Все чаще педагогам школы приходится сталкиваться с таким понятием как неблагополучная семья. В нашей школе к неблагополучным семьям мы относим:
- семьи с жестоким обращением к детям (физическое, психическое, сексуальное насилие);
- невысокий уровень образовательной культуры родителей;
- семьи, где один или оба родителя злоупотребляют алкоголем;
- родители – наркоманы;
- злостное невыполнение родительских обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних.
Их учет ведется в следующей форме:
№ | ФИО родителей | Год рождения родителей | Домашний адрес | Место работы, должность | Сведения о детях | Год рождения детей | Место учебы детей | Причина постановки на учет | Проделанная работа. |
Но помимо неблагополучных семей есть семьи, входящие в группуриска. Это:
- одинокие матери;
- разведенные родители;
- многодетные родители;
- родители детей – инвалидов;
- родители – мигранты, беженцы;
- опекуны.
Все эти родители стоят на школьном учете и с ними ведется целенаправленная работа, которая включает в себя:
- психолого – педагогическое консультирование;
- ведение картотеки;
- посещение на дому;
- рейды в неблагополучные семьи;
- рассмотрение персональных дел на Совете профилактики;
- оказание материальной помощи через Красный крест и органы социальной защиты населения;
- летний патронаж с привлечением участковых служб;
- организация проблемных классных часов;
- организация тренингов.
При работе с данной категорией семей используется следующая документация:
- акт обследования материально-бытовых условий семьи (см. приложение № 1);
- план индивидуальной работы с семьей (см. приложение № 2);
- социальный паспорт семьи (см. приложение № 3)
Ошибки семейного воспитания
Обещание больше не любить.
Эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальш. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка – он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду все равно тебя любить, но твое поведение не одобряю».
Безразличие.
Родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Лучше всего вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям.
Слишком много строгости.
Дети должны слушаться старших беспрекословно – это самый важный принцип в воспитании. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их нет рядом. Убеждение лучше чрезмерной строгости.
Детей не надо баловать.
Избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество.
Навязанная роль.
Дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.
Денежная.
Любовь не купить за деньги. Родители не должны чувствовать угрызения совести, если не
могут исполнить любое его желание. Счастливым ребенка делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.
Наполеоновские планы.
При заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать о его желаниях, оставляя время для личных дел.
Приложение № 1
АКТ
Обследования материально-бытовых условий семьи
_____________________________________________________________
(ф.И.О. главы семьи)
«____»___________200___г
Нами ________________________________________________________
_____________________________________________________________
(фамилия, должность лица, проводящего обследование
_____________________________________________________________ в присутствии _____________________________________
указать фамилии, имена присутствующих родителей,
_____________________________________________________________
(родственников, проживающих на данной площади)
проведено обследование материально-бытовых условий семьи, проживающей по адресу _________________________________
Обследованием установлено, что семья из ______человек:
_______________________________________________________________________________________________________________________________
Семья занимает жилую площадь (указать размер жилплощади, муниципальная или приватизированная квартира, наличие подсобного хозяйства, санитарное состояние помещения, условия жизни детей: имеется ли место для подготовки, для сна, и т.д.)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Источники доходов семьи ___________________________
Доход _______________ рублей на каждого члена семьи.
Взаимоотношения между членами семьи _____________
если ненормальные, указать причину неблагополучия в семье
Взаимоотношение с соседями по квартире _____________
если ненормальные, то в чем заключаются, причины
Характеристика родителей: __________________________________
занимаются ли они должным образом воспитанием своих детей, личное поведение родителей: их образ жизни, употребление алкоголя
_____________________________________________________________
аморальное поведение и т.п.: привлекались ли к ответственности, обсуждалось ли их поведение в товарищеском суде, рабочем коллективе и т.п., когда, за что
В связи с чем проводилось обследование: _____________________
заявление, сообщение, жалоба, плановая проверка, состоящей на учете
Заключение __________________________________________________________________
Выводы и предложения, что требуется, по мнению обследующих, для устранения неблагополучной обстановки в семье и т.п.
_______________________________________________________________________________________________________________________________
1 экз. - в дело
2.экз. - социальному работнику
3 экз. – при необходимости (в РОВД, РОНО, КДН,суд)
Обследование провели:
С актом ознакомлены:
Приложение № 2
План
индивидуальной работы с семьей
Ф.И.О. матери ___________________________
Ф.И.О. отца___________________________________
Ф.И. учащегося_______________________________
Класс________________________________________
Проблема | Пути решения | Время исполнения | Предполагаемый результат | Конечный результат |
Приложение № 3