На чем основано такое фанатичное до глупости стремление Журдена? Почему он

Восьмое мая

Классная работа

ТЕМА: Ж-Б Мольер. «Мещанин во дворянстве» как произведение французского классицизма. Сатира на дворянство и буржуазию в комедии.

 Цель: Познакомить учащихся с характерными чертами классицизма; сопоставить с русским классицизмом; познакомиться с творчеством создателя французской комедии Жан-Батист Мольером. «Мещанин во дворянстве» - как комедия классицизма, и все в ней развивается по законам данного жанра.

Ход урока:

I. Повторение пройденного материала:

1. Где зародился классицизм?

В 17 веке в Западной Европе начинается эпоха абсолютной монархии. Правители ограничивают свободу личности. Возвышенное и разнообразное искусство эпохи Возрождения сменяется строгим классицизмом. Начинала складываться вэпоху Позднего Возрождения в Италии, но как целостная художественная система сформировался во Франции 17 века в период укрепления и расцвета абсолютизма.Времы правления Людовика 14.

1. Что означает классицизм?

(от лат.classicus –образцовый, художественное направление, сложившееся в европейской литературе 17 века (П.Корнель, Ж.Б.Мольер, Ж.Расин)

1. Какую иерархию жанров установил классицизм?

(Высокий –эпическая поэма, эпопея; трагедия, ода: всё писалось в стихах;

средний – высокая комедия, любовные и философские стихи;

низкий – басня);

1. Когда зародился классицизм в России?

(Во 2-й половине 18 века в творчестве А.Д. Кантемира, В.К. Тредиаковского, М.В.Ломоносова: началась борьба за литературный язык, завершившаяся в творчестве А.С. Пушкина).

1. Какие жанры популярны в русском классицизме?

(Трагедия и комедия).

1. Какие правила существовали в русском классицизме?

(Строгое единство тона и три единства: единство действия, единство места и времени)

1. Почему трагедия и комедия писалась в 5 действиях?

(Потому что композиция состояла из экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки).

2. История создания комедии «Мещанин во дворянстве»

Комедия «Мещанин во дворянстве» была заказана Людовиком 14 Мольеру и придворному композитору Люлли для праздников в загородном дворце Шамбор. В пьесе должны были быть обязательно турки (с Турцией у короля ухудшились дипломатические отношения, т.к. турецкий посол при французском дворе как-то неосмотрительно заметил, что конь у турецкого султана украшен роскошнее. Чем корона Людовика 14), а также музыка и танцы. Мольер сочинил пьесу, в которой показал буржуа Журдена, всеми силами стремящегося попасть в дворяне-аристократы. Он придумал также интермедии с турками.

«Мещанин» был сыгран впервые в Шамборе 14 октября 1670 г., а спустя некоторое время труппа стала играть комедию в парижском театре Пале-Рояль для более широкой публики. Комедия имела огромный успех.

Сейчас мы познакомимся с ее героями..

Действие происходит в Париже в доме богатого буржуа Журдена. Раннее утро. Хозяин спит еще, но уже пришли нанятые им учителя музыки и танцев. Но вот господин Журден появляется в халате и ночном колпаке.

Работаем над образом Журдена.

1. Каковы устремления Журдена?

(Журден – богатый мещанин. Он мечтает о своём социальном преображении:

желает приобрести титул и тем самым встать вровень со знатью. Журден хочет

преобразиться и внутренне: обзавестись всеми качествами и признаками аристократа.

На старости лет он стал обучаться аристократическим манерам, завел у себя

дома целый штат учителей.)

Каким видится нам господин Журден? Только ли смешон этот персонаж?

(Конечно, Журден смешон. Нелепость его стремлений, их невыполнимость предопределены воспитанием и самой жизнью героя: сам Журден признается, что едва умеет читать и писать. Он отвергает предложение заняться изучением логики, эстетики из-за их «заковыристости, закрученности» и, с его точки зрения, бесполезности. Он предпочитает правописание, от которого, он думает, будет толк. У Журдена прекрасная память, он запоминает то, что узнаёт от своих учителей. Он не стыдиться «на старости лет» учиться: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать всё то, чему учат в школе!»

Журден по-детски радуется, восхищается чужими знаниями, благоговеет перед наукой, сокрушается по поводу своей необразованности. Но он жаждет лишь внешнего лоска, хочет прослыть образованным человеком. Журден порой даже вызывает симпатию своим простодушным желанием преображения, но цель этого преображения – пустая, неестественная, зловредная для всех достойных персонажей пьесы. Ведущей характеристикой образа Журдена является тщеславие. Им овладела страсть, ставшая для него естественно значимой – он «свихнулся на знатности». Он становится самодуром и сам в этом признаётся: «Я вспыльчив, как сто чертей… когда меня разбирает злость, я желаю беситься сколько влезет».)

Как Журден добивается поставленной цели?

(Журден слепо перенимает привычки и образ жизни дворян, ведь он готов «отрубить себе два пальца на руке, лишь бы … родиться графом или же маркизом».

Он нанимает учителей, от которых нет никакой пользы, устраивает для знатных особ роскошные обеды и празднества, дарит им драгоценности, дает деньги взаймы (заведомо без отдачи). Он готов терпеть неудобства и даже унижения, принимая их за привилегии знати: влезает в шутовской костюм, надевает узкие чулки, которые никак не натягиваются. Всё это вызывает насмешки окружающих.)

Почему Журден оказывается в комических ситуациях?

(Журден выглядит глупо, потому что его поведение не соответствует привычному образу жизни буржуа, потому что он нарушает привычный порядок, зря растрачивает деньги. Здравый смысл и практицизм соседствуют в нем с поразительным легковерием и глупостью. Герой с готовностью принимает за истину любую очевидную нелепицу, надеясь таким образом продвинуться к намеченной цели – высшему свету.)

На чем основано такое фанатичное до глупости стремление Журдена? Почему он

непременно хотел стать дворянином?

(В сознании Журдена глубоко укоренилась мысль о превосходстве дворянства над всеми сословиями в государстве. Его богатый жизненный опыт на каждом шагу подтверждал привилегии и преимущества принадлежности к высшему классу. Войти в круг этих людей Журден считал возможным благодаря нажитому им состоянию. Стремление Журдена не было чем-то исключительным. Многие разбогатевшие буржуа мечтали о том же. Мольер лишь показал, до какого абсурда можно дойти, когда чувства мелки, стремления ничтожны, поступки вызывают заслуженную насмешку.)

 6. Каковы для Журдена последствия его стремлений «во дворянство»?

(Журден своим новым образом жизни, своим безрассудством ставит себя в неестественное положение, становится беззащитным. Поэтому он оказывается игрушкой, источником удовольствия, а порой и существования людей, «благородных» по рождению, но заведомо недостойных и до крайности несимпатичных: графа Доранта и маркизы Доримены.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: