Каковы самые мощные стремления?

Два самых мощных стремления человека -- это стремление к созиданию и

стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь,

великодушие и щедрость, пылкое произведение потомства и радостное

творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, мы

будем называть либидо [От лат. libido -- вожделение, похоть. (Прим.

перев.) ]; важнейшая его функция -- обеспечить продолжение человеческого

рода. Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть,

слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти.

Напряжение, дающее силу этим чувствам, мы будем называть мортидо.

[Неологизм, от лат. mors -- смерть. (Прим. перев.) ] Наиболее

концентрированно это напряжение выражается в борьбе за существование; при

надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и внешних

опасностей. На обычном языке либидо -- это энергия воли к жизни, сохраняющей

род; мортидо -- энергия воли к смерти, сохраняющей индивида, если объектом

ее является подлинный враг.

Естественно, эти два стремления часто вступают в конфликт друг с

другом, толкая человека к противоположным поступкам по отношению к людям и

окружающей среде. С неприятными конфликтами этого рода справляются

по-разному. Обычный способ разделываться с ними состоит в том, что одно из

соперничающих желаний выталкивается из сознания, как будто его нет. В мирное

время люди склонны утверждать, что мортидо не существует вообще, а в военное

время пытаются утверждать, что либидо не существует по отношению к врагу.

Однако не замечаемое ими стремление вопреки их воле влияет на их поступки,

так что в поведении большинства людей ни любовь, ни ненависть не проявляются

в чистом виде. Слишком уж они любят, часто вопреки своей сознательной воле,

кусать добрую руку, которая их кормит, и кормить ненавистный рот, который их

кусает.

Другой способ справиться с конфликтом -- это позволить тому и другому

чувству попеременно одерживать верх, каждому в свою очередь. Человек,

который попеременно любит и ненавидит, часто вызывает у наблюдателя не

меньшее удивление, чем если бы он попеременно откусывал кусок мороженого и

кусок сыра; трудно отделаться от впечатления, что оба вида пищи

удовлетворяют, быть может, один и тот же голод.

Стремление к созиданию и к уничтожению, кульминацией которых является

половое сношение и убийство, -- это и есть тот первичный материал, с которым

приходится работать человеку и цивилизации. Чтобы сохранить собственную

жизнь, общество и человеческий род, люди вынуждены применять деструктивно

направленную энергию, необходимую для достижения некоторых целей, например,

для искоренения жестокости, убийств и болезней; конструктивно направленная

энергия имеет целью духовный и материальный прогресс. Психическое развитие

человека зависит от его способности направить эти внутренние силы к наиболее

продуктивным целям.

Есть различие между желанием и попыткой его удовлетворить, между

чувством любви или ненависти и его выражением. Силу, с которой индивид

выражает свою любовь и ненависть к другим или к самому себе и с которой он

пытается удовлетворить свое либидо и мортидо, можно назвать агрессивностью.

Человек с сильными чувствами может обманывать себя и других, выражая их

слабо, и, напротив, человек со слабыми чувствами вызывает такое же

заблуждение, выражая их открыто.

Наряду с агрессивностью выражения следует еще учитывать направление

чувств любви и ненависти. Некоторые люди направляют свою любовь главным

образом на других; некоторые -- преимущественно на самих себя. Количество

любви, принимающей то или иное направление, может со временем меняться.

Точно так же человек может интенсивно ненавидеть кого-нибудь другого, и

наиболее агрессивным проявлением этой ненависти является убийство. Он может

интенсивно ненавидеть самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть

проявляется в самоубийстве. И убийство, и самоубийство одинаково выражают

агрессивность; единственная разница, касающаяся психической энергии, состоит

в ее направлении.

Большинство людей не доходит до таких крайностей. Либидо и мортидо

находятся под надежным контролем, маскируемые друг другом и, возможно, иными

силами, так что многие проживают свою жизнь, не догадываясь, насколько мощны

эти стремления и как сильно они влияют на мотивы и поступки человека. Между

тем можно с уверенностью утверждать, что человеческое поведение в широких

пределах определяется напряжениями либидо и мортидо, нарушающими психическое

равновесие человека и толкающими его к действиям, которые обещают это

равновесие восстановить. Изыскивая возможности удовлетворить свои

созидательные и уничтожительные стремления, человек уменьшает свое ощущение

беспокойства и приближается к ощущению безопасности, которое и является его

целью. Мы увидим в дальнейшем, как трудно человеку выразить свои стремления,

сколько неудач вызывают неизбежные приспособления и компромиссы и что

происходит, если с этими желаниями и напряжениями человек не может

справиться.

Интенсивность либидо и мортидо, по-видимому, в значительной мере

зависит от химических веществ, находящихся в крови. Можно было бы

предположить, что половые вещества, выделяемые яичниками и семенными

железами, должны влиять на либидо, а вещества "страха и гнева", производимые

надпочечными железами, должны влиять на мортидо; однако до сих пор не

доказано, что введение каких-либо известных нам химических веществ может

заставить человека сильнее любить или ненавидеть. Гораздо более убедительны

результаты, полученные на животных. У крыс инъекция "материнского" гормона

гипофиза вызывает несомненное усиление любовного материнского поведения. И

хотя в отношении человека ничего еще не доказано, при исследовании его

стремлений не надо забывать о различных железах, которые могут иметь к ним

отношение.

Многие сомневаются в происхождении деструктивных стремлений, но мало

кто отрицает их существование. Они не всегда проявляются видимым образом, но

это вовсе не значит, что их нет. Точно так же и стремление к произведению

потомства не всегда проявляется видимым образом, но никто не отрицает, что

оно существует. Всякий, у кого есть в доме дети, должен признать, что они по

временам проявляют разрушительные склонности и враждебность и с возрастом,

как показывает опыт, не избавляются от таких склонностей, а приучаются

выражать их более осторожно и утонченно, как и свою любовь. Деструктивные

стремления проявляются также в сновидениях. Сновидения человека -- его

собственные изделия, которым он сам придает любой желательный ему вид. Если

люди часто видят во сне уничтожительные поступки, значит, нечто в человеке

получает удовольствие от этих поступков. Психиатры спорят главным образом о

том, являются ли деструктивные стремления врожденными или же они развиваются

в результате подавления созидательных стремлений. Нам незачем входить здесь

в эти споры, поскольку люди ведут себя таким образом, как если бы

деструктивные склонности были у них всегда; для изучения дальнейшего

поведения человека безразлично, складываются ли они в первые месяцы жизни

или присутствуют уже в момент рождения.

Человеку свойственно производить события; какие события он производит,

где и когда он их производит, в значительной степени зависит от двух его

сильнейших стремлений: от агрессивности, с которой он их выражает, и от его

способа разрешать возникающие конфликты.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: