Кино стран Северной Европы

Финляндия.

Финское кино имеет долгую историю, начало которой было положено первым публичным показом, который состоялся в стране в 1896 году. Тогда братья Люмьер начали показывать фильмы в Хельсинки. К концу XIX века знакомство с кинематографом состоялось во всех уголках страны, и, естественно, появилась нужда в отечественном кинопроизводстве. Потребовалось более десяти лет, прежде чем первый финский фильм «Самогонщики» (фин. Salaviinanpolttajat) был снят и показан в 1907 году. После этих первых шагов развитие финского кинематографа значительно замедлилось. После 1907 года было два периода (1909—1911 и 1917—1918), когда финские фильмы вообще не производились. Отчасти это было вызвано внутренней политической ситуацией (Финляндия тогда входила в состав Российской империи), а отчасти — влиянием внешнеполитических факторов.

В 1917 году Финляндия стала независимой страной, а в 1918 году в стране началась тяжелая гражданская война. Финская киноиндустрия возродилась только в 1930-х годах, и за десять лет превратилась в масштабную фабрику развлечений. В ноябре 1939 году Вторая мировая война снова практически остановила развитие финского кино, однако в ходе войны все-таки вышло несколько фильмов, которые позже стали классикой. Эти фильмы, к примеру, «Вальс бродяги» (фин. Kulkurin valssi, 1941) и серия фильмов о семье Суоминена: «Семья Суоминенов» (фин. Suomisen perhe, 1941); «Уловка Олли Суоминена», фин. Suomisen Ollin tempaus, 1942; «Художники Суоминена», фин. Suomisen taiteilijat, 1943; «Олли Суоминен влюбляется» (фин. Suomisen Olli rakastuu, 1944); «Олли Суоминен вызывает недоумение» (фин. Suomisen Olli yllättää, 1945); «Снова мы встречаемся с семьёй Суоминенов» (фин. Taas tapaamme Suomisen perheen, 1959). Большинство фильмов военных лет принадлежали комедийному и романтическому жанру. Самыми известными актёрами того времени были Тауно Пало и Анса Иконен, которые держались на гребне успеха до конца 1950-х годов. Самым знаменитым фильмом стала кинокартина режиссёра Эдвина Лайне «Неизвестный солдат» (фин. Tuntematon sotilas, 1955), поставленная по одноимённому роману Вяйне Линны. «Неизвестный солдат» до сих пор является самым популярным фильмом, шедшим в кинотеатрах Финляндии.

Постепенно политическая ситуация стабилизировалась, финское общество и его культурная жизнь начали интенсивно развиваться. Производство фильмов значительно выросло, и кинематограф стал важной частью жизни финского общества. Кульминация этого развития наступила вскоре после немого кино, на рубеже 1940—1950-х годов, когда три крупные студии стали один за другим производить фильмы и сражаться за зрителя. В 1950-е годы международное признание завоевали кинокартины «Белый олень» (1953, режиссёр Э. Бломберг), «Молочница Хилья» (1953, режиссёр Т. Сярккя), «Неизвестный солдат» (по роману В. Линны, 1955, режиссёр Э. Лайне), «Иосэппи из Рюсаранта» (1955, режиссёр Р. Хельстрём; в прокате СССР — «Сухой закон»), «Красная линия» (1959, режиссёр М. Кассила). В 1952 году основан Союз киноработников Финляндии.

Когда в 1960-х годах произошли общественные изменения, отчасти из-за новых политических тенденций, а отчасти из-за появления новых форм досуга, таких как телевизор, привлекательность фильмов стала сходить на нет, практически все студии были закрыты, а фильмы приобрели отчётливое политическое звучание или стали слишком эстетически сложными для массового зрителя. Постепенно промышленное производство кино стало считаться уходящей натурой. В этот период вышли фильмы молодых режиссёров — Р. Ярвы («Дневник рабочего», 1967, «Бензин в жилах», 1970), М. Курквара («Война крыс», 1968), М. Нисканен («Восемь смертельных пуль», 1972), Э. Кивикоски («Неукротимые братья», 1969, в прокате СССР — «Братья»; «Выстрел на заводе», 1973) и др. Ряд экранизаций осуществлен режиссёр Э. Лайне (по произведениям В. Линны — «Здесь, под северной звездой…», 1968, «Аксели и Элина», 1970, и др.). Самым плохим годом в истории кинематографа Финляндии стал 1974, когда были сняты только две новых кинокартины. Некоторые режиссёры были против такого хода событий и продолжали снимать кино для широкого зрителя, открытое для суровой критикй, однако пользовавшееся широким успехом. Один из таких режиссёров — Пертти Пасанен. Для него производство фильмов было частью образа жизни. Он снимал очень быстро и работал с постоянным актёрским и творческим коллективом.

Положение кинематографа в 1980-х годов было нестабильным. С одной стороны, именно в это время финские фильмы достигли международного успеха. Ренни Харлин начал голливудскую карьеру и стал режиссёром крупных кинопроектов. Братья Каурисмяки также добились международного признания. Кинокартины Аки Каурисмяки завоевали особую популярность во Франции и Германии, а его фильмы были отмечены наградами многих кинофестивалей: например, на Каннском кинофестивале фильм «Человек без прошлого» (фин. Mies vailla menneisyyttä, 2002) получил Гран-при и стал, вероятно, самым признанным финским фильмом. В 1980-е годы кинопроизводство было достаточно активным, но средние показатели популярности фильмов были не на высоте.

Интерес к финским фильмам возродился только в 1990-е годы, частично под влиянием нового поколения кинематографистов, которые привнесли новые идеи, отчасти потому, что коммерческие кинопроекты начали получать поддержку со стороны правительственных фондов.

Ключевыми фигурами финского кинематографа за последние двадцать лет стали нижеперечисленные мастера. Именно их имена и киноленты являются самыми важными в сегодняшнем представлении о киноиндустрии суомцев. Ренни Харлин Его настоящее имя – Лаури Мауриц Харьола, родом из финского Рийхимяки. Почти каждый смотрел картины этого режиссера и сценариста («Кошмар на улице Вязов-4», «Крепкий орешек -2» и др.), но не знал, что это самый успешный финн Голливуда. Ренни Харлин – признанный мастер экшена, а триллер, ужасы и боевики – его жанровый конек. Многие картины этого режиссера знают по всему миру, но при этом он считается не очень коммерчески успешным на «Фабрике грез». Несколько раз Харлин номинировался на «Золотую малину», однако так ни одну и не получил. Особенным стилем режиссера считают любовь к снежным и подводным съемкам.

Аки Каурисмяки Имя этого режиссера, бесспорно, необходимо знать и помнить. Он как Педро Альмодовар для Испании или Ларс фон Триер для Дании. Это главная звезда культурной Финляндии, прославившей ее кинематограф на весь мир. Его фильмы отражают социально-бытовые проблемы страны, а герои – воплощение национальной идентичности. Маргиналы и изгои-алкоголики – особая порода чудаковатых неудачников, гордых, но наделенных загадочной тонкой душой – это те узнаваемые персонажи особого мира, созданного режиссером, полного меланхолии и порой даже черного юмора. Среди наград режиссера приз ФИПРЕССИ, Кинопремия Северного Совета, Гран-при Каннского кинофестиваля, Берлинская художественная премия, «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру и другие.

Маррку Пёлёнен Еще один мэтр финского кинематографа. Почти каждая картина режиссера отмечена не одной национальной кинопремией «Юсси» (рекордсмен картина «Собачий коготь» – 5 наград). Он любит показывать финнов со странностями, и демонстрировать умение посмотреть на себя и свою нацию со стороны, посмеяться над собственными слабостями и причудами. Этот режиссер – поэт деревни, поэтому в его фокусе простой сельский житель из удаленных уголков Финляндии. Этот сельский житель всегда преодолевает любые невзгоды, благодаря сильному волевому характеру. Природа у Пёлёнена всегда выступает в качестве отдельного неотъемлемого персонажа. В текущем году ожидается выход его новой ленты.

Аку Лоухимиес Аку Лоухимиес, двукратный лауреат финской кинопремии «Юсси» за лучшую режиссуру, открыто противопоставляет свое творчество работам Каурисмяки. Он мастер социальной драмы и реалист до мозга костей. Сам пишет о себе так: «…я помешан на реализме… Того мира, который показывает Каурисмяки, больше не существует, я же переношу на экран современность». Фильмы Лоухимиеса о насущном. Они всегда на злобу дня, о человеческих конфликтах, которые очень редко в его творчестве имеют благополучный финал.

Основные жанры современного финского кино.Кроме авторского кино, есть режиссеры, подражающие американским и европейским тенденциям и создающие кино без привязки к географии. Кто-то, напротив, добавляет немного своеобразия и финского колорита, чтобы быть ближе к своему родному зрителю. Однако совершенно точно можно выделить несколько тем и жанров, особенно полюбившихся самим финнам.

Важной темой, нашедшей отражение в культуре Финляндии и, конечно же, и в кино является тема войны. Переосмыслять события Второй мировой войны и рефлексировать открыто финны начали довольно недавно. Признанной классикой в этой категории фильмов можно считать «Сорок первый год: Противостояние» (Rukajärven tie, 1999) Олли Саареллы и «Здесь, под Полярной звездой» (Täällä Pohjantähden alla, 2009) Тимо Койвусало, в основе которых лежат известные финские литературные произведения. Еще один фильм, заслуживший много наград, среди которых и Приз зрительских симпатий, – «Моя лучшая мама» (Äideistä parhain, 2005) Клауса Хяре. Это история мальчика, попавшего в эвакуацию в Швецию, картина о материнской любви и войне.

Драмы. Основной жанр финского кино, в котором сняты все национальные шедевры, – это драма. Кроме упомянутых больших режиссеров появляется все больше новых молодых талантов, работающих в этом жанре. Например, Оскари Сипола покорил сердца зрителей дебютной картиной «Август» (Elokuu, 2011). А для любителей байопиков (биографических фильмов) и спортивных драм рекомендуем сильный фильм о выдающемся финском боксере «Самый счастливый день в жизни Олли Мяки» (Hymyilevä mies, 2016) Юхо Куосманена.

Комедии. Важной чертой финского кинематографа является неотъемлемое чувство юмора. Поэтому кроме серьезных фильмов, снятых не без улыбки над собой, есть и полюбившиеся финские комедии. «Санта на продажу» (Rare Exports, 2010) Ялмари Хеландера – фантастическая рождественская пародия, широко известная и за пределами Финляндии. «Лапландская одиссея» (Napapiirin sankarit, 2010) Доме Карукоски – весьма экшеновая комедия на фоне мрачных финских лесов, никого не оставит равнодушным.

Для семейного просмотра. Одним из самых кассовых фильмов в Финляндии стала детская музыкальная картина «Рикки Рэппер» (Risto Räppääjä, 2008) Мари Рантасила. Идеальное кино для семейного просмотра. Очень необычная картина, сочетающая восточные единоборства с северной мифологией, – финско-китайский фильм для подростков «Воин севера» (Jadesoturi, 2006). Режиссер Клаус Хяре, которого мы уже упоминали, как автора трогательной картины о войне, снял очень много замечательных детских фильмов.

Документальное кино. Отдельного внимания заслуживает финское документальное кино. Это хорошо развитый в этой стране жанр. Фильмы затрагивают социальные проблемы разных стран, но наиболее интересными и знаменитыми картинами, конечно, становятся ленты, снятые о самой Финляндии. Один из любимых финнами картин, входящих в список лучших за последние два десятилетия, является работа режиссеров Йонаса Бергхалла и Мика Хотакайнена «В парилке жизни» (Miesten vuoro, 2010). В сауне сидят финские мужчины и просто рассказывают о своей жизни.

Швеция.

Шведская публика впервые познакомилась с кинематографом 28 июня 1896 года на промышленной выставке в Мальмё, когда за входную плату были показаны первые киносъёмки. Уже в 1897 году на выставке в Стокгольме были продемонстрированы и первые короткометражные съёмки собственно шведского производства. В последующие годы благодаря разъездным показам кинокартин интерес в Швеции к кино вырос, и в начале XX века постепенно здесь начинают возникать постоянные кинотеатры.

Швеция наряду с Данией стала одной из первых стран, в которой зародилась отечественная киноиндустрия (см. Кинематограф Дании). Старейшая из существующих в мире кинокомпаний Nordisk Film была основана в Копенгагене уже в 1906 году, а в 1907 году в Кристианстаде возникла Svenska Biografteatern (Svenska Bio). В эти годы активно работали режиссёры Виктор Шёстрём и Мауриц Стиллер, делая производство фильмов всё более профессиональным.

Период окончания Первой мировой войны стал «золотым веком шведского немого кино». Многие фильмы снимались шведами по литературным произведениям. Так, например, в 1919 году Стиллер снял фильм «Деньги господина Арне» (Herr Arnes pengar) по роману Сельмы Лагерлёф, а два года спустя по её же произведению выпустил картину «Возница» (Körkarlen) Шёстрём.

В годы Первой мировой войны некоторую конкуренцию Svenska Bio составляла гётеборгская компания «Hasselbladfilm», на которой в 1915—1917 годах активно работал режиссёр Еорг аф Клеркер. Однако в 1919 году все крупные кинокомпании Швеции слились в Svensk Filmindustri (SF), во главе которой встал Чарльз Фредрик Магнуссон, руководивший до этого Svenska Bio. Впрочем, благополучие новой компании длилось недолго, поскольку в начале 1920-х годов Шёстрём, Стиллер и звезда шведского кино Грета Гарбо перебрались в Голливуд, а шведские фильмы утратили с окончанием войны свои лидирующие позиции на мировом рынке. Последовал финансовый и художественный кризис. Спасло шведский кинематограф появление в 1930-х годах звуковых фильмов, значительно увеличивших количество зрителей на отечественном кинорынке. В это время возникает Europafilm, специализировавшаяся на производстве комедий.

Такие актёры, как Фридольф Руди́н, Эдвард Перссон, Адольф Яр, Тур Мудеен, Эке Сёдерблум, Дагмар Эббесен и Сиккан Карлссон приносили компаниям значительный доход, однако в художественном плане картины 1930-х во многом были вульгарны и незатейливы, за что даже получили прозвище «пивных фильмов» (Pilsnerfilm). Наиболее известной из «пивных фильмов» стала картина Вейлера Хильдебранда «Отель „Парадиз“» (Pensionat Paradiset; 1937), которая послужила поводом для проведения протестного собрания в Стокгольмском концертном зале, организованного шведским Союзом писателей. На нём выступил кинокритик Карл Бьёркман, речь которого называлась «Шведский фильм — культура или культурная угроза?».

В этот период работал режиссёр Густав Муландер, в картинах которого впервые появилась будущая звезда мирового кино Ингрид Бергман.

С началом Второй мировой войны в Швеции значительно увеличилось производство развлекательных фильмов, одновременно выросли художественные требования к их содержанию. В условиях идущей войны у режиссёров возник также интерес к национальным, социальным и религиозным сюжетам. В это время большой вклад в обновление шведского кинематографа внёс своими картинами «Божественная игра» (Himlaspelet; 1942) и «Травля» (1944) Альф Шёберг.

После поражения Германии сложившаяся конъюнктура оказалась не в пользу шведских фильмов, рассчитанных на массового зрителя, что парадоксальным образом сказалось на стремлении актёров проявить себя в искусстве. Четыре ведущие кинокомпании — SF, Europa Film, Sandrews и Nordisk Tonefilm — в последующее десятилетие предоставляли актёрам и ряду серьёзных режиссёров (Арне Суксдорффу, Нильсу Поппе, Эрику Фаустману и Арне Маттсону) значительную свободу действий. В это время Ханс Экман создал свои лучшие фильмы, в том числе «Девушку и гиацинты» (Flicka och hyacinter; 1950), а Альф Шёберг картиной «Фрёкен Юлия» (1951) вновь принёс всемирную славу шведскому кино. Одновременно быстро шла вверх кинокарьера Ингмара Бергмана, комедия которого «Улыбки летней ночи» получила приз и всеобщее внимание на Каннском фестивале 1956 года. Впоследствии Бергман стал признанным классиком мирового кинематографа, а его фильмы «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (1957), «Молчание» (1963), «Персона» (1966), «Шёпоты и крики» (1973) оказали значительное влияние на многих режиссёров.

В конце 1950-х годов в шведском кино наступил кризис, что во многом было связано с появлением телевидения. Одновременно со снижением количества зрителей и закрытием кинотеатров (в эти годы их количество снизилось на 2/3) у кинокомпаний возникло нежелание идти на художественные риски. Настало время раскрепощённых в сексуальном плане картин. Шведская обнажённая натура оказалась неплохо продаваемой, и в течение 1960-х годов шведский кинематограф был известен за границей прежде всего по таким фильмам, как «Ангелы… а они существуют?» (Änglar, finns dom?; 1961), «Дорогой Йон» (Käre John; 1964), «Я любопытна — жёлтый» (Jag är nyfiken — gul; 1967) и «Язык любви (фильм)» (Kärlekens språk; 1969). В это же время у публики пользовались спросом экранизации детских произведений Астрид Линдгрен, осуществлённые Улле Хельбумом.

Художественную составляющую шведского кино спасла так называемая кинореформа 1963 года, сутью которой являлась финансовая поддержка государством производства высокохудожественных фильмов. Значительная роль в этом процессе отводилась новосозданному Шведскому киноинституту. Подобный подход вскоре принёс свои результаты и позволил дебютировать в кино таким молодым режиссёрам, как Вильгот Шёман, Бу Видерберг, Май Сеттерлинг, Ян Труэлль, Чель Греде и Рой Андерссон.

В 1970—1980-х годах в Швеции продолжился спад посещаемости кинотеатров, одновременно происходило постепенное снижение эффекта от осуществлённой реформы. Продолжал оставаться популярным жанр комедии. В это время выходят такие картины, как «Приключения Пикассо» (Picassos äventyr; 1978), «Лейф» (Leif; 1987), «Чартерный рейс» (Sällskapsresan; 1980) и «Моя собачья жизнь» (1985). Тогда же в Швеции появилось несколько женщин-режиссёров: Марианна Арне, Мари-Луиза Экмани Сюзанна Остен. В остальном для этого периода была характерна растущая экономическая и художественная нестабильность. Несколько кинокомпаний разорилось. Видеобум 1980-х годов и последующее появление спутникового и кабельноготелевидения сильно подорвали шведскую кинопромышленность. Вместе с тем всё больше развивалось сотрудничество между кино- и телекомпаниями.

В 1990-е годы создал себе имя Рикард Хуберт, снявший серию фильмов о семи смертных грехах («Glädjekällan», «Höst i paradiset», «Spring för livet» и др.). Тогда же начал свою кинокарьеру и Лукас Мудиссон, славу которому принёс фильм «Fucking Åmål», вышедший в российском кинопрокате под названием «Покажи мне любовь».

Норвегия.

По сравнению со Швецией и Данией, рано завоевавших успех у международного зрителя созданием крупномасштабных художественных фильмов, Норвегия достаточно поздно начала создавать фильмы. Очень мало известно о первом норвежском художественном фильме. Сам фильм был потерян, а оставшиеся рабочие материалы сомнительны. Известно только, что фильм был снят режисасером Хуго Хермансеном между 1906 и 1908 гг. и назывался «Опасности рыбацкой жизни» (Fiskerlivets farer) или «Драма на море» (Et drama paa havet). Следующая попытка создать художественный фильм появилась в 1911 г., когда Хальфдан Нобель Роеде снял фильм «Проклятие нищеты» (Fattigdommens forbandelse). Этот фильм многие считают первым норвежским художественным фильмом. Создавая свои фильмы, Роеде черпал вдохновение в современной датской эротической мелодраме, и его фильмы нельзя считать истинно норвежскими. Только после 1920 г. в Норвегии появилось профессиональное киноискусство. В том же время качественно изменился и характер норвежского кинематографа, и картина Расмуса Брейстейна «Цыганка Анна» (Fante-Anne, 1920) сыграла в этом смысле решающую роль. Если действие прежних норвежских фильмов происходило в анонимном крупном городе, сейчас режиссеры начали обращать внимание на норвежскую природу и прелести сельской жизни. Период с 1930-39 гг. считается «золотым веком» норвежского киноискусства. Первым «звуковым кино» была картина «Великое крещение» (Den store barnedåpen, 1931) Танкреда Ибсена, внука норвежских литературных гениев Хенрика Ибсена и Бьёрнстьерне Бьёрнсона. В годы до второй мировой войны норвежское киноискусство развивалось и становилось все более популярным, поскольку фильмы представляли собой экранизацию известных литературных произведений, и в них играли профессиональные театральные актеры.

Во время второй мировой войны и нацистской оккупации Норвегии создание фильмов и репертуар кинотеатров подвергались немецкой цензуре. Тем не менее, зрители стремились в кино, чтобы посмотреть развлекательные скандинавские фильмы, которым удалось пройти сквозь немецкий контроль. Парадоксально, что именно в этот период был создан Государственный директорат кинематографии, который впервые стал проводить общенациональную кинематографическую политику. Во главе директората стоял режиссер Лейф Синдинг, и к концу войны директорат накопил фонд размером более 10 миллионов норвежских крон (примерно 1,28 млн. евро).

Послевоенный период стал естественной поворотной точкой для норвежского кинематографа, появилось новое поколение режиссеров. Эдит Карлмар - первая в Норвегии женщина–режиссер, сняла 10 художественных фильмов в период с 1949 по 1959 гг. Ее фильмы встречали положительные отзывы в прессе и часто вызывали общественные споры и имели большой спрос в билетных кассах. Сегодня эти картины считаются классикой в истории норвежского кино. В последнем фильме Карлмар – «Бегство девчонки» (Ung flukt, 1959) - в главной роли дебютировала Лив Ульманн. Лив Ульманн считается самой знаменитой норвежской актрисой и режиссером. Фильм «Неверный» (Trolos), созданный Ульманн в 2000 году, был показан на Каннском кинофестивале в том же году. Арне Скоуен, который совершил свой дебют в том же году, что и Карлмар, создал 17 художественных фильмов. Им создан ряд работ, вошедших в ряд наиболее известных норвежских фильмов, например, «Девять жизней» (Ni liv), выдвинутый на премию «Оскар» в 1957 г. Многие считают эту картину самой лучшей норвежской работой. Фильмы Скоуена и по сей день пользуются спросом во всем мире на кинофестивалях и других мероприятиях, связанных с кино.

Наконец, следует отметить еще два имени пост-военного периода. В 1948 году производитель мебели Иво Каприно стал экспериментировать с кино и куклами в своей гостиной. Он мгновенно становится королем норвежской анимации. Уникальная система Каприно использования кукол в создании фильмов принесла ему международную славу, и успех по наибольшему числу проданных билетов на его «Флоклюпа Гран-При» (Flaklypa Grand Prix, 1975) до сих пор остается непревзойденным среди его фильмов. Представителем совершенно другого жанра является Тур Хейердал. Фильм «Кон-Тики», который он снял во время своей экспедиции на плоту через Тихий океан в 1947 году, был награжден «Оскаром» за лучший документальный фильм в 1952, и остается единственным норвежским фильмом, получившим эту премию. Документальное кино пользовалось большой популярностью в первые годы после окончания войны, особенно, если тема имела отношение к военным событиям или исследовательским экспедициям. 1950-е гг. стали расцветом норвежского документального кино. Однако к 1960-м гг. телевидение вытеснило документальное кино, что касается текущих событий и передач о природе. Совсем недавно норвежские документальные кинофильмы вернули себе былую популярность. Работа Кнута Эрика Йенсена «Крутой и сумасшедший» (Heftig og begeistret, 2001 г.) и фильм Евена Бенестада «Все о моем отце» (Alt om min far, 2002 г.) получили ряд международных наград.

В 1960-е гг. норвежский кинематограф испытал влияние модернистских течений континентальной Европы, и появилось новое поколение молодых режиссеров. Под влиянием «французской новой волны» появляются такие фильмы, как «Охота» (Jakten, 1959) Эрика Лёкена и «Лив» (Liv, 1967) и «Выход» (Exit, 1970) Пола Локкеберга. Однако в норвежских кинотеатрах шли в онсовном норвежские комедии и широкомасштабные иностранные фильмы, а кроме того, многие предпочитали телевизор походу в кино.Затем последовал активистский молодежный бум 1970-х, который породил самый повстанческий, социально-реалистический период норвежского фильма. Фильм должен был быть не искусством, а политикой, что яствует из таких названий, как «Забастовка!» (Streik! 1974) Оддвара Булла Тухуса и «Молчаливое большинство» (Det tause flertall, 1977) Вама и Веннерёда, и некоторых других прогрессивных документальных фильмов. Женщины-режиссеры отошли от плиты, чтобы драматизировать феминистские темы. Они также создали фильмы-бестселлеры, рассчитанные на детей и подростков, но привлекавшие внимание и взрослого зрителя (см. «Дети и кино»). Незабываемая женщина-режиссер – Аня Брейен. Ее трилогия «Жены» (Hustruer, 1975, 1985, 1996 гг.) - хроника жизни трех женщин на протяжении более трех десятилетий, имела огромный успех.

К началу 1980-х норвежское кино снова переживает упадок. Зрители устали от скучного социального реализма, и в обществе разгорелись дебаты о том, кто в этом виноват. В следующий, так называемый «вертолетный» период истории норвежского кинематографа режиссеры обратились за вдохновением в Соединенные Штаты и стали создавать фильмы с более захватывающим сюжетом. Фильмы «Пояс Ориона» (Orions belte, 1985) Ола Солума и «Проводник» (Veiviseren, 1987) Нильса Гаупа нашли большую аудиторию и получили международную известность. В 1988 году фильм «Проводник» был видвинут на соискание премии «Оскар» в номинации лучший иностранный фильм. Конец 1980-х начало 1990-х стали для норвежских кинозрителей пиком отечественного кино с такими фильмами, как «Горсть времени» (En håndfull tid 1989) Мартина Аспхауга, «Скитальцы» (Landstrykere, 1989) Ола Солума, «Выше неба» (Høyere enn himmelen, 1993) Берит Несхейм, «Стэлла Поларис» (1993) Кнута Эрика Йенсена, «Телеграфист» (1993) Эрика Густавсона, «Игра мечты» (Dromspel, 1994) Унни Страуме, «Через пень-колоду» (Over stork og stein, 1994) Евы Исаксен, «Десять кинжалов в сердце» (Ti kniver i hjertet, 1994) Мариуса Холста и «Яйца» (Eggs, 1995) Бента Хамера. Новое поколение режиссеров было на подходе.

Режиссер Ханс Петер Моланд написал в 1996 году новую главу в историю норвежского кино, когда в Нью-Йорке вышел на экран его новый фильм «Ноль градусов Кельвина» (Kjærlighetens kjøtere). В феврале 1997 года картина Берит Несхейм «Другая сторона воскресенья» (Søndagsengler, 1996) была выдвинута на «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Во время Недели критики на Каннском кинофестивале состоялась премьера фильма «Посыльный» (Budbringeren, 1997) режиссера Пола Слетауна, получившего главный приз в этой секции. Фильм был показан во всем мире и завоевал несколько других наград. Фильм «Бессонница» Эрика Скьолдбьярга был показана в той же секции в Каннах и завоевала международную известность в тот же год. В 2001 фильм Питера Нэсса «Эллинг» был выдвинут на «Оскара» в уже знакомой номинации «Лучший иностранный фильм». А Харальд Зварт («Одна ночь в МакКуле», 2001; «Агент Коди Бэнкс», 2003) доказал, что быть норвежцем – это не препятствие для голливудского успеха. В более недавнее время Скьолдбьярг, Нэсс и Хамер снимали фильмы в США, и закрепили положение Норвегии на карте международного кинематографа такими фильмами, как «Нация прозака» (Prozac Nation, 2001), «Прекрасная страна» (Beautiful Country, 2004), «Моцарт и кит» (Mozart and the Whale, 2004) и «Мастер на все руки» (Factotum, 2005).

Норвежские короткометражные фильмы успешно участвовали на фестивалях по всему миру. Во время Недели критики в Каннах в 2003 году короткометражным фильмом – победителем стал фильм Эйвинда Толоса
«Любовь это закон». Бент Хамер представил на том же фестивале в официальной программе «Двухнедельник режиссеров» художественный фильм «Кухонные байки» (Salmer fra kjøkkenet, 2003), который выиграл приз за успех в Европе и вызвал интерес во всем мире.

В последние годы был выпущен целый ряд интересных норвежских документальных фильмов, в том числе пользующийся успехом фильм «Крутой и сумасшедший» (Heftig og begeistret, 2001), «Все о моем отце» (Alt om min far, 2002), «Жестокая молодежь» (Ungdommens råskap, 2004) и «Все для Норвегии» (Alt for Norge, 2005).

2003 г. оказался рекордным за последние годы по числу вышедших на экран норвежских художественных фильмов. Эта успешная тенденция сохраняется до сих пор – она касается посещения кинотеатров в Норвегии и международного признания норвежских фильмов. Во многом это является результатом реструктуризации программ финансирования и создания в 2001 г. Норвежского Фонда кино. 2006 год тоже оказывается перспективным для норвежской киноиндустрии. Кроме того, новая волна режиссеров и актерских талантов уже достаточно громко заявила о себе.

Известные норвежские Кинорежиссёры: Эриксен Беате, Лиен Йенс

Норвежские актёры снимаются в совместных Российско-норвежских фильмах и фильмах российских режиссёров: Петронелла Баркер в фильме «И на камнях растут деревья», Мария Бонневи в фильме «Изгнание» Андрея Звягинцева.

Одной из самой известных норвежских актрис является Лив Ульман.


Дания.

Кинематограф появился в Дании в конце XIX века. С последней четверти XX века кинопроизводство в Дании переживает подъём, вызванный созданием Датского института кинематографии и программой государственного финансирования.

В 1896 году Вильгельм Пахт провёл в Копенгагене первые показы фильмов братьев Люмьер. В 1897 году Петер Эльфельт создал первый датский фильм «Езда на гренландских собаках». Длительность этой документальной ленты — меньше минуты. В 1903 году Эльфельт снял и первый датский игровой фильм «Казнь» (Henrettelsen). В течение примерно десяти лет Эльфельт был единственным кинематографистом Дании.

В 1904 году в Копенгагене открылся первый кинотеатр. В 1906 году кинопродюсер Оле Ольсен создал компанию «Nordisk Film». За несколько лет Nordisk Film выросла во вторую по величине кинокомпанию Европы после Pathé. В ней работало около 1700 человек. Nordisk производила комедии, мелодрамы и триллеры, отличавшиеся реалистичностью постановки и яркой актёрской игрой. В 1910 году фильмом «Бездна» дебютировала в кино актриса Аста Нильсен. «Бездна», снятая будущим мужем Нильсен Петером Урбаном Гадом, получила известность благодаря эротическому подтексту главной женской роли. Нильсен продолжила сниматься сначала в Дании, потом в Германии, став одной из первых звёзд европейского кино. С 1911 года директором Nordisk стал режиссёр Август Блом, который снял ряд коммерчески успешных полнометражных картин. Среди них эротическая мелодрама «Соблазны большого города» (Ved Faengslets Port) и фильм-катастрофа «Атлантида» (Atlantis) по роману Гауптмана. Кинопроизводство в Дании пошло на спад с началом Первой мировой войны. Причинами были исчерпание ресурсов Nordisk — компания эксплуатировала стандартные сюжеты, которые приелись публике, и конкуренция со стороны других стран, в частности Германии.

Двумя крупнейшими режиссёрами эпохи немого кино в Дании были Беньямин Кристенсен и Карл Теодор Дрейер. Кристенсен снял на собственной студии два фильма — «Таинственный X» (Det hemmelighedsfulde X, 1913) и «Ночь мщения»(Hcevnens nat), после чего в поисках средств уехал из страны. Его следующая работа «Ведьмы» была снята уже в Швеции. Дрейер был одним из наиболее значимых кинематографистов своего времени. Его режиссёрский почерк отличали любовь к крупным планам и замкнутым пространствам. Дрейер начинал как сценарист на Nordisk, там же он дебютировал как режиссёр с фильмами «Президент» (Præsidenten, 1919) и «Страницы из книги Сатаны» (Blade af Satans bog, 1921). Позже Дрейер переехал во Францию, где снял свой самый известный фильм, новаторскую историческую драму «Страсти Жанны д’Арк».

Историк кино Жорж Садуль отмечал, что вышедший в 1917 году фильм Августа Сандберга «Клоун», в котором свою последнюю роль сыграл знаменитый датский актёр Вальдемар Псиландер, имел значительный коммерческий успех, а Сандберг выдвинулся в ряды постановщиков с мировым именем.

Пионером звукового кино был Георг Шневойт. Его фильм «Эскимос» (1930) прошёл незамеченным, а следующей ленте «Пастор из Вейльбю» уже сопутствовал успех. В 1930-х производство фильмов в Дании сокращалось в связи с экспансией Голливуда.

В период немецкой оккупации в Данию в большом количестве импортировалось кино из Германии и нейтральной Швеции. В собственном кинопроизводстве преобладали лёгкие жанры — комедии и фарсы. На их фоне выделялись картины «Заблудшая» Лау Лауритцена-младшего и Бодиль Ипсен и историческая драма об охоте на ведьм вернувшегося в Данию Дрейера «День гнева».

В послевоенные годы тема оккупации оставалась одной из главных в национальном кинематографе, ей были посвящены многие фильмы. Наиболее известным из них стала ещё одна картина Лауритцена и Ипсен — «Красные луга», получившая в 1946 году Гран-при (на то время главную премию) Каннского кинофестиваля. Послевоенные годы стали и периодом подъёма реализма. Одной из его вершин стал фильм «Дитте — дитя человеческое», снятый Бьярне и Астрид Хеннинг-Енсен по роману датского классика коммуниста Мартина Андерсена-Нексё.

В 1949 году закон ввёл налоговые льготы для производителей фильмов с образовательной составляющей. Одним из результатов этого стало сокращение остросоциальных фильмов. Через год по примеру Швеции в Дании была введена государственная поддержка национального кинематографа: кроме субсидий для фильмов, «пропагандирующих общественно-полезные ценности» был введён возврат 25 % уплаченного налога на зрелища. Считается, что эти меры помогли развитию скандинавского кинематографа. В то же время художественная ценность большинства фильмов 1950-х была невысокой, хотя новый фильм долго молчавшего Дрейера «Слово» всё же получил главный приз Венецианского кинофестиваля 1955 года.

В 1960-х годах на датский кинематограф большое влияние оказала французская новая волна. Среди характерных кинокартин того периода «Уик-энд» Петера Кьерульфа Шмидта, «Дилемма» и «Голод» Хеннинга Карлсена, «Совершенный человек» Йоргена Лета.

В 1972 году был принят закон о поддержке национального кинематографа, одним из нововведений которого стало учреждение Датского института кино (Det Danske Filminstitut, DFI). Функцией DFI является принятие решений о государственных субсидиях на съёмки фильмов. Для оценки каждого предлагаемого фильма DFI назначает консультантов-«экспертов» (литераторов, драматургов и т. д.), мнение которых является решающим. Консультант контролирует съёмки фильма — и решение о выделении субсидий или их прекращении (что тоже бывает) основывается на его оценке. Эта схема много критиковалась за сосредоточение слишком больших полномочий в одних руках, но в соответствии с другими мнениями, она была полезна для развития некоммерческого кинематографа.

Некоторые фильмы, получившие субсидии, были прохладно приняты критиками и публикой. Среди успешных фильмов — экранизация классического романа Оге Тома Кристенсена «Разрушение» 1977 года, самая дорогая на тот момент кинокартина в истории страны, и «Рождённый зимой» 1988 года Астрид Хеннинг-Енсен, за который режиссёр получила приз «Серебряный медведь» Берлинского кинофестиваля. В 1978 году фильмом «Медовый месяц» дебютировал Билле Аугуст.

В 1982 году в закон были внесены поправки, нацеленные на развитие кино для молодёжи: не менее четверти средств должны были направляться на фильмы для подростковой аудитории. Вехой для датского подросткового кино считается фильм Лассе Нильсена «Оставьте нас одних». Нильсен, в прошлом педагог, снял тяжёлый фильм о проблемах молодёжи, в значительной степени основанный на импровизации актёров. Ещё одной значимой картиной стал фильм Аугуста «Заппа» (1983).

В 1980-х датское кино совершило прорыв на мировые экраны: два года подряд «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке получали датские кинорежиссёры. «Оскар» за 1987 год получил «Пир Бабетты» Габриэля Акселя, а в следующем году лауреатом стал «Пелле-завоеватель» Аугуста.

Известность получил манифест четырёх датских режиссёров «Догма 95». Его озвучил на конференции в Париже в марте 1995 года Ларс фон Триер. Авторы манифеста противопоставляли процессу глобализации малобюджетное кино, при работе над которым режиссёр накладывает на себя ряд ограничений (эти ограничения, сведённые в десять пунктов, были приложены к манифесту в виде «обета целомудрия»). Первыми фильмами, официально признанными снятыми по правилам «Догмы 95», были «Торжество» Томаса Винтерберга и «Идиоты» фон Триера (оба — 1998). Другими подписантами манифеста были Кристиан Левринг и Сёрен Краг-Якобсен.

Фон Триер дебютировал в 1984 году фильмом «Элемент преступления». Его фильмы 1990-х и 2000-х «Европа», «Рассекая волны», «Танцующая в темноте» и «Догвилль» были показаны на крупнейших мировых фестивалях и получили множество наград.

В 1996 году режиссёр Румле Хаммерих был назначен на пост руководителя департамента художественных программ национальной телевещательной корпорации Danmarks Radio. Хаммерих модернизировал департамент, заложив основу для конвейера по производству успешных телевизионных сериалов, среди которых «Такси» (Taxa, 1997-99), «Подразделение 1» (Rejseholdet, 2000-03), «Орёл» (Ørnen, 2004-06).

Режиссёр Сюзанна Бир работала в кинематографе с конца 1980-х. Её комедия 1999 года «Один единственный» (Den Eneste Ene) стала одним из самых успешных в прокате датских фильмов последнего времени. Её сотрудничество со сценаристом Андерсом Томасом Йенсеном принесло номинацию на «Оскар» за лучший иностранный фильм за «После свадьбы» (2006) и «Оскар» за «Месть» (2010).

Первый полнометражный фильм Кристоффера Боэ «Реконструкция» на Каннском кинофестивале получил премию «Золотая камера». Режиссёр Николас Виндинг Рефн, родившийся в Дании и живущий в США, получил известность благодаря трилогии фильмов «Дилер» (первый фильм вышел в 1996 году), а в 2011 году получил приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру за картину «Драйв». Одним из лучших европейских актёров начала XXI века считается Мадс Миккельсен, удостоившийся за роль мягкого воспитателя детского сада Лукаса в психологической драме Томаса Винтерберга «Охота» приза за лучшую мужскую роль 65-го Каннского кинофестиваля.




double arrow
Сейчас читают про: