Волжская военная флотилия

Комендор

Комендо́рматрос -артиллерист в российском военно-морском флоте. Слово происходит от англ. сommander (коммандер) в его втором значении: унтер-офицер, распоряжающийся каким-либо соединением или техническим устройством...

 

 

 

Экипаж бронекатера состоял из 16 человек: командир, старший моторист, два моториста, восемь артиллеристов и пулеметчиков, старший рулевой, два рулевых и один радист.

Волжская военная флотилия

Для подготовки кадров в июле 1941 года на Волге сформирован Учебный отряд кораблей, созданный на базе эвакуированной школы специалистов Пинской флотилии. В отряд вошли четыре бронекатера проекта 1124.

Затем, 27 октября 1941 года, из Учебного отряда сформирована Волжская военная флотилия (ВВФ). Корабли тралили мины, поставленные авиацией противника на Волге от Астрахани до Саратова, осуществляли ПВО речной коммуникации, конвоировали караваны и отдельные суда с грузами.

С 24 июля Ставка Верховного Главнокомандующего подчинила ВВФ командующему Сталинградским фронтом, и 5 августа она включилась в героическую оборону города, оказывая войскам огневую поддержку, высаживая десанты, охраняя коммуникации и производя воинские перевозки через Волгу.

ВВФ командовали: капитан 1 ранга С.Г. Сапожников (октябрь-ноябрь 1941 г.); контр-адмирал С.М. Воробьев (ноябрь 1941 — февраль 1942 г.); контр-адмирал Д.Д. Рогачев (февраль 1942 — май 1943 г.); контр-адмирал Ю.А. Пантелеев (май-декабрь 1943 г.); капитан 1 ранга П.А. Смирнов (декабрь 1943 — июнь 1944 г.).

Для несения конвойной службы наиболее приспособленными оказались четыре бронекатера проекта 1124: № 71/308; № 32/316: № 73/318; № 75/319, вооруженный каждый двумя 76,2-мм пушками Лендера и спаренными 12,7-мм пулеметами в башне ДШКМ-2Б.

Бронекатера в конвое обычно ходили по двое. При налете самолетов противника бронекатера отдавали буксир, на котором они шли для экономии горючего и моторесурса, и отражали атаку. Сначала немцы летали на высотах 200–250 м, но после потерь, понесенных от огня кораблей охраны, стали летать на высотах 1000–3000 м.

БКА № 31/314, № 72/315 имели на вооружении по одной 76,2-мм пушке Лендера, одной установке РС-М-13 и спаренные 12,7-мм пулеметы в башне ДШКМ-2Б; БКА № 33/317 — одну 76,2-мм пушку Лендера, одну 37-мм пушку 70-К и спаренные 12,7-мм пулеметы в башне ДШКМ-2Б.

Через Волгу бронекатера непрерывно доставляли войска, боеприпасы и медикаменты в осажденный Сталинград. Иногда только эти увертливые кораблики и прорывались к плацдармам героической 62-й армии генерал-лейтенанта В.И. Чуйкова, маневрируя среди разрывов снарядов и мин (а потом — и между плавучими льдинами).

Моряки работали днем и ночью, под непрерывным огнем авиации и артиллерии врага. Днем БКА ремонтировались, откачивали воду, приводили механизмы и оружие в порядок, получали горючее и боеприпасы. На отдых времени не оставалось. За три месяца работы на переправах все катера получили серьезные повреждения, включая пробоины в подводной части. Рабочие Сталинградского судоремонтного завода и Красноармейской судоверфи помогали вводить корабли в строй. По воспоминаниям ветеранов, бронекатера принимали на борт столько боеприпасов, что погружались по иллюминаторы, и ни один не перевернулся, пересекая Волгу.

С началом осеннего ледохода нагрузка на них возросла: многие речные суда и тральщики прекратили работу на переправах — их корпуса пробивало льдинами, недостаточно мощные двигатели не могли противостоять напору льда. Иногда на Волгу выходили одни лишь бронекатера. Лед забивал кингстоны систем охлаждения, приходилось двигаться малым ходом, а то и останавливаться для продувки кингстонов.

Вытащенные зимой на берег, бронекатера вели огонь артиллерией главного калибра. Комендоры жили на катерах, для утепления палубы засыпались опилками и обшивались досками, борта засыпались снегом, а жилые помещения отапливались камельками на дровах.

Генерал-лейтенант В.И. Чуйков в мемуарах «В начале пути» писал так: «О роли моряков флотилии, об их подвигах скажу кратко: если бы их не было, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и продовольствия». За беспримерное мужество и героизм личного состава, за отличное выполнение боевых заданий 1 марта 1943 года нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов удостоил высокого звания гвардейских оба действовавших под Сталинградом дивизиона БКА.

30 июня 1944 года ВВФ расформировали.

 

Бронекатера Волжской флотилии, вооруженные 76,2-мм зенитными пушками Лендера.

 

Посадка десанта на бронекатера.

 

Бронекатер № 119. Вид с левого борта и с носа. 1949 год.

Бронекатера проекта 1124 сражались почти на всех фронтах Великой Отечественной войны. За высокие боевые качества эти небольшие, но грозные корабли — главную ударную силу речных флотилий советского ВМФ — часто называли речными танками. Действительно, артиллерию главного калибра составляли 76,2-мм пушки в башнях Т-34. Но из-за малой осадки корпус имел легкую, отнюдь не танковую, броню, защищавшую лишь от мелких осколков и пуль малого калибра. Очень опасны были пробоины вблизи моторов, работавших на бензине. А на нешироких реках с лесистыми берегами всегда существовала угроза попасть под кинжальный огонь.

Специфика боевых действий на реках делала неизбежным ведение огня прямой наводкой, что требовало усиления конструктивной защиты. Но броня кораблей проекта 1124 выдерживала лишь попадания пуль обычного калибра на дистанциях более 100 м или крупнокалиберных на дистанциях более 200 м. Фугасный или бронебойный снаряд пробивал броню цитадели и боевой рубки, поражая личный состав и жизненно важные части катера.

Бронекатера гибли от артиллерийского, минометного и пулеметного огня на дистанциях боя около 100 м. Так, в 1941–1942 годах на Балтике и Волге из девяти погибших БКА шесть были расстреляны артиллерией с дистанции в несколько сотен метров. По этой причине уменьшение потерь шло за счет улучшения тактики применения (поддержка артиллерией крупных калибров и организация взаимодействия). Эти быстроходные и маневренные корабли прорывались в тылы противника, громили его переправы, высаживали десанты.

Зарегистрировано немало случаев попадания снарядов в бензоотсек, но топливо, как правило, не возгоралось и не взрывалось благодаря тому, что сюда, как отмечалось выше, подавались отработавшие газы от двигателей.

 

Бронекатер БК-433 проекта 1124 в экспозиции Центрального музея Вооруженных сил в Москве.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: