Классная работа
Для достижения цели урока вам необходимо:
1) изучить информационные материалы: прочитать параграф 63; посмотреть видеоуроки https://www.youtube.com/watch?v=oAHsGc3tP8U; https://www.youtube.com/watch?v=5Jo1KnOfmho.
2) прочитать опорный конспект:
Опорный конспект
Растительное сообщество – это определенный комплекс видов растений, взаимосвязанных процессами жизнедеятельности, обитающих на однородном по условиям участке местности.
Чернозем – самый плодородные почвы нашей планеты.
Целина – нетронутые степные сообщества, оставшиеся в первозданном виде.
Для растительного сообщества характерны определённый видовой состав и структура, которые образовались с учётом возможности совместного существования различных видов растений и иных организмов. Между всеми частями сообщества существует сложная взаимосвязь. Растительное сообщество образует органические вещества, необходимые для питания гетеротрофных организмов и человека и выделяет во внешнюю среду продукты обмена (кислород и углекислый газ). Оставляя в почве и на её поверхности отмершие органы, растения способствуют формированию почвенного покрова, надземная их часть участвует в формировании микроклимата.
Существуют различные типы растительных сообществ: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д. Лес – наиболее сложное (вследствие большого количества разнообразных видов) растительное сообщество. Ярусность наиболее хорошо выражена, в сообществах, образованных растениями, относящимися к разным жизненным формам, имеющим различную форму роста. Например, это бывает в лесах при совместном произрастании деревьев, кустарников, трав и других растений. Ярусность слабо выражена или вовсе не выражена в сообществах, где все растения относятся к одной жизненной форме, например во многих травяных сообществах (степях, лугах). Так, в елово-пихтово-липовом лесу можно выделить семь ярусов: два древесных, один кустарниковый, три травянистых (злаки – верхний, осоки, медуницы и живучка ползучая – средний, почвопокровные – нижний) и один моховой.
Во всех растительных сообществах (за редким исключением), даже там, где нет четкого расчленения на ярусы, всегда заметны различия в высоте надземных органов растений и горизонты, различающиеся по насыщенности листовой поверхности. Этим обусловливается более полное использование солнечной энергии.
В растительных сообществах постоянно происходят разные изменения. В связи с чередованием времен года наблюдаются сезонные изменения. Осенью отмирают травянистые растения или их надземные части, происходит листопад. В весенний период растения вырастают из их подземных частей или семян, распускаются почки, цветы и т.д.
В зависимости от различных факторов, в т. ч. антропогенных, может происходить смена одного растительного сообщества другим (луг сменяется болотом, сосновый лес – еловым и т. п.).
В настоящее время человек на огромной площади (свыше 1,4 млрд. га) создал искусственные сообщества путем посева и посадки растений в целях получения зерна, овощей, фруктов, корма для скота, сырья для промышленности и т. д. В посевах и посадках, созданных человеком, есть основные признаки, характерные для природных растительных сообществ: влияние растений друг на друга и на среду, создание особой, свойственной этим сообществам фитосреды.
Таким образом, современный растительный покров Земли состоит не только из фитоценозов (природные сообщества), но и агроценозов (искусственные сообщества).
Выполнить письменно задание. Подобрать пословицы, поговорки, загадки о растительных сообществах (напоминаю: это лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра и т. д. и их представителях).
Домашнее задание.
Ребята! Проработав все информационные материалы, вам необходимо
1) составить синквейн с одним из предложенных слов: лес, степь, луг, болото, пустыня, тундра;
нарисовать любое природное сообщество.
Не забыть подобрать пословицы!
Уважаемые ребята! Фото выполненного задания отправлять для проверки в личные сообщения на страницу ВКонтакте: https://vk.com/id343837166
Срок - 13.05.2020