Монументальность и трагическая мощь ахматовского «Реквиема»

Урок 41-42

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА

Жизненный и творческий путь. Темы творчества. Поэма «Реквием».

Цель урока

Обзор жизни и творчества в традиционной форме и через художественные образы и отрывков из документов.

План урока

1. Лекция учителя.

2. Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве поэта.

3. Литературно-критический анализ поэмы.

  1. Беседа учителя с классом.
  2. Литературно-критическая деятельность учащихся.

Ход урока.

 

1. Лекция учителя. Жизнь Анны Ахматовой удивительна, ее творчество великолепно. Ведь именно Анну Ахматову по праву можно назвать крупнейшей русской поэтессой не только XX в., но и всей русской литературы. Она прожила долгую и тяжелую жизнь, единственная из поэтов знаменитого Серебряного века, дожившая до начала эпохи Брежнева.

«Июня одиннадцатого родилась (23 июня по новому стилю 1889 г.), а Декабря семнадцатого крещена Анна; родители ее: Капитан 2-го ранга Андрей Антониев Горенко и законная жена его Инна Эразмова, оба православные», — такая запись появилась в метрической книге Преображенского собора Одессы 30 апреля 1890 г. Отец был отставным инженером-механиком флота, а по материнской линии будущая поэтесса принадлежала к старой дворянской семье. "Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом... Назвали меня Анной в честь бабушки Анны Егоровны Мотовиловой. Ее мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой, чью фамилию я, не сообразив, что собираюсь быть русским поэтом, сделала своим литературным именем"».

Ее детство так же уникально и великолепно, как детство всех остальных детей в мире: «с страшными отсветами в какую-то несуществующую глубину, с величавыми предсказаниями, которые все же как-то сбывались, с мгновениями, которым было суждено сопровождать меня всю жизнь, с уверенностью, что я не то, за что меня выдают, что у меня есть еще какое-то тайное существование и цель».

Тайна ее предназначения еще не открылась девочке, переехавшей вместе с семьей в Царское Село под Петербургом. Здесь она училась в Царскосельской (Мариинской) женской гимназии, а каникулы проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. «Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили». «Мои первые воспоминания — царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в "Царскосельскую оду"».

Отдыхая в Крыму летними каникулами, Анна получила прозвище «дикая девочка», поскольку ходила босиком, бродила без шляпы, бросалась с лодки в открытом море, купалась во время шторма и загорала до того, что у нее сходила кожа, шокировав всеми этими поступками провинциальных севастопольских барышень.

В Царском же Селе Анна Горенко слыла барышней благовоспитанной: умела, сложив по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, посещала гимназическую церковь. Иногда отец брал ее с собой в оперу, в знаменитый Мариинский театр. Но в 1905 г. семья родителей распалась. Мать вместе с детьми переехала в Евпаторию, оттуда — в Киев. Там Анна в 1907 г. окончила Фундуклеевскую гимназию: «Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов». Сохранился гимназический аттестат Анны Горенко. Отличные знания были показаны ею только по Закону Божьему и географии, очень хорошие — по русскому языку и словесности, немецкому языку, истории, физике и космографии, весьма хорошие — по французскому языку, математике, естествознанию с гигиеной, педагогике, хорошие — по рисованию и чистописанию. Рукоделию, хоровому пению, музыке и танцам не обучалась.

Четырнадцатилетней гимназистской, в конце 1903 г. Анна познакомилась с Колей Гумилевым, семнадцатилетним юношей, будущим известным русским поэтом Николаем Степановичем Гумилевым. Вот как описывает эту встречу их общая знакомая Валерия Срезневская: «Около Гостиного двора мы встретились с "мальчиками Гумилевыми". Митей (старшим, тогда морским кадетиком) и Колей-гимназистом. Я с ними была раньше знакома через общую учительницу музыки... Встретив их на улице, мы уже дальше пошли — я с Митей, Аня с Колей за покупками, и они проводили нас до дому. Аня ничуть не была заинтересована этой встречей... Но, очевидно, не так отнесся Николай Степанович к этой встрече. Я часто, возвращаясь из гимназии, видела, как он маячил вдали в ожидании появления Ани. Он постарался познакомиться с Аниным старшим братом Андреем, постарался проникнуть в их довольно замкнутый дом. Ане он не нравился, оттого, что в этом возрасте девочки мечтают о разочарованных молодых людях старше 25 лет, познавших уже много запретных плодов и пресытившихся их пряным вкусом. Но уже тогда Коля не любил отступать перед неудачами. Он не был красив — в этот ранний период он был несколько деревянным, очень высокомерным с виду — и очень неуверенным в себе внутри».

Именно после встречи с Гумилевым-младшим Анна и начала серьезно писать стихи: к 1904—1905 гг. относятся наиболее ранние из обнаруженных стихотворений Ахматовой, хотя, по воспоминаниям самой Анны, первые стихи она создала в 11 лет, но они не дошли до читателей. Первое печатное стихотворение Анны появилось в 1910 г. в парижском журнале «Сириус», издававшемся Н.С. Гумилевым: «На руке его много блестящих колец...». К тому времени она, студентка юридического отделения Киевских высших женских курсов, стала женой Николая Гумилева после нескольких отказов ему: «25 апреля по старому стилю я вышла замуж за Н.С. Гумилева, и мы поехали на месяц в Париж. Там, кстати, художник А. Модильяни сделал карандашный портрет Ахматовой — первый в ряду многочисленных. В Париже она впервые столкнулась с политикой: в одном из ресторанчиков ей показали два столика: «А это ваши социал-демократы, тут — большевики, а тут — меньшевики».

Настоящий поэтический дебют Ахматовой состоялся летом 1910 г., когда, вернувшись из свадебного путешествия в Париж, она читала стихи друзьям мужа, собравшимся в Павловске под Петербургом. «Еще летом прошел слух, что Гумилев женился и — против всякого ожидания — «на самой обыкновенной барышне». Но вот друзья Гумилева увидели эту «самую обыкновенную барышню»: «Тонкая, высокая, стройная, с гордым поворотом маленькой головки, закутанная в цветастую шаль, Ахматова походила на гитану. Нос с горбинкой, темные волосы, на лбу подстрижены короткой челкой, на затылке подхвачены высоким испанским гребнем. Небольшой, тонкий, не часто улыбавшийся рот. Темные, суровые глаза. Ее нельзя было не заметить. Мимо нее нельзя было пройти, не залюбовавшись ею. На литературных вечерах молодежь бесновалась, когда Ахматова появлялась на эстраде», — вспоминает Ариадна Тыркова-Вильямс. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, Ахматова делает попытку напечататься без помощи Гумилева — осенью 1910 г. посылает стихи в «Русскую мысль» В.Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы «Gaudeamus», «Всеобщий журнал», «Аполлон», которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Тогда же пришло и «беснование» молодежи. Переехав к мужу в Петербург, она продолжила учебу уже на Высших историко-литературных курсах Раева.

1912 год стал памятным для Ахматовой: в свет тиражом всего в триста экземпляров вышел ее первый сборник стихов «Вечер», благосклонно встреченный критикой. А 1 октября 1912 г. родился ее единственный сын Лев — Лев Николаевич Гумилев, будущий историк, географ, специалист по этногенезу народов Евразии. Стихи Ахматовой печатаются в популярных тогда журналах «Гиперборея», «Аполлон», «Русская мысль», «Нива». В том же 1912 г. участники недавно образованного «Цеха поэтов» (Ахматову избрали его секретарем) объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 г.: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А. Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой — к поэту и критику Н.В. Недоброво, к композитору А.С. Лурье и др. В 1914 г. выходит второй сборник — «Четки» (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие «ахматовской строки».

'Эта «самая обыкновенная барышня» — «выросла поэтессой, и с первых шагов стала в рады наиболее признанных, определившихся русских поэтов. Года через два «ахматовское» направление стало определять чуть ли не всю женскую лирику России», — отмечал современник поэтессы Владимир Пяст в книге «Встречи». С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее.

В 1918 г., разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914 г.), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В.К. Шилейко. Почему распалась семья двух по истине великих русских поэтов? «Конечно, они оба были слишком свободными и большими людьми для пары воркующих "сизых голубков" Их отношения были скорее единоборством: с ее стороны — для самоутверждения как свободной женщины, с его стороны — с желанием не поддаться никаким колдовским чарам и остаться самим собой, независимым и властным», — так утверждает Валерия Срезневская, та самая подруга Ахматовой по царскосельской гимназии, познакомившая Анну и Николая.

Была ли Ахматова счастлива во втором браке? Вот что записал в своем дневнике 19 января 1920 г. Корней Чуковский — не только прекрасный детский поэт, но и отличный литературовед, современник Ахматовой: «Вчера у Анны Ахматовой. Она и Шилейко — в одной большой комнате, — за ширмами кровать. В комнате сыровато, холодновато, книги на полу. У Ахматовой крикливый резкий голос, как будто она говорит со мною по телефону. Глаза иногда кажутся слепыми. К Шилейке ласково — иногда подходит и ото лба отметает волосы. Он зовет ее Анечка. Она его Володя. С гордостью рассказывала, как он переводит стихами... — целую балладу, — диктует ей прямо набело. «А затем впадает в лунатизм».

Наступил 1921 г. — один из самых скорбных в жизни Ахматовой. Поначалу он не предвещал ей горестного, наоборот, впервые при советской власти вышла книга стихов «Подорожник». Но в августе 1921-го умер ее поэтический кумир А.А. Блок. На его похоронах Анна узнает об аресте по обвинению в антисоветском заговоре Николая Гумилева. Вскоре тот будет расстрелян.

«Вдали от себя, в толпе, я вдруг увидала горько плачущую и — молящуюся молодую женщину. Лицо ее было так необыкновенно и притягивающе, что я не могла оторвать взгляда от нее. Лицо прекрасное, очень красиво, — но совсем необыкновенной, не светской красотой, а я почувствовала, кто это, узнала ее — которую никогда не видала. Это была Анна Ахматова... Когда Анна подошла, поклонилась над ним (Блоком. — Авт.) и крестилась, слезы текли у нее без удержу, хотя она закрылась вуалью. Потом она поцеловала, как и все делали, его руки. В простом и глухом сером платье, немодной большой шляпе с вуалью — я не узнала среди тысячной толпы, никогда раньше не видев, и она оставила по себе такое прекрасное впечатление! Мне казалось, что я первый раз в жизни увидала истинную красоту и что такая красота поистине "может спасти мир", вспоминала эпизод похорон А.А. Блока В. Люблинская.

Гибель бывшего мужа и смерть ярчайшего представителя русской поэзии Серебряного века вернули Анну Ахматову к творческой деятельности — первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой были отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды. Осенью по-женски резко она рассталась с Владимиром Шилейко, встряхнулась и вновь участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника — «Подорожник» и «Anno Domini. MCMXXI», Анна Ахматова фактически становится главной фигурой среди поэтов Серебряного века, оставшихся в России. В 1922 г. на полтора десятка лет она соединяет свою судьбу с искусствоведом Н.Н. Пуниным.

В 1924 г. новые стихи Ахматовой публикуются в последний раз перед многолетним перерывом, после чего на ее имя наложен негласный запрет. В печати появляются только переводы (письма Рубенса, армянская поэзия), а также статья о «Сказке о золотом петушке» Пушкина. «С середины двадцатых годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать». «В 1925 г. ЦК вынес постановление (не опубликованное в печати) об изъятии меня из обращения».

В 1935 г. арестованы ее сын Л. Гумилев и Пунин, но после письменного обращения поэтессы к Сталину их освобождают. В 1937 г. НКВД готовит материалы для обвинения ее в контрреволюционной деятельности; в 1938-м снова арестован сын Ахматовой. Облеченные в стихи переживания этих мучительных лет составили цикл «Реквием», который она два десятилетия не решалась зафиксировать на бумаге, боясь даже после памятного 1956 г., что снова настанут мрачные времена 1937-го. Но в конце тридцатых судьба смилостивилась к Ахматовой: в 1939 г. после полузаинтересованной реплики Сталина издательские инстанции предлагают ей ряд публикаций. Выходит ее сборник «Из шести книг» (1940), включавший наряду с прошедшими строгий цензурный отбор старыми стихами, и новые сочинения, возникшие после долгих лет молчания. Вскоре, однако, сборник подвергается идеологическому разносу и изымается из библиотек.

В первые месяцы Великой Отечественной войны Ахматова пишет плакатные стихотворения (впоследствии «Клятва», 1941, и «Мужество», 1942, стали всенародно известными). По распоряжению властей ее эвакуируют из уже блокадного Ленинграда в конце сентября на самолете в Москву, два с половиной года она проводит в Ташкенте. Пишет много стихов, работает над «Поэмой без героя» (1940—1965) — барочно-усложненным эпосом о петербургских 1910-х гг.

Лишь летом 1944 г. Анна Андреевна вернулась из далекого Ташкента сначала в Москву, а затем в свой Ленинград. Война закончилась, казалось, можно было вздохнуть свободно и начать спокойно работать. Но в 1945—1946 гг. она навлекает на себя гнев Сталина, узнавшего о визите к ней английского историка И. Берлина. Кремлевские власти делают Ахматову наряду с М.М. Зощенко главным объектом партийной критики; направленное против них постановление ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946) ужесточало идеологический диктат и контроль над советской интеллигенцией, введенной в заблуждение раскрепощающим духом всенародного единства во время войны.

Вот как охарактеризовал творчество Анны Андреевны главный партийный идеолог конца 1940-х гг., секретарь ЦК ВКП(б) по идеологии Андрей Жданов, выступая на собрании писателей Ленинграда в августе 1946 г.: «Тематика Ахматовой насквозь индивидуалистическая. До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзия взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и молельне. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Чувство обреченности — чувство, понятное для общественного сознания вымирающей группы, — мрачные тона предсмертной безнадежности, мистические переживания пополам с эротикой — таков духовный мир Ахматовой, одного из осколков безвозвратно канувшего в вечность мира старой дворянской культуры»^

Снова возник запрет на публикации; исключение было сделано в 1950 г., когда Ахматова сымитировала верноподданнические чувства в своих стихах, написанных к юбилею Сталина, в отчаянной попытке смягчить участь сына, в очередной раз подвергшегося заключению. «Вчера... часу в десятом зашла Анна Андреевна. Она пробыла три недели в Москве, возила передачу сыну. «Да, он у нас», — как это услышишь, — она обе руки прижала к груди (так все не отдаешь отчета, не веришь), — и только когда все ясно становится, как услышишь эти слова: «он у нас»».

2 марта 1956 г., буквально через несколько дней после памятного закрытого доклада Н.С. Хрущева, тогдашнего Первого секретаря ЦК КПСС, выступившего перед делегатами XX съезда партии с разоблачением культа личности И.В. Сталина, секретарь Союза писателей СССР, депутат Верховного Совета СССР Александр Фадеев сделал запрос в Главную военную прокуратуру страны по поводу прекращения уголовного дела на Л.Н. Гумилева, сына Анны Ахматовой. В этом обращении есть любопытная характеристика творчества поэтессы, которую можно сопоставить с характеристикой Андрея Жданова: «Его мать — А.А. Ахматова — после известного постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» проявила себя как хороший советский патриот; дала решительный отпор всем попыткам западной печати использовать ее имя и выступила в наших журналах с советскими патриотическими стихами. Она является в настоящее время высокохудожественной переводчицей лучших произведений поэзии наших братских республик, а также Запада и Востока. Патриотическое и мужественное поведение старого крупного поэта, после столь сурового постановления, вызвало глубокое уважение к ней в писательской среде, и А.А. Ахматова была делегатом на 2-м Всесоюзном съезде советских писателей». Не знаем, что больше в этой характеристике — дипломатичности старого чиновника от литературы, вкусившего на собственной судьбе все «прелести» партийного диктата, или искренности чувств коллеги по писательскому цеху, но, очевидно, столь лестная по тогдашним меркам характеристика в какой-то степени помогла: 30 июля 1956 г. Главная военная прокуратура СССР сообщила Анне Андреевне, что уголовное дело в отношении ее сына Л.Н. Гумилева прекращено за отсутствием состава преступления.

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 г. I издан итоговый сборник «Бег времени». Ha закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). В Оксфорде в 1965 г. Ахматова почти двадцать лет спустя вновь встретилась с английским историком Исайя Берлиным, свидание с которым в 1946-м стоило ей годами забвения. «Ахматова в подробностях рассказала о кампании, поднятой против нее властями. Она рассказала мне, что сам Сталин лично был возмущен тем, что она, аполитичный, почти не печатающийся писатель обязанная своею безопасностью, скорее всего, тому, что ухитрилась прожить относительно незамеченной в первые годы революции, еще до того, как разразились культурные баталии, часто заканчивающиеся лагерем или расстрелом, осмелилась совершить страшное преступление, состоящее в частной, не разрешенной властями встречи с иностранцем, причем не просто с иностранцем, а состоящим на службе капиталистического правительства», — вспоминал И. Берлин, работавший после Второй мировой войны в английском посольстве в Москве.

Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой, конец Серебряного века русской поэзии. Уже после смерти А.А. Ахматовой ее английский друг И. Берлин написал такие слова, с которыми трудно не согласиться: («Ахматова жила в ужасное время и вела себя, по словам Надежды Мандельштам, героически. Все имеющиеся свидетельств говорят об этом. Ни публично, ни частным образом — передо мною, например, — она ни разу не высказалась против советского режима; однако вся ее жизнь может служить примером того, что Герцен сказал однажды обо всей русской литературе, — одним непрерывным обвинительным актом против русской действительности. Насколько мне известно, повсеместный культ ее памяти как поэта и как человека, которого не смогли сломить никакие испытания, не знает себе равных в Советском Союзе сегодня. Ее жизнь стала легендой. Ее несгибаемое пассивное сопротивление тому, что она считала недостойным себя и страны (как в свое время сказал Белинский по поводу Герцена), создало ей место не только в истории русской литературы, но и в русской истории нашего века»]

Анна Андреевна умерла 5 марта 1966 г. в Домодедово, под Москвой, похоронена в Комарово под Петербургом.

2. Литературно-музыкальная композиция. Для проведения литературно-музыкальной композиции учитель заранее распределяет поэтические отрывки и прозаический текст среди учащихся, а также сам может принять участие в композиции.

Ахматова. Я родилась 11 июня 1889 года, в один год с Чаплиным, «Крейцеровой сонатой» Л. Толстого, Эйфелевой башней... Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Мои первые впечатления царскосельские: зеленое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое....

Корней Иванович Чуковский. Анну Андреевну Ахматову я знал с 1912 года. На каком-то литературном вечере подвел меня к ней ее муж, молодой поэт Николай Степанович Гумилев. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от своего мужа, который тогда, при первом знакомстве, назвал ее своей ученицей. Прошло два-три года, и в ее осанке наметилась главнейшая черта ее личности — величавость. Слово «царственная» приходило в голову всем, знавшим Анну Андреевну.

Ахматова. Я выхожу замуж за друга моей юности Николая Степановича Гумилева. Он любит меня уже три года, и я верю, что моя судьба быть его женой. Люблю ли я его, я не знаю, но кажется мне, что люблю.

Гумилев

Вот я один в вечерний тихий час,

Я буду думать лишь о Вас, о Вас.

Возьмусь за книгу, но прочту: «Она»,

И вновь душа пьяна и смятена...

Ведущий. Через полгода после женитьбы Н.С. Гумилев отправился в Абиссинию.

Ахматова. Я обещала, что никогда не помешаю ему ехать, куда он захочет. Еще до того, как поженились, обещала. Заговорили об одном нашем друге, которого жена не пускала на охоту. Н.С. спросил: «А ты бы меня пускала?» — «Куда хочешь, когда захочешь».

Ведущий. С началом Первой мировой войны Гумилев на фронте.

Гумилев. «Дорогая моя Анечка, я уже в настоящей армии. Раненых немало, а раны все какие-то странные: ранят не в грудь, не в голову, как описывают в романах, а в лицо, в руки, в ноги. Под одним нашим уланом пуля пробила седло в тот момент, когда он приподнимался на рыси, секунда до или после, и его бы ранило... Я все читаю «Илиаду», удивительно подходящее чтение. У ахеян тоже были и окопы, и заграждения, и разведка.

Сам я ничего не пишу — лето, война и негде».

Музыка. Песня А. Вертинского на слова А. Ахматовой «Чернеет дорога» или песня Д. Тухманова на слова А. Ахматовой «Было душно от жгучего света...».

Ведущий. В год развода Анна Андреевна подарила Гумилеву сборник стихов «Белая стая» с надписью «Моему дорогому другу Н. Гумилеву с любовью. А. Ахматова. 10 июня 1918 г. Петербург».

Ахматова

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала.

И что память яростная мучит.

Пытка сильных — огненный недуг! —

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: "О, где ушедший друг?"

Ведущий. Сын Анны Андреевны и Николая Степановича стал ученым, а не поэтом, но репрессии не избежал. Его арестовывали трижды: в 1935-м, 1939-м, последний раз в 1948-м, обвинив в... покушении на Андрея Жданова, тогдашнего секретаря ЦК ВКП(б) по пропаганде. Переживания Анны Андреевны легли в основу ее «Реквиема» (отрывок из «Реквиема» А.А. Ахматовой).

Ведущий. Удары на Ахматову сыпались градом. Одним из них было печально знаменитое постановление 1946 г. «О журналах «Звезда» и «Ленинград», в которых поэтессу и ее стихи буквально осыпали площадной бранью. Но... в марте 1953 г. умер Сталин. В жизни Ахматовой происходят перемены. В 1955 г. освободили сына, а в 1956 г. выходит в свет стихотворный сборник, правда, пока еще только переводов зарубежных поэтов. В декабре 1964 г. Ахматова едет в Италию, где ей присуждена премия «Этна-Таормина». Когда она прибыла к месту церемонии, она ужаснулась: ей, потяжелевшей и больной, предстояло одолеть многоступенчатую крутую лестницу древнего храма.

Ахматова. Торжественность и величавость момента были таковы, что если бы я хоть чуть заколебалась, меня бы немедленно усадили в кресло и понесли наверх. Такого позора я допустить не могла. И я двинулась храбро вперед. Так я поднялась на вершину славы, задыхаясь и кряхтя.

Ведущий. В июне 1965 г. в Англии Ахматовой вручают диплом почетного доктора Оксфордского университета. Единственная поэтесса Серебряного века, дожившая до полета Гагарина и начала эры Брежнева, умерла 5 марта 1966 г. в Москве. Похоронена в Комарове под Ленинградом, ныне Санкт-Петербургом...

Ольга Берггольц (ленинградская поэтесса)

Я иду за тобой след в след.

Я целую его свет в свет.

Я бессонна, как ты, бред в бред.

Знаю так же, как ты, что смерти нет...

 

Монументальность и трагическая мощь ахматовского «Реквиема»

1. Беседа учителя с классом. Реквием — католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. Поэтому беседу целесообразно начать с вопроса:

§ Близок ли ахматовский «Реквием» музыкальному произведению подобной тематики? Какие особенности поэтического текста позволяют сделать такой вывод (многочисленное варьирование в поэме сходных мотивов, напоминающих музыкальные лейтмотивы, факт изучения Ахматовой личности Моцарта и его «Реквиема»)?

§ Известно, что 17 месяцев А. Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына (1938—1939). Можно ли в связи с этим утверждать, что «Реквием» носит сугубо личный характер?

§ Согласитесь ли вы с мнением критика об этой поэме: «Мне не нравится в Ахматовой ее гигантомания. Вот сейчас много говорят о поэме «Реквием». Однако почему-то никто не заметил, что Ахматова этой поэмой ставит памятник самой себе...»? (Кузнецов Ю. Мир мой неуютный // Книжное обозрение. 1987. № 40. С. 3.)

§ Докажите, что в «Реквиеме» Ахматова пишет не только о собственном сыне Л.Н. Гумилеве, но о судьбах многих и многих людей.

§ Найдите в тексте «Реквиема» апокалиптические мотивы.

§ Проанализируйте следующие строчки «Реквиема»:

Перед этим горем гнутся горы,

Не течет великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

(«Посвящение»)

Сравните их с известными строками А.С. Пушкина:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы.

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

(«Во глубине сибирских руд...»)

§ Что в этом отрывке общего с известными пушкинскими строчками? Что их различает? (У Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, у Ахматовой — уверенность, что ее монолог останется без ответа.)

§ Есть в «Реквиеме» использование приема реминисценции? (Реминисценция — в данном случае — отзвук иного произведения в поэзии, музыке.) Кроме поэзии Пушкина, с чем еще перекликаются ахматовские строчки?

§ Отметьте в поэме традиционные для фольклора и поэзии образы, мотивы, некоторые особенности поэтики — повторяющиеся мотивы, звукопись, цветопись, особенности поэтического синтаксиса. — Зачем автору потребовалось менять в первой части «Реквиема» облик лирической героини, воплощая ее в женщину русского средневековья?

§ Перечислите цветовую гамму поэмы. Какой цвет является определяющим? Что он означает вообще и в творчестве Ахматовой в частности? (Желтый — определяющий, цвет насилия. Например, у Ф.М. Достоевского в «Преступлении и наказании», у О. Мандельштама. У самой Ахматовой желтый цвет зачастую сопутствует смерти.)

§ «Реквием» — изолированное произведение в творчестве А.А. Ахматовой, или есть схожие по мотивам? (Есть много стихотворений, где основной мотив — темы беды и трагедии — «Колыбельная» (1915), «Клевета» (1922), «Новогодняя баллада» (1923), «Еще плещется лунная жуть» (1928) и др.)

2. Литературно-критическая деятельность учащихся. Выберите и текста «Реквиема» наиболее заинтересовавшие вас строки. Попытайтесь проанализировать их. Укажите, какие литературно-художественные приемы использовала автор при их создании, эмоциональную окраску, ваше читательское восприятие.

Домашнее задание

Сравните два «Реквиема» — А. Ахматовой и Р.И. Рождественского. Чем они похожи? Что их резко отличает друг от друга?

Читать лирику поэта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: