Организационная структура урока

 

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности учащегося
1 2 3 4
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания (учебник, упражнение 228). Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Прочитайте составленный рассказ. Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают составленный рассказ. (См. РМ, Приложение 2.)

Выдвигать гипотезу и обо-сновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Слушать
в соответствии с целевой установкой. Принимать
и сохранять учебную цель
и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения
по существу
полученного
задания. Адекватно исполь-

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, задание 140). – Прочитайте возвратные глаголы. – Запишите данные глаголы в форме 3-го лица множественного числа настоящего времени так: в первый столбик – глаголы I спряжения, во второй – глаголы II спряжения. – Составьте и запишите предложение с любым из данных глаголов. Читают глаголы.
I спряжение II спряжение
Расчесываться, прощаться, волноваться, здороваться Веселиться, хвалиться, учиться, жмуриться

Записывают предложение.

В школе дети учатся, а после уроков веселятся во дворе.

Минутка чистописания. Проводит минутку чистописания. – Запишите буквосочетания и слова. – Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Выполняют чистописание.

Продолжение табл.

1 2 3 4
    На в е ршин е ели внезапно з а играл луч со л нца.

зовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из раз-личных источников

Работа над словами с непро-веряемым написанием Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Прочитайте ребус. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 3.) Записывают словарные слова в индивидуальный словарик.
  – Прочитайте ребус. – Запишите словарное слово в индивидуальные словарики, используя прием ассоциаций. (См. РМ, Приложение 4.)
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока. – Сегодня на уроке мы научимся правильно писать глаголы в прошедшем времени Принимать и сохранять учебную задачу

Продолжение табл.

1 2 3 4
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте пары глаголов на экране и сравните их. Угадать – угадал. Потерять – потерял. – Что заметили интересного? В каком времени стоят эти глаголы? Запишите их. – Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали? Чем формы женского и среднего рода, множественного числа будут отличаться от формы мужского рода? – Проверим вашу догадку, о том, что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же. Выделите ее. Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени. – Создайте схему образования глаголов прошедшего времени. – Еще раз посмотрите на глаголы в неопределенной форме и в форме прошедшего времени. Как вы думаете, суффиксы -ть- и -л- служат для обра-зования новых слов? Нужно ли включать их в основу слова? Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. – Суффикс -ть- поменялся на суффикс -л-, а основа осталась прежней. В каждой паре второй глагол стоит в форме прошедшего времени. – Не хватает форм женского, среднего рода и формы множественного числа. Они будут отличаться от глагола в мужском роде ненулевым окончанием. Делают вывод: глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Форма прошедшего времени образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания во множественном числе. Чаще всего основы глагола в неопределенной форме и в прошедшем времени совпадают. Составляют схему образования глаголов прошедшего времени. Ход и ть – ть + л = ход и л – Суффиксы -ть - и -л- не образуют новые слова. Они служат для образования новых форм слова. Суффикс -л- образует форму прошедшего времени глагола, суффикс -ть служит для образования неопределенной формы, и в основу слова они не входит. Осуществлять анализ объектов. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Продолжение табл.

1 2 3 4
Работа по учебнику (упражнение 229) – Прочитайте. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. – По каким признакам можно определить глаголы прошедшего времени? Объясните свой ответ. – Выделите в глаголах приставки. В каких глаголах приставки имеют значение «начало действия»? Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выделяют в глаголах приставки.  Тут Соловей являть свое искусство стал:  На тысячу ладов, тянул,  То нежно он  И томной вдалеке свирелью  То мелкой дробью вдруг по роще  
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражнение 230). Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует выполнение заданий. – Прочитайте отрывок стихотворения Я. Козлов-ского. – Определите, какими частями речи являются слова, которые произносятся одинаково. – Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. – Укажите над глаголами в прошедшем времени их род, выделите окончания. Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом мате- риале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Списывают, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Указывают над глаголами в прошедшем времени их род, выделяют окончания. Солнце еще облаков не задел (ср. р.), Трава на лугу еще ро́сы пил (ж. р.), А плотник проснул £ ся (м. р.)                         и взял £ ся (м. р.) за дело. Слышится, как зазвенел (ж. р.) пила.

Осознанно
и произвольно строить
речевое вы-
сказывание
в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной
задачи

Работа по учебнику (упражнение 231) – Прочитайте таблицу. Поставьте вопрос к каж- дому глаголу. Сравните окончания в вопросах и в глаголах. Делают вывод: формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива или прошед-шего времени с помощью суффикса -л- и оконча-

Продолжение табл.

1 2 3 4
  – Какие родовые окончания имеют глаголы прошедшего времени? – В каком числе глаголы прошедшего времени изменяются по родам? ний рода и числа. В формах мужского рода единственного числа показателем рода и числа является нулевое окончание. Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, а в единственном числе – по родам. Форм лица у них нет  
VI. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений. Работа по учебнику (упражнение 232). Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте. Какие формы глаголов прошедшего времени образованы от неопределенной формы? – Запишите глаголы в прошедшем времени в муж-ском, женском и среднем роде и во множественном числе. – Обозначьте ударение. Запомните произношение глаголов в этих формах. Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Записывают глаголы в прошедшем времени в мужском, женском и среднем роде и во мно-жественном числе. Выделяют окончания. Лить – лил £, лил лил лил Плыть – пил £, пил пил пил Спать – спал £, спал спал спал Начать – начал £, начал начал начал Понять – понял £, понял понял понял

Понимать
на слух ответы одноклас-сников. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Строить монологические высказывания

Работа в тетради (задание 141). Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте отрывок стихотворения В. Фетисова. Вставьте пропущенные буквы. – Подчеркните глагол, который может изменяться по родам. Укажите его род. – Устно разберите второе предложение по членам предложения. Выполняют задание в рабочей тетради.  Солнце с длинными лучами  Землю вымыло (ср. р.) ручьями.  И раскрыли веки   реки.

Окончание табл.

1 2 3 4
Работа в тетради (задание 143) – Прочитайте. Укажите время глагола. – Запишите это предложение, употребив глагол в форме прошедшего времени Записывают предложение. Ребята ловят (наст. вр.) на озере окуней. Ребята ловили (прош. вр.) на озере окуней.  
VII. Итог урока. Рефлексия Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, подведение итогов урока уча- щимися. – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Расскажите о правописании глаголов прошед-шего времени. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов. Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил. Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми встретились на уроке Осуществлять самоконтроль учебной деятельности
Домашнее задание Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 142 в рабочей тетради Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Принимать учебную задачу, планировать ее выполнение

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: