Прочитайте текст и выполните задания 6-8

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки. (2) С дороги за хлебами видны были только верхушки серпилковских садов, сами же хаты прятались за сплошной стеной вишняков и яблонь. (3) По безветренным утрам над садами поднимались ленивые печные дымы, сытно, запашисто отдававшие кизяком и хмызой. (4) Летом оттуда на гречишную цветь, огибая дымную кузницу, со знойным гудом летели пчёлы. (5) Осенью же, когда после первых несмелых утренников недели на две устанавливалось задумчиво-кроткое бабье лето с глубоким небом и русоволосыми скирдами молодой соломы, из серпилковских садов далеко в поле проникал горьковато-винный запах яблочной прели, и на все лады неумело и ломко кричали кочетки-сеголетки.

(6) Из всех строений со стороны посёлка видна была одна только семилетняя школа. (7) Несколько лет назад ее построили взамен старой, изначальной и сильно обветшавшей углами. (8) Поставили ее на задах деревни, на ровном муравистом выгоне, и теперь она чисто белела на темной зелени садов, а при восходе солнца полыхала широкими и ясными окнами.

(9) Кузница же была выстроена у проселка еще в стародавние времена каким-то разбитным серпилковским мужиком, надумавшим, как паучок, поохотиться за всяким проезжим людом. (10) Сказывают, будто, сколотив деньгу на придорожном ковальном дельце, мужик тот впоследствии поставил рядом с кузницей ещё и заезжий двор с самоварным и винным обогревом (11) И еще сказывают, будто брал он за постой не только живую денежку, но не брезговал ни овсом, ни нательным крестом.

(12) В революцию серпилковцы самолично сожгли этот заезжий двор начисто. (13) Распалясь, подожгли заодно и кузницу. (14) Однако, вскорости смекнули, что кузницу палить нельзя. (15) Тем же временем расчистили пожарище, прикатили новый ракитовый пень под наковальню, сшили мехи, покрыли кирпичную коробку тесом, и с той поры кузница бессменно и справно служила сначала серпилковской коммуне, а потом уже и колхозу.

1. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

2. Кузница стояла в центре посёлка.

3. Со стороны посёлка видна была школа.

4. Осенью неумело и ломко кричали кочетки-сеголетки.

5. Строительством в посёлке занимался барин.

6. После революции кузница не работала.

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является эпитет

 

1. По безветренным утрам над садами поднимались ленивые печные дымы, сытно, запашисто отдававшие кизяком и хмызой.

2. Летом оттуда на гречишную цветь, огибая дымную кузницу, со знойным гудом летели пчёлы.

3. Кузница стояла у обочины полевого проселка, стороной обегавшего Малые Серпилки.

4. Поставили ее на задах деревни, на ровном муравистом выгоне, и теперь она чисто белела на темной зелени садов, а при восходе солнца полыхала широкими и ясными окнами.

5. В революцию серпилковцы самолично сожгли этот заезжий двор начисто.

 

8. Найдите в тексте антоним к слову прятались (предложение 2). Выпишите его.

Вариант 2 Задание 2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) До универмага они добрались лишь после обеда. (2) Правда, сами они еще ничего не ели: и некогда было, и не хотелось. (3) У входа в магазин люд вертелся, как вода в мельничном омуте. (4) Здесь засасывало, кружило и выбрасывало сразу десятки людей. (5) Из дверей универмага доносился глухой непрерывный гул, будто там тяжело вращались жернова.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1. Они добрались (предложение 1)

2. Ничего не ели (предложение 2)

3. Люд вертелся (предложение 3)

4. Засасывало (предложение 4)

5. Тяжело вращались (предложение 5) Ответ:______________________________

3. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В ее руках был совсем такой же пакет (1) как и Дуняшкин (2) почти такого же размера (3) в той же белой бумаге (4) с красными треугольниками (5) так же перехваченный крест-накрест бечевкой Ответ:______________________________

4. Синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «Дуняшкин пакет», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________

5. Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1. ОБЪЕДИНИТЬ – разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный звук перед йотированными гласными.

2. РАССТИЛАТЬ – написание гласной в корне зависит от ударения.

3. ЦЫПЛЕНОК – в корне после Ц пишется Ы, так как слово является исключением из правил.

4. ДЕРЕВЯННЫЙ – в прилагательном, образованном от существительного при помощи суффикса ЯН, пишется НН.

5. ТИХО-ТИХО – существительное пишется через дефис, поскольку оно является сложным.

Прочитайте текст и выполните задания 6-8.

(1) Засыревший большак, исполосованный колесами, выбирая, где поположе, широкой дугой поднимается на косогор. (2) На дороге и пашне еще видны следы недавней бессонно-горячей работы, когда из земли выбиралось и выдиралось все, что она успела и сумела родить людям за недолгое лето. (3) То попадалась в колее раздавленная колесами свекла, то звено от тракторной гусеницы или еще какая неведомая железяка, оброненная впопыхах машиной, то в стороне, среди черного, белесые скирды молодой соломы. (4) А у обочины торчал случайно не задетый плугом, сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух. (5) Ветер шуршал лохмотьями его листьев, а он все кивал и кланялся путникам непокрытой растрепанной головой.

(6) Страда отшумела, и теперь по обе стороны большака чернела по-осеннему засмиревшая земля, комковато и неловко улегшаяся на покой.

(7) Дуняшка и Пелагея, поспешая, шли обочь дороги. (8) Опустевшие поля не вызывали у них никаких размышлений: они здесь жили, и все было привычным и незаметным, как этот осенний полевой воздух, которым дышали. (9) Они шагали бок о бок и оживленно болтали о всяких своих житейских делах.

(10) Пелагея, еще шустрая, сухощавая баба, шла налегке в сером клетчатом платке и в Степкином ватном пиджачке с жестяными перекрещенными молотками в петлицах, – Степка учился в школе механизации, на воскресенье приехал домой, и Пелагея выпросила у него пиджак съездить в город. (11) Из-под пиджака высовывался белый, оборчатый, надетый по торжественному случаю передник, который встречный ветер то поддувал пузырями, то запихивал между худых Пелагеиных колен. (12) Но она не одергивала, а так и шла, шлепая о тощие икры широкими голенищами резиновых сапог.

(13) Дуняшка старалась не отставать. (14) Она хоть и была повыше матери, по подростковое пальтишко с короткими рукавами узило ее в плечах и как-то казало и ниже ростом и моложавее, скрадывая года два – именно те, в течение которых Дуняшка успела повзрослеть, похорошеть и уже кое-кому приглянуться.

(15) Увлеченные разговорами, они все прибавляли и прибавляли ходу, пока, запыхавшись, Пелагея уже не могла ничего связно сказать, кроме отдельных, перебитых частым дыханием слов, после чего она останавливалась и удивленно оглядывалась на деревню, говоря:

(16) – Чтой-то мы… так… бегём? Гляди, уже где… дворы. Небось… не на пожар.

6. Проанализируйте содержание текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

У обочины торчал сухой подсолнух.

1. События происходили летом.

2. Дуняшка и Пелагея оживленно болтали о всяких своих житейских делах.

3. Степка ещё учился в школе.

4. Дуняшка отставала.

 

7. Проанализируйте средства выразительности в тексте. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.

1. Засыревший большак, исполосованный колесами, выбирая, где поположе, широкой дугой поднимается на косогор.

2. На дороге и пашне еще видны следы недавней бессонно-горячей работы, когда из земли выбиралось и выдиралось все, что она успела и сумела родить людям за недолгое лето.

3. То попадалась в колее раздавленная колесами свекла, то звено от тракторной гусеницы или еще какая неведомая железяка, оброненная впопыхах машиной, то в стороне, среди черного, белесые скирды молодой соломы.

4. А у обочины торчал случайно не задетый плугом, сгорбившийся, как старик, сухой подсолнух.

5. Но она не одергивала, а так и шла, шлепая о тощие икры широкими голенищами резиновых сапог.

8. Найдите в тексте синоним к слову шагали (предложение 9). Выпишите его.

 

Вариант 3. Задание 2. Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1) Между тем взошла поздняя, натужно-красная луна. (2) Пробившись сквозь сдвинутые к горизонту плоские и вытянутые облака, она очистилась от багровости, пролилась рассеянным, не оставляющим теней голубоватым светом. (3) В загустевшей было темноте наступил перелом. (4) Варька знала, что теперь уже до самого утра в лугах будет брезжить эта призрачная голубизна. (5) За озером на просяном поле глухо заворочался трактор – начали перепахивать под зиму.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1. Взошла луна (предложение 1)

2. Она очистилась (предложение 2)

3. Было наступил перелом (предложение 3)

4. Будет голубизна (предложение 4)

5. Начали перепахивать (предложение 5)  Ответ:______________________________

3. Пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Огонек то исчезал (1) то опять вспыхивал (2) и Варька сначала подумала (3) что кто-то идет лугом и курит (4) и лишь (5) когда он вскинулся ясным высоким пламенем (6) она поняла (7) что разжигали костер. Ответ:______________________________

4. Синтаксический анализ словосочетания..   Замените словосочетание «Сашкин взгляд», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________________________

5. Орфографический анализ.     Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1. КУДА-ТО – суффиксы -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ пишутся через дефис.

2. НЕВОЗМОЖНО – НЕ с наречиями всегда пишется слитно.

3. КОСТЁР – написание гласной в корне зависит от ударения.

4. ПРИТЯГИВАЛИ – написание гласной в приставке зависит от ее значения.

5. КАЛАЧИК – суффикс ИК пишется в существительных, если его можно проверить ударением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: