Мотивация учебной деятельности

Урок     Сталинская индустриализация в Донбассе.

Цель: - охарактеризовать ход и последствия индустриализации в Донбассе;

      - развивать умение мыслить, анализировать, делать выводы;

      - воспитывать познавательный интерес к изучению истории Отечества.

Ход урока:

Организационный момент.

Актуализация опорных знаний.

Беседа по теме: Сталинская индустриализация (учеб. стр., в.   )

Мотивация учебной деятельности.

Донбасс – главная арена для индустриализации.

4. Изучение нового материала.                 Лекция учителя.


1. Роль Донбасса в планах первых пятилеток. Во 2-ой половине 1920-х гг. важнейшей задачей развития страны стало преобразование ее из аграрной в индустриальную, обеспечение ее экономической независимости и укрепление обороноспособности. Курс на индустриализацию провозгласил в декабре 1925 г. XIV съезд ВКП(б). На съезде шла речь о необходимости превращения СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. На рубеже 1920-1930-х гг. руководством страны был принят курс на форсированное создание социалистической промышленности.

Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план (1928-1932) выдвинул лозунг: в кратчайший срок догнать и перегнать в технико-экономическом отношении передовые капиталистические страны.

Донбассу в этих планах отводилась важная роль, так как Донбасс был главной угольно-металлургической базой страны. Здесь были сосредоточены предприятия базовых отраслей народного хозяйства: угольной, металлургической, химической. Именно Донецкий регион должен был обеспечить экономику топливом и металлом, и тем самым «сыграть решающую роль в создании фундамента социализма в СССР». В 1928-1929 гг. из 40 млн. т добычи каменного угля в СССР Донбасс дал 30,7 млн. т (т.е. около 80% общесоюзной добычи). Значение региона определялось еще и тем, что в его шахтах добывали ценные марки высококачественного угля для металлургической, коксохимической промышленности, транспорта и электростанций.

Шахта 17-17 бис, г. Сталино, 1920-е гг.

Бурный рост народного хозяйства предъявил новые повышенные требования к угольной промышленности Донецкого бассейна. Несмотря на то, что общая производительность шахт Донбасса из года в год увеличивалась, потребность в угле значительно опережала темпы роста угледобычи. По плану пятилетки, за пять лет горняки должны были более чем вдвое увеличить добычу угля по сравнению с показателями 1913 г.

Чтобы выполнить эту задачу, необходимо было реконструировать старые шахты и построить новые мощные угольные предприятия, решить проблему механизации труда. Необходимо было обеспечить шахты большим количеством врубовых машин, отбойных молотков, конвейеров, электровозов, погрузочных машин. Также необходимо было добиться полного использования имевшегося оборудования и обучить техническому минимуму рабочих, обслуживавших механизмы. Следовало максимально использовать передовой опыт отечественной и зарубежной промышленности.

Намеченные мероприятия обеспечили перелом в развитии механизации шахт. За 1928-1932 гг. среднемесячная производительность тяжелой врубовой машины возрастает на 154,6%, количество тяжелых врубовых машин - на 308%, отбойных молотков - более чем на 500%, конвейеров - более чем на 1000%.

Рационализация и техническая реконструкция старых шахт проводились методом концентрации добычи на отдельных из них за счет количественного уменьшения мелких шахт. В 1928-1929 гг. работало всего 428 шахт, но это были только средние и крупные предприятия. За годы первой пятилетки были построены 62 новые шахты общей мощностью 29,8 млн. т.

Важным направлением модернизации была подготовка квалифицированных технических специалистов. В первые два года пятилетки темпы подготовки новых кадров отставали от темпов реконструкции угольной промышленности. Была проведена мобилизация 10 тыс. комсомольцев УССР. Первые партии молодых рабочих прибыли в Донбасс в апреле 1930 г.

Для ознакомления новых кадров с условиями и методами труда на шахтах в Донбассе впервые начали действовать имитационные лавы, были созданы профтехнические курсы и горные училища. Для подготовки квалифицированных рабочих была расширена сеть курсов Центрального института труда. Благодаря этому в создании и подготовке устойчивых шахтерских кадров произошли существенные сдвиги. На 1 января 1930 г. на шахтах Артемовского округа было подготовлено 234 забойщика, а бригадно-индивидуальным обучением - 3000 чел. различных квалификаций. В ходе выполнения первой пятилетки производительность труда повысилась на 41%. Однако, проблема обеспечения угольной промышленности квалифицированными кадрами была решена лишь частично.

Субсидирование промышленности велось в основном за счет внутрипромышленного накопления и перераспределения национального дохода через госбюджет в ее пользу. Важнейшим источником финансирования стала «перекачка» средств из аграрного сектора в индустриальный. Кроме того, для получения дополнительных средств правительство начало выпускать займы, осуществило эмиссию денег, что вызвало резкое увеличение инфляции. И хотя было объявлено о завершении пятилетки в 4 года и 3 месяца, откорректированные задания плана по выпуску большинства видов продукции выполнить не удалось.

2. Трудовые инициативы в годы пятилеток. В поисках средств для решения задач индустриализации в начале первой пятилетки руководство ВКП(б) обратилось к забытым теоретическим разработкам В. Ленина. 20 января 1929 г. в газете «Правда» была впервые напечатана его статья «Как организовать соревнование?», написанная еще в 1917 г. Было решено, что в новых условиях идея трудового соревнования как нельзя лучше отвечала поставленным задачам.

31 января 1929 г. в «Рабочей газете» было опубликовано обращение рабочих Горловской шахты «Кочегарка» к коллективу Ирминского рудника Луганского округа с предложением организовать социалистическое соревнование. В Донбассе начинают создавать так называемые ударные бригады. Положительным в деятельности этих бригад были многочисленные факты перевыполнения плана (обычно на 10-20%).

Бригада Н.Мамая сдает уголь, добытый сверх плана

 

Одной из ключевых трудовых инициатив в годы первых пятилеток стало стахановское движение.

ГОРДОСТЬ И СЛАВА ДОНБАССА

Алексе́й Григо́рьевич Стаха́нов (1906-1977) С 1927 г. работал на шахте «Центральная-Ирмино» в г. Ирмино Луганской области тормозным, коногоном, отбойщиком. В ночь с 30 на 31 августа 1935 г. забойщик шахты «Центральная-Ирмино» в Кадиевке Алексей Стаханов нарубил 102 т угля, выполнив 14 сменных норм. Сущность его метода заключалась в новой организации труда в забое, основанной на разделении производственных операций между забойщиком и крепильщиком. В сентябре того же года повысил свой рекорд до 227 тонн. На состоявшемся в тот же день собрании рабочих 40 забойщиков заявили о желании посоревноваться со Стахановым. 8 сентября Стаханов добыл 175 т. Вскоре Н. Изотов установил новый рекорд - 240 т.

Вскоре во всех отраслях промышленности развернулось массовое движение за повышение производительности труда, которое достигалось как за счет энтузиазма работающих, так и за счет создания и грамотного применения новых технологий. По имени Стаханова подобных ему рекордсменов стали называть стахановцами. Они получили всесоюзную славу, о них писали газеты, их награждали орденами. В 1940 г. 1/3 всех рабочих промышленности Сталинской области являлись стахановцами.

 

ГОРДОСТЬ И СЛАВА ДОНБАССА

Ники́та (Никифор) Алексе́евич Изо́тов Забойщик горловской шахты «Кочегарка». Разработал собственный метод добычи угля, основанный на предварительном изучении угольного пласта, умении быстро ставить крепление горных выработок и четкой организации труда. В 1932 г. он добился небывалой выработки, выполнив план угледобычи в январе на 562%, в мае на 558%, а в июне на 2000% (607 тонн за 6 часов). В 1933 г. организовал на шахте участок - школу для повышения квалификации молодых забойщиков посредством инструктажа на рабочем месте. «Изотовские» школы получили широкое распространение по всей стране.
Петр Федорович Кривонос Один из инициаторов стахановского движения на железнодорожном транспорте. В 1935 году, будучи паровозным машинистом, первым на транспорте при вождении грузовых поездов увеличил форсировку котла паровоза, благодаря чему техническая скорость была повышена вдвое, до 46-47 км/час. Имел многочисленных последователей («кривоносовцы»).
Макар Никитович Мазай Один из зачинателей движения скоростного сталеварения. В октябре 1936 г. Макар Мазай один за другим устанавливает мировые рекорды по съёму стали с квадратного метра пода печи с максимальным результатом 15 тонн за 6 часов 30 минут. После этого его опыт и методы работы распространились по всей стране.
Праско́вья Ники́тична Анге́лина В 26 лет пошла учиться на курсы трактористов, после которых стала работать трактористкой на местной машинно-тракторной станции (МТС), став одной из первых женщин-трактористок в стране. В 1933 году она организовала и возглавила женскую тракторную бригаду, которая заняла первое место по МТС, выполнив план на 129%. В 1938 г. прославилась лозунгом «Сто тысяч подруг - на трактор!».

3. Промышленные «гиганты» Донбасса. Второй пятилетний план (1933-1937), утвержденный XVII съездом ВКП(б) в начале 1934 г., сохранил тенденцию на приоритетное развитие тяжелой индустрии. Его главная экономическая задача заключалась в завершении реконструкции всех отраслей народного хозяйства на основе новейшей техники. Была поставлена задача завершить механизацию всех трудоемких процессов в угольной промышленности.

В годы второй пятилетки в Донбассе были построены крупнейшие предприятия СССР. На юге Донбасса был построен один из крупнейших металлургических комбинатов Советского Союза «Азовсталь».12 августа 1933 г. - доменная печь № 1 комбината дала первый чугун.

28 сентября 1934 года введен в эксплуатацию Новокраматорский машиностроительный завод, не имевший себе равных в мире. Подготовка проекта и монтаж оборудования здесь производились без привлечения иностранных фирм. Их представители, признавая величественность проекта, откровенно сомневались в возможности его осуществления. Так, председатель германской ассоциации инженеров Конрад Матишос заявил: «...Вы надеетесь его построить? У вас не хватит средств. Даже Германия не может позволить себе построить такой завод».

Первая очередь завода вошла в строй 28 сентября 1934 г. Ни один завод в мире не имел в таком количестве и ассортименте наиболее мощных и технически совершенных уникальных станков. Это позволило организовать производство оборудования для металлургической, химической, угольной, электротехнической и др. отраслей промышленности. Значительная часть продукции была освоена впервые в практике отечественного машиностроения.

Благодаря тяжелому и напряженному труду рабочих и инженеров были восстановлены и увеличены мощности химической и стекольной промышленности. На протяжении 1930-1935 гг. было осуществлено строительство Лисичанского мехстеклозавода оконного стекла. Развитие химической промышленности проходило на базе новых и реконструированных заводов. Ведущими среди них являлись Горловский азотно-туковый, Константиновский суперфосфатный, Сталинский азотный, «Славсода» и др. Лисичанский завод «Донсода» в 1940 г. давал около 70% общесоюзного производства. В 1925 г. завершились восстановительные работы на химическом заводе «Красное знамя», преобразованного в 1932 г. в крупный химкомбинат. В 1930-х гг. комбинат давал половину продукции всей анилинокрасочной промышленности СССР. Донбасс превратился в один из центров химической промышленности. Здесь производилось более 100 наименований химических продуктов, необходимых для народного хозяйства и укрепления обороноспособности страны. Выпуск многих из них был освоен впервые в отечественной практике и освобождал страну от их импорта.

Одновременно со строительством новых предприятий производилась коренная техническая реконструкция заводов и шахт. Гигантами среди реконструированных объектов были Луганский паровозостроительный завод и 2 металлургических завода (в Макеевке и Коммунарске). В конце 1933 г. реконструированный Луганский паровозостроительный завод вступил в строй и стал крупнейшим в Европе паровозостроительным предприятием. Он мог выпускать 2100 паровозов, т.е. больше, чем все заводы царской России, вместе взятые. В 1940 г. завод выпустил 441 паровоз, что составляло 70% их общесоюзного производства. Новый металлургический гигант (завод им. Кирова) был сооружен в Макеевке.

Паровоз ФД20-1237 – продукция Луганского паровозостроительного завода

В 1929 г. на левом берегу реки Крынки, невдалеке от Зуевки, началось строительство Зуевской Государственной районной электростанции. Параллельно строительству электростанции началось строительство нового жилья для рабочих. На карте области появился новый город Зугрэс. В 1939 году Зуевская ГРЭС вышла на проектную мощность - 250 МВт. Это было одно из крупнейших электрогенерирующих предприятий СССР. 45 % потребляемой электроэнергии Донбасс получал от Зуевской ГРЭС.

4. Итоги индустриализации в регионе. В соответствии с официальной позицией советского руководства, план первой пятилетки был выполнен за 4 года и 3 месяца. Однако, когда подводились ее итоги, политбюро ЦК ВКП(б) запретило всем ведомствам публиковать статистические данные по этому поводу. Были предложены обобщенные цифры относительно выпуска валовой продукции. На деле темпы развития промышленности упали с 23,7% в 1929 г. до 5% в 1933 г.

Тем не менее, определенные успехи в промышленном развитии были достигнуты. Всего за годы первых пятилеток на Донбассе было построено 245 предприятий. Так, в Донбассе были введены в действие 53 новые шахты, началась механизация шахтерского труда. В 1940 г. шахт, производительностью от 300 тыс. тонн угля в год и выше, было 44%, а добыча на них составила 72% всей угледобычи бассейна. Началось широкое внедрение угольных комбайнов. В 1940 г. шахты Донбасса имели 600 мощных подъемных машин, столько же вентиляторных установок, 2600 насосов, 400 главных компрессорных установок, более 2000 врубовых машин, 1,5 тыс. электровозов, около 1,5 тыс. лебедок, более 5 тыс. конвейеров, более 120 тыс. вагонеток. Развернулись социалистическое соревнование, массовое стахановское движение.

В 1937 г. по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на второе место в мире после США. Прекратился ввоз из-за рубежа цветных металлов, рельсопрокатных станов, экскаваторов, турбин, паровозов и др. видов промышленной продукции. Была обеспечена технико-экономическая независимость СССР от стран Запада. Перед войной на донецком угле работало около 60% металлургии и ж/д транспорта страны, около 70% всей химической промышленности, около 50% электростанций СССР. За годы довоенных пятилеток добыча угля в Донецком бассейне возросла более чем втрое - с 27,3 млн. тонн в 1927-1928 гг. до 85,5 млн. тонн в 1940 г. Производительность труда рабочего класса повысилась более чем вдвое. В 1940 г. Донбасс давал 60% общесоюзной добычи угля, а производство промышленной продукции по сравнению с 1913 г., возросло в 8,9 раза.

Общими для СССР итогами индустриализации стало следующее:

1) страна из аграрной превратилась в индустриально-аграрную;

2) укрепилась обороноспособность страны;

3) произошли структурные изменения в промышленности: предпочтение было отдано не легкой, а тяжелой промышленности;

4) была ликвидирована безработица, но снизился жизненный уровень населения (инфляция, карточная система, нехватка товаров широкого потребления);

5) монополизм государственной собственности, отсутствие конкуренции и материальной заинтересованности привели к замедлению темпов развития экономики;

6) создана новая модель управления экономикой - административно-командная.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: