Классификация интерактивных игр

Задание на 04.05.2020

Курс «Тренинговые технологии в работе психолога»

ФИО студента Бондаренко Анна Александровна группа ПСД-16-1о  

Изучить представленную программу тренинга.

В письменной форме ответить на вопросы

1. Соответствует ли методологические аспекты (цель, задачи, конечные ориентиры – знать, уметь, владеть) теме тренинга (обоснуйте своё мнение).

Методологические аспекты полностью соответствуют теме тренинга, так как в каждом из аспектов прослеживается связь с темой сплочения и группы, отражается и полностью раскрывается суть темы.

2. Как авторы тренинга реализуют основные структурные компоненты программы тренинга? (проанализируйте каждую структурную часть: введение, основная часть, заключение).

Вводная часть тренинга затрагивает все необходимые аспекты: снятие напряжения, приветствие, разминка, создание позитивного настроя на работу. Данная часть включает в себя 2 упражнения, которые помогают создать необходимое расположение участников друг на друга, а также создать положительную обстановку в группе для дальнейшей работы.

Основная часть включает теорию по заданной теме и упражнения, направленные на сплочение группы через нахождение сходств у ее участников, на распределение и осознание ролей в командной работе и умение взаимодействовать в группе. Упражнения в основной части достаточно разнообразны и затрагивают все поставленные авторами задачи. Данная часть позволяет развить участникам навык работы в группе, определить и осознать собственную роль в данной группе, а также способствуют сплочению группы.

Заключительная часть тренинга включает в себя эмоционально-психологическое сближение участников и рефлексию. Такое завершение тренинга оставляет у участников шлейф положительных эмоций, а также позволяет еще раз вспомнить новый материал и изученные навыки.

3. Соответствует ли подбор упражнений цели, поставленным задачам, структурным компонентам, теме занятия. Обоснуйте своё суждение.

Подобранные упражнения соответствуют теме, цели, задачам и структурным компонентам занятия.

4. Оцените грамотность тренера в планировании рефлексии, обоснуйте своё мнение.

На мой взгляд, вопросы к рефлексии составлены грамотно, так как они помогают тренерам прояснить чувства и актуальное состояние участников тренинга, а также подобранные вопросы заставляют задуматься участников о сложностях, которые возникали во время работы и принять меры по их преодолению. Упражнения будто подбирались под каждую задачу тренинга и полностью раскрыли его тему. В тренинге нет ни одного бесполезного упражнения, которое бы не соответствовало теме. Все упражнения перекликаются между собой и дополняют полноценную картину всего тренинга. Авторам удалось задействовать собственную оценку участников в группе, поработать на взаимодействием в группе и сплотить участников тренинга.

5. Оцените умение автора в подборе методов и приёмов для реализации основной цели и задач тренинга, докажите своё мнение (Анализ упражнений и заданий в тренинге).

Основными методами, используемыми авторами тренинга, является игра (упр. «дом», «построимся», «говорящие руки»).  Также в тренинге есть упражнения, задействующие навык нахождения сходств и различий (упр. «поиск сходства»). Использование активных упражнений в ходе тренинга позволяет участника проще концентрироваться на основных упражнениях и снять напряжение. Методы подобраны в соответствии с целью и задачами тренинга и полностью раскрывают их сущность.

6. Оцените подготовку тренера к занятию:

6.1. Использование дидактического материала.

В структуре тренинга указано наличие в упражнениях следующего дидактического материала: карточки с изображением животных, мяч, листы бумаги, карандаши и ручки, стулья.

6.2. Подготовка конспекта и его оформление в соответствии с требованиями.

Конспект подготовлен в соответствии со всеми требованиями, есть правильно оформленный титульный лист, полная пояснительная записка, с указанием актуальности, темы, цели и задач, указаны конечные ориентиры, расписан раздаточный материал и временной ресурс. В содержании тренинга присутствует четкая схема занятия. Вводная, основная и заключительная часть расписаны полно, во всех упражнениях указана цель и после каждого есть вопросы к рефлексии. Также в тексте тренинга присутствует теоретическая часть, не слишком большая и не слишком маленькая. В конце тренинга указана используемая литература.

7. Оцените программу по 10 бальной системе. При необходимости дайте (запишите) рекомендации автору программы.

10 баллов, можно только скорректировать оформление (абзацы).

Задание №2. Изучить и законспектировать теоретический материал по следующим вопросам:

1. Интерактивные игры как средство групповой психологической работы

Определение интерактивной игры.

Интерактивная игра — это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью.

Часто такие игры в упрощенном виде отражают реальные жизненные и групповые ситуации. Из сложных аспектов внутриличностных или межличностных проблем они помогают выделить важные элементы и представляют их в искусственно созданном контексте в виде некой схемы действий.

Происхождение интерактивных игр.

Большинство людей при слове «игра» вспоминают скорее всего о собственном детстве или о развлекательных играх для взрослых. Многих чрезвычайно удивляет, что игры создают прекрасные возможности для обучения. Следует заметить, что уже детским играм присущи некоторые важные для интерактивных игр черты, такие как:

· правила и предписания, которые более или менее жестко направляют действия игроков;

· моделирование реальности;

· гарантии безопасности для игроков, которые дают возможность участникам экспериментировать с собой или другими.

Классификация интерактивных игр

Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям.

Цели: Интерактивные игры можно классифицировать в зависимости от целей. Возможно, целью игры будет помощь группе в преодолении трудностей при знакомстве на начальной стадии работы, а может быть — отработка определенных коммуникативных навыков участников, или же обучение их конструктивным способам выражения обратной связи.

Количество участвующих в игре людей

Другое важное основание классификации связано с тем, на какое количество участников рассчитана та или иная игра. Некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие — работу в парах, в тройках, в четверках, в малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.

Глубина интервенции игры

Некоторые игры работают только с поведением («поверхностным слоем»), другие — с невидимыми внутренними процессами («глубинным слоем»). Важно понимать, что глубина интервенции еще не позволяет сказать, насколько сильной будет нагрузка на участников в ходе игры. Есть люди, для которых, в силу их личностных особенностей, утомительны игры, затрагивающие преимущественно «поверхностный слой», в то время как игры, работающие с «глубинным слоем», воспринимаются ими лучше, и наоборот.

Нагрузка на участников

Важная проблема связана с глубиной стресса, возникающего у отдельных участников или у всей группы в ходе интерактивной игры. Хотелось бы особо подчеркнуть, что определенный стресс необходим для эффективного обучения. Стресс способствует «ослаблению» и изменению стойких и привычных способов поведения. С другой стороны, следует учитывать, что слишком сильный стресс в обучающей ситуации блокирует и укрепляет неэффективные стереотипные установки.

Правильно оценить степень нагрузки ведущий может только с учетом специфики группы и особенностей отдельных участников. К примеру, игра, которая предоставляет прекрасную возможность для обучения психологов, в группе родителей может вызвать значительное беспокойство и страх.

Продолжительность

Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры, является еще одним важным классификационным критерием.

К счастью, существует ряд игр, для проведения которых требуется минимум времени. Есть игры, на которые требуется много времени, и их можно использовать только при отсутствии у ведущего и участников временных ограничений. Реалистичная оценка необходимого количества времени, в том числе для стадии анализа, имеет важное значение для правильной работы с интерактивными играми. При этом вполне возможно вести группу таким образом, чтобы участники постепенно все больше концентрировались на работе и могли опробовать и проанализировать относительно сложные игры в ограниченный промежуток времени. Учтите, что чем больше времени у группы, тем чаще многие участники склонны откладывать важные высказывания «на потом».

Средства общения

Еще одно основание для классификации игр — средства общения, которые задействуются в ходе их проведения. Существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения — рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п. Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, ведущий группы должен заботиться о том, чтобы средства общения время от времени менялись.

Степень структурированности игры

Некоторые игры требуют значительной структурированности процесса, чтобы участники могли полностью сосредоточить внимание на проживании определенных способов поведения и возникающих у них при этом чувствах и мыслях. Высокая степень организованности игры должна препятствовать уклонению участников от работы с проблемами. Некоторые члены группы (особенно новички) чувствуют себя в связи с этим «чрезмерно опекаемыми» и начинают проявлять недовольство. Для других участников высокая степень структурированности означает безопасность, так как при свободном взаимодействии в группе риск возникновения конфликта и неприятных переживаний значительно возрастает.

Существуют игры, в которых участники сами создают структуру для взаимодействия и решения задач. Чем больше степень структурирования, тем важнее точность и четкость инструкции, даваемой ведущим.

Количество участников в группе

Существуют интерактивные игры, используемые в сколь угодно больших группах, что дает возможность проводить эксперименты с парами и малыми группами в присутствии многих сотен участников. Многие игры пригодны для групп, состоящих примерно из двадцати человек. Ведущий должен знать, что величина группы сама по себе — довольно абстрактный фактор. Важно психологическое понимание величины группы.

Происхождение игры

Еще одно возможное основание классификации — происхождение интерактивной игры. Этот относительно формальный критерий позволяет заинтересованным ведущим изучить соответствующее направление психологии, получить дополнительную информацию в литературе. Большинство представленных в этой книге интерактивных игр пришли из гуманистической психологии, гештальт-терапии, семейной терапии, транзактного анализа.

Психологическая основа интерактивной игры

Это основание классификации особенно важно для ведущих, которые хотят понимать, каким образом работает определенная интерактивная игра, которые размышляют над тем, как можно ее изменить или придумать аналогичную.

Требования к ведущему группы

Ряд интерактивных игр предназначен для ведущих, которые не имели опыта собственного участия в психологических группах. Другие игры предполагают, что ведущий сам имеет опыт участника групп.

Критическая самооценка ведущего — важный фактор успеха работы. Если ведущий только прочитал описание интерактивной игры, не имеет опыта участия в ней и спрашивает себя, достаточно ли у него квалификации для ее проведения, то лучше забыть об игре или попробовать провести ее с коллегами. С другой стороны, требования к себе не должны быть чрезмерно высокими.

Если ведущий и группа стоят перед выбором — проигнорировать возникшие проблемы или же опытным путем, пусть недостаточно умело, но выделить их и проработать, то, на наш взгляд, многое говорит в пользу второго выбора. В целом, опаснее вытеснение психологических проблем, чем проработка, пусть даже и дилетантская.

Масштаб интервенции

Чем меньше у ведущего опыта, тем безопаснее для него и для группы попробовать интерактивную игру со всеми участниками. В этом случае все члены группы действуют одновременно, что способствует групповой сплоченности. С другой стороны, приходится учитывать, что у разных участников различные потребности и готовность к обучению, так что степень эффективности интерактивной игры для всех различна.

Опытные ведущие могут проводить игры, фокусируя внимание только на определенных участниках. В таком случае активно работает не вся группа. Проблема обсуждается и решается теми участниками, для которых она в данный момент актуальна, остальные выступают в качестве фона. Как правило, такой вариант очень эффективен.

Время проведения игры

Последнее основание классификации — подходящий момент для — интерактивной игры. Некоторые игры проводятся на более ранних, другие — на более поздних этапах развития группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: