Экзаменационный тест по дисциплине «История музыки и музыкальная литература» студента 4-1 группы

                                Вариант 1

                Раздел «Камерно-вокальное творчество»

Задание 1. Используя специальные термины  восстановите целостность текста.

Первая половина XIX столетия – период высокого расцвета русской ………………………… …..лирики. Появляется целая плеяда композиторов- романсистов:  М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский,……………………………….……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Непосредственные предшественницы романса -……………………………….. – сами выросли из городских………………………………………………………………………………………….

Романс и песня чутко отражали..............................,……………,………………..............................

различных слоёв русского общества. Романтическая поэзия обогатила романс новыми……............... и ………………., под её влиянием расширился круг выразительных средств. Формирование основных разновидностей русского романса относится к началу XIX века: «русская песня», ………............,……………………………………………………………..

………………, ……………………………………………………………………………………….

«Русская песня» возникла как подражание…………………… ……….музыке. Народная песенная лирика вдохновляла поэтов и композиторов на создание собственных песен в ……………………. манере. Нередко народные мелодии обильно разукрашивались и «распевались» в свободном……………………….……………………. …………………………

………………….– это особый вид лирико-философского романса, в котором преобладают созерцание,……………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………..

Появляются виды вокальной лирики, отображающие быт и культуру других народов - …………………….., ………………………, ………………….

песни. Интерес представляли образы Кавказа. Романтическое стремление к далёким странам вылилось в …………………………, ……………………………………………………………….

……………………………. – произведение повествовательного характера, посвящённое мрачным, таинственным, остро драматическим событиям, нередко связанное с народными преданиями, включающее фантастический элемент.

……………………. построена  в свободной форме развёрнутого монолога-рассказа, отличается образностью музыкального языка, выразительностью декламации, иллюстративным сопровождением.

………………………….. близко соприкасается с песнями походными, боевыми. Ей свойственны чёткий маршеобразный ритм, куплетная структура, …………………………………………………………………………………………………………

Самое ценное в музыке русского романса – его богатая и выразительная……………………..… Широкая ………………………………., гибкость и ……………………………... мелодической линии унаследована от народной песни. Наиболее характерны обороты – интонация восходящей сексты, секундовые ходы, образуемые задержанием («…………………..…..»). Простейшим видом инструментальной фактуры была ……………………….., получившая название  ………………….......................................

Задание 2. Укажите соответствие между названием произведения и жанром в романсовом творчестве А. Даргомыжского.

 

«Я Вас любил»                                     комедийно-бытовая сценка

«Мне грустно»                                      монолог-портрет

«Мельник»                                             элегия

«Старый капрал»                                  лирический монолог

«Червяк»                                                драматическая сцена-монолог

«Титулярный советник»                      сатирический рассказ          

 

Задание 3. Восстановите целостность текста, вставляя названия романсов С.В.Рахманинова.

 

  1. «……………………..» хочется назвать русской «песней без слов».
  2. Свежестью раннего весеннего утра веет от музыки романса «………………….».
  3. «…………………………………………….» - музыкальная картина русской весны, поэма восторженных, ликующих чувств.
  4. «…………………………………» - нежная акварель. Вспоминаются слова М.Горького о музыке С.Рахманинова «Как хорошо он слышит тишину».

 

                Раздел «Оперное творчество»

Задание 1. Укажите соответствие между автором, названием оперы и жанром оперы.

 

«Князь Игорь»     героическая народная музыкальная драма          М.И. Глинка

 

«Иван Сусанин»  эпическая опера с чертами исторической         А. П. Бородин

                                народной музыкальной драмы

 

«Русалка»     сказочная фантастико - бытовая опера  Н.А. Римский - Корсаков   

 

«Снегурочка»           психологическая бытовая                     А. С. Даргомыжский

                                     музыкальная драма                   

 

«Евгений Онегин»  народная музыкальная драма                     М.П. Мусоргский       

 

«Борис Годунов»      лирические сцены с чертами                    П.И. Чайковский

                                      психологической драмы

                                   

Задание 2. Отметьте оперную партию, в которой звучат слова: «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Допишите название оперы в каждом пункте.

1. Мизгиря в опере Н.А. Римского-Корсакова «………………………………………………………..»

2. Германа в опере П.И. Чайковского «………………………………………………………………….»

3. Бориса в опере М.П. Мусоргского «…………………………………………………………………..»

4. Игоря в опере А.П. Бородина «………………………………………………………………………..»

Задание 3. Укажите признаки психологической социально-бытовой музыкальной драмы.

                    Приведите пример.                           

 

                         Раздел «Симфоническое творчество»

Задание 1. Проанализируйте симфоническое произведение А. Бородина по указанным признакам.

Принципы эпического симфонизма.

1. Неконфликтная драматургия.

2. Наличие взаимодополняющих контрастных сфер.

3. Опора на жанровый тематизм, целостность тем.

4. Средства развития – вариантность, вариационность.

5. Мозаичность строения разработок (ряд фрагментов).

6. Генеральная кульминация – в центре разработок.

7. Репризы, в которых сближаются контрастные сферы.

8. Кода – единый, могучий эпический образ.

Задание 2. Укажите соответствие между симфоническим произведением и комментарием о нем.

1. В. Кикта. Концертная симфония для арфы с оркестром «Фрески Софии

Киевской».

2. В. Калинников. Симфония №1.

3. С. Прокофьев. Симфония №1 «Классическая».

4. Г. Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель»

     5. А. Шнитке. Гоголь-сюита из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

 Комментарии.

1. Об авторе этой симфонии исследователь творчества Г. Пожидаев сказал: «Из темного колодца жизни он видел звезды», а саму симфонию называют «песней жаворонка» русского симфонизма.

 

2. «Это - своего рода большая инструментальная былина, в которой повествуется  

об одной из самых значительных страниц истории русского государства, о духовном богатстве русского народа, воплотившемся и в уникальном памятнике архитектуры, и его живописных фресках, и в народном искусстве Руси».

 

3. «Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя

разнообразные интонации и ритмы того времени, и выразила их в зарисовках 

природы, бытовых танцах, романсах, маршах, сценах из жизни действующих лиц.

 

4.  «Автор задался целью воскресить «старые добрые времена», времена фижм, 

пудреных париков и косичек» - говорится в авторском пояснении к первому исполнению симфонии.

 

5. Композитор писал: «Столкновение возвышенного и низменного в его

сочинениях, использование банального – все это, конечно, повлияло на меня в

сильной степени. Шлягер – хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть 

в душу».

 

Задание 3. Укажите соответствие между симфоническим произведением и

  жанром.

М. И. Глинка. «Камаринская».                         «Сказочные картинки»

 

П. И. Чайковский. «Ромео и Джульетта»            Симфоническая сюита                 

 

Н.А. Римский-Корсаков. «Шехеразада»      Фантазия на две русские темы

 

А. К. Лядов. «Баба-яга», «Кикимора»                Увертюра-фантазия

 

                                       Общий раздел

Задание 1. Назовите балет.

1. П.И. Чайковский.       Балет-сказка        «……………………………………………………...»

 

2. И.Ф. Стравинский Потешные сцены в 4-х  

                                  картинах              «……………………………………………………….»

 

3. Б. Тищенко      «Хореографические

                             размышления в 3-х

                          действиях по мотивам

                    «Слова о полку Игореве» «……………………………………………………….»

 

4. Р. Щедрин                Балет        «………………………………………………………………..»

 

 

Задание 2. Определите произведение по описанию.

1. «После грандиозной батальной картины следует часть под названием

«………………………………………………………….». Ночь, тишина. Одинокая печальная девушка бредет по страшному полю битвы, усеянному телами погибших воинов….. Звучит скорбная и, вместе с тем, простая, чистая и проникновенная мелодия в духе народной песни, которую исполняет низкий женский голос – меццо – сопрано».

………………………………………………………………………………………………………..

2.  «……………………………….» - так назвал цикл фортепианных миниатюр композитор. Они объединили в себе и живописные и литературные впечатления композитора, воплотили «игру мгновения», изменчивость и неуловимость картины мира, души человека».

………………………………………………………………………………………………………..

 

3. Озорные и трогательные песенки из фильмов «Про Красную Шапочку», «Приключения Буратино», пронзительная по своей искренности мелодия из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», лирическая баллада из фильма «Вам и не снилось», и, наконец, один из самых знаменитых гимнов любви

«…………………………………………………………………..»  

из рок-оперы

«………………………………………» - все это бесценное богатство подарил нам ………………………………………………………………………………………………………...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: