Работа с текстом романа над образами по плану

Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой.

Цель: поиски смысла жизни героев романа; исследование исторических процессов в стране через судьбу героев.

Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане. Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек,- результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей.

 «По дневнику весьма удобно судить о самом себе»,- пишет 22-летний Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больницу. Здесь и сделаны первые записи в дневнике, который писатель вел- с небольшими перерывами - до конца своих дней.

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений, желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее - и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

Правила:

1. «Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что.

2. Что исполняешь, исполняй хорошо.

3. Никогда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить.

4. Заставь постоянно ум свой действовать со всею ему возможною силой.

5. Читай и думай всегда громко.

6. Не стыдись говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают…»

Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью.

Самое удивительное, что большую часть своей обширной программы Л.Н.Толстой выполнил. Первое, чему он научился,- это говорить себе правду без утайки. Из дневника мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает себя. Толстой был готов к преодолению человеческих слабостей.

Духовные искания, т.е. поиски подлинного места в жизни Пьера Безухова и Андрея Болконского

Несомненно, что Л.Н.Толстой видел в своих любимых героях романа, Андрее и Пьере, натуру, которую преодолевал в самом себе. Несомненно,  и то, что как писатель он создавал своих литературных героев, черпая материал из себя, как бы ни были эти характеры не похожи друг на друга. Для Толстого и увалень-мечтатель Пьер Безухов, и умный, утонченный эгоист Андрей Болконский были,  прежде всего,  людьми. Такими же, как и он сам, такими же, как все мы. Лучше или хуже - не имеет значения.

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.

При всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.

-Когда мы впервые встречаем героев?

-А теперь найдите портретные характеристики героев в тексте романа и прочитайте.

-Среди гостей Анны Павловны выделяются два человека. Кто они? Свои ли они в великосветской гостиной, если судить только по портретам и манере поведения героев?

-Назовите детали, раскрывающие духовную близость Пьера и Андрея.

-Умный и робкий, наблюдательный и естественный взгляд Пьера, гримаса скуки на красивом лице князя Андрея. Уже по портретам видно, что они здесь чужие. С самого момента их появления в салоне чувствуется конфликт героев с аристократической средой.

- Только с Болконского Пьер не спускает «радостных, дружелюбных глаз», и князь Андрей, смотревший на всех в гостиной «усталым, скучающим взглядом», улыбнулся только Пьеру «неожиданно доброй и приятной улыбкой».

Работа с текстом романа над образами по плану.

 «Дорога чести» Андрея Болконского:

Сражение при Аустерлице (т.1ч.3, гл.16,19)

Свидание Андрея и Пьера в Богучарове (т.2ч.2, гл.8,12,13)

Встреча с Наташей (т.2ч.3гл.2,3,19)

Андрей в войне 1812 года (т.3ч.2гл.5)

Свидание с Кутузовым в Цареве-Займище (т.3ч.2гл.16)

Бородинское сражение (т.3ч.2гл.25,36,37)

Встреча с Наташей в Мытищах (т.4ч.1гл.32)

Следующая героиня романа Наташа Ростова. Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».

Первая встреча с Наташей.

1) Портретная характеристика героини (т. I, ч. I, гл. VIII, стр. 54)

- В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?
(13-летняя девочка)

- Красива ли она? (Нет, Толстой много раз это подчёркивает. Обаяние её в простоте, в естественности. Наташа переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, порой даже удивляешься…)

 

2) Встреча в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II «Князь Андрей невесёлый… - невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей»)

Андрей Болконский разочарован в жизни и едет по делам через Отрадное.

Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были с нею рядом. После встречи с Наташей пробуждается ото сна.

3) Ночь в Отрадном (т. II, ч. III, гл. II) («Лунная соната» Бетховена)

Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём. Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. Писатель оценивает героев: насколько они близки к народу и природе. Нелюбимые герои словно застыли в неподвижности.

4) Эпизод «У дядюшки.

Пение крепостного, затем дядюшки пробуждают что-то главное, исходное в Наташе.

5) Сцена пляски Наташи.

(В этом эпизоде одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым)

6) Первый бал Наташи (т. II, ч. III, гл. 16-17) – одна из самых ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.

Как же дальше развиваются события? Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год? Зрелый человек, князь Андрей, все же посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?(Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую, он опять замкнулся в себе)Но в любви нельзя думать только о себе! Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Почему Наташа увлеклась Курагиным? Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить её? Перед нами живой человек!

7) У постели умирающего князя Андрея.

8) После смерти. Что же возрождает Наташу к жизни? Погиб Петя, мальчик, который на войне играл в войну. Любовь к матери показала, что сущность её жизни – любовь. Проснулась любовь и проснулась жизнь.

К чему пришла Наташа? Чего добилась? (Т.4,эпилог, гл 10,16.)

Задание:


Заполните таблицу

 

Общие периоды Жизненный путь Болконского - «дорога чести» Жизненный путь Пьера Безухова – «..видите, какой я добрый и славный малый»
Первое знакомство. Отношение к светскому обществу    
Жизненные ошибки ошибочные мечтания и поступки    
Постепенное пробуждение от нравственного кризиса и стремление быть полезным Отечеству    
Новое разочарование, кризис    
Война 1812 года    
После войны с Наполеоном (эпилог)    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: