднее остановиться, вернуться в реальную жизнь.
Совершенно недопустимо увлечение теми компьютерными играми, где надо убивать, калечить, грабить и вообще нарушать основные заповеди Божий. Привыкнув это делать в виртуальной реальности, человек спокойно может сотворить такое же и в реальном мире.
4. От духовных и еретических заблуждений.К духовным заблуждениям следует отнести гадание, экстрасенсорику, астрологию, изучение «летающих тарелок», медитацию, магию - то есть все попытки вторгаться в невидимый мир без очищения сердца от грехов, без правильного поклонения Творцу этого мира - Единому Богу - Святой Троице. Такие духовные эксперименты, как известно, плохо кончаются. Человек, как правило, попадает под власть падших духов и становится безвольной игрушкой в их руках. К еретическим заблуждениям относятся нетрадиционные или новые религиозные движения, секты.
Воспитывать характер помогает навык послушания. Послушание подразумевает, что мы добровольно отказываемся от своей воли и принимаем другую благую волю - Божественную. Но до полноты евангельского, а значит и Божественного послушания, путь далек, поэтому сначала нужно научиться быть послушным людям, поставленным над нами.
Навык послушания вырабатывается через послушание взрослым, в первую очередь, в семье и в школе. Эти послушания бытовые, учебные и трудовые. Сказали тебе - сделай, и не спорь, нравится тебе это или нет. Когда же послушание противоречит Божественным заповедям, твоим внутренним принципам, то недопустимо слушаться безбожных людей и исполнять их приказы и обычаи, противоречащие христианской совести.
Слово, обещание - очень сильное средство воспитания характера. Обещание подразумевает добровольно взятое на себя обязательство что-нибудь сделать, а раз это добровольное обязательство - будь добр исполнить. И вот тут начинаются сложности: грех не допускает делать добро. Вот и получается: хотел сделать доброе, обещал, а не получается, не сдержал слово. Здесь-то и нужна сила воли, которую Бог дал нам на добрые дела. Помолись: «Господи, обещал, помоги мне сдержать слово». Если угодно Господу то, что ты обещал, и ты молитвенно просишь об этом и прилагаешь собственные усилия, - данное слово обязательно исполнится. Если же дал слово необдуманно, обещание не с добрым намерением связано, а может послужить на зло людям, то такое слово исполнять не следует. Поэтому, прежде чем обещать, как следует подумай, угодно ли это Богу, соответствует ли это заповедям Божиим, на добро ли это людям, и уж если дал слово сделать добро - обязательно исполни.
Трудолюбие - любовь к труду во славу Божию и для пользы ближнего - одна из добродетелей человека. Такой труд, как правило, требует усилий, а значит, тренирует волю, укрепляет желательную силу души. Безделие же и праздность, напротив, поражают волю слабостью, недаром праздность называют матерью всех пороков. Действительно, от нечего делать, то есть когда нет полезного и интересного дела, находятся дела непристойные, не требующие усилий воли, душевного и физического напряжения.
Воспитанию христианского характера способствуют дела духовного милосердия. Это самые приятные Богу и людям дела. Главное только делать их без гордости, внешне незаметно, от чистого сердца, не ожидая получить за них похвалу или награду. Какие это дела?
Во-первых, помогать тем, кто беднее тебя. Помогать своим трудом, услугами, вниманием, если это возможно, то и материально. Во-вторых, посещать больных. В-третьих, утешать печальных. Еще много есть дел духовного милосердия: научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. Не отвечать злом на зло, то есть не мстить, не помнить зла, уклоняться от ругани, стычек, драк, не делать никому зла. Доброе дело духовное - молиться за себя, чтобы Бог помог тебе сделаться истинным христианином, и за близких тебе людей, чтобы и им Бог помогал во всех их добрых делах и намерениях.
Учеба - одно из твоих основных дел. Современному христианину нужно быть человеком образованным, только в образовании видеть главное - образ Христа, просвещаться светом спасительной истины. Невежество - большое зло, порок. От невежества происходили и происходят большие беды. Поэтому развивать мыслительную силу души (разум, рассудок, ум) - доброе для христианина дело.
Одно из средств воспитания характера - искоренение вредных привычек. Говорят: привычка - вторая натура. Действительно, как часто бывает, что человек что-то делает, читает или слушает, умом он понимает, что это греховно, нехорошо, а оторваться не может. Нужно усилие произволения, чтобы подавить греховное страстное влечение воли. Если же произволение пойдет у воли на поводу, то и ум, и сердце, и совесть вскоре замолчат. Стало быть, всегда нужно вовремя приказать себе относительно любых греховных действий: нельзя! не делай! не смотри! отойди! брось!
Не будь обидчивым, учись прощать. Обиду порождает самолюбие и гордость, то состояние, когда считаешь себя достойным большей похвалы, внимания, заботы, чем те, которые тебе оказывают.
Добрая дружба помогает формировать характер, а влияние сверстников не всегда может быть на пользу христианину. Когда окружающие тебя сверстники придерживаются христианских нравов и ценностей, то слава Богу. Но гораздо чаще бывает в современной жизни, что сверстники твои не идут путями Господними и вольно или невольно соблазняют тебя. В этом случае надо набраться мужества не следовать их примеру. Надо укрепляться, молить Господа об избавлении от путей неправедных и помнить наставления Господа и Святых Отцов.