Последовательность действий

1. Записать в рабочих тетрадях число, вид работы, тему урока.

2. Записать словарь урока в тетрадь

Словарь:

Модернизм (от франц. modern) - новый, современный, означает не только

направление художественной литературы, но и мировосприятие человека 20 ст.

Гротеск (от франц. grotesque) –тип художественной образности, объединение

фантастического и реального, прекрасного и безобразного, комического и трагического; художественный прием автора.

Новелла – небольшое произведение повествовательного жанра с острым

сюжетом.

Абсурд – бессмыслица, нелепость

3. Зайди в Интернет, найди материал по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=qf_aKrYQymc внимательно просмотри видео.

4. Прочитай материал к уроку.
Творчество выдающегося австрийского писателя Ф. Кафки до сих пор вызывает много споров. В литературе 20 столетия трудно найти столь парадоксальную личность. Писатель превратился в одного из зачинателей нового литературного направления – модернизм, который впоследствии освоили представители литературы, искусства, философии, психологии и самых различных отраслей мировой гуманитаристики. Ф. Кафку считали пророком 20 столетия, основоположником темы абсурда. Писатель глубоко раскрыл кризис мещанского общества с его бездуховностью, выдвинул множество идей и проблем, которые волнуют человечество и сегодня. Отталкиваясь от философии Ф. Ницше, он трагически и пессимистично рассматривал человека как жертву судьбы. По его мнению, человек – прах, он обречен на одиночество, страдания и муки.

Безотрадным, безграничным пессимистом сделала Ф. Кафку сама жизнь. Отец отличался деспотичным характером, был в семье настоящим тираном. Сына он считал неудачником, упрекал его за неумение «крутиться» в жизни. К литературной деятельности Франца отец относился с пренебрежением, ранимый и впечатлительный Ф. Кафка чувствовал свою вину перед отцом – это отразилось в его творчестве. Он остро ощущал свое одиночество, отчужденность от людей – как от родных, так и чужих.

Кафка оставил после себя множество рукописей, которые завещал уничтожить. Но его друг М.Брод не выполнил завещания и опубликовал 9 томов произведений писателя.

Художественный мир Ф. Кафки очень необычен – в нем много фантастического, сказочного, которое органически связано с реальным чудовищным и ужасным, жестоким и безумным миром.
Франц Кафка – европейский писатель начала XX века поистине был человеком мира: еврей по происхождению, пражанин по месту рождения и жительства, немецкий писатель по языку и австрийский – по культурной традиции. Казалось бы, такой человек должен постоянно чувствовать свое единение со всем человечеством. Однако он жил в условиях тотального кризиса в Европе, в обстановке распада всех общественных ценностей.

Кроме того, Кафка жил в Австро-Венгрии – в стране, которую один из его современников назвал “опытной станцией конца света”.

Вот поэтому судьба писателя, как и характер, была полна противоречий, отразившихся в его творчестве. Кафка ненавидел бездушный мир, в котором был обречен существовать и в котором остро чувствовал свое одиночество.

Остро, даже болезненно воспринимая любую социальную несправедливость, Кафка ощущал себя жертвой этого мира. Несчастливые личные обстоятельства: тирания отца, который подавлял волю сына и лишал его веры в себя, болезнь (Кафка был болен туберкулезом), постылая служба, не обещавшая перспектив, – все это усугубляло трагизм мировосприятия писателя и вело к замкнутости на самом себе, к болезненной сверхчувствительности и к постоянному самоанализу внутреннего мира.

Эти особенности личности Кафки, вероятно, отразились в новелле “Metamorphosis”, что в переводе с греческого означает “полная, совершенная перемена – перевоплощение”. Прочитав название, ожидаешь изменений в жизни еще неизвестных героев. И это превращение, невозможное в реальной жизни происходит: герой новеллы – скромный коммивояжер Грегор Замза неожиданно даже для себя превращается в страшное насекомое с многочисленными тонкими ножками. Это новый взгляд, новая интерпретация известного вам типа литературного героя – маленького человека.

Постепенно, от страницы к странице понимаешь, что это иносказание, что происходят перемены в самосознании героя и в его мировосприятии.

В виде насекомого он не может двигаться, действовать как человек. И это вызывает массу трудностей при перемещении в пространстве. Но изменив физическую оболочку, Грегор Замза внутренне остался самим собой и первое время пытался поступать так, как если бы ничего не произошло.

Даже ужас членов семьи, увидевших его безобразный облик, Грегор оценивает как покорный сын и любящий брат, не желающий огорчать своей “болезнью” близких.

Грегор изменился, стал не таким, как другие. И поэтому даже родные ему люди – отец, мать, сестра не понимают и не хотят понять его. Речь его – насекомого – стала им непонятна. Но он-то понимал их, переживал, как и прежде, думал о них.

Грегор испытывал чувство вины за те перемены, которые произошли в доме, и стремился облегчить участь близких хотя бы тем, чтобы избавить их от зрелища видеть его ужасное, преображенное тело. Он стал чужим для своих родных, более того – постыдной обузой, от которой они в конце концов захотели избавиться, не желая жить вместе “с таким животным”. А он-то в душе оставался человеком!

И нуждался в понимании. Подтверждение этому – трогательная сцена, когда сестра играла на скрипке, а Грегор-насекомое выполз из своей комнаты, чтобы лучше видеть, слышать сестру, выразить ей доступным ему сейчас способом свое восхищение, благодарность, любовь. Это его желание имело трагические последствия.

С первого же дня превращения жизненное пространство Грегора было ограничено стенами комнаты. Ситуация непонимания, отчужденности с каждым днем усугублялась. Если раньше, когда Грегор работал, в семье не было полного взаимопонимания и теплоты, за исключением взаимоотношений с сестрой, то теперь его попытки сближения вызывали страх, ужас, отталкивание и жестокость. Правда, добрый и великодушный Грегор называл жестокость отца “величайшей строгостью”.

Невозможно без сострадания к Грегору читать о том, как его отец, не разобравшись в ситуации, в гневе, с искаженным от злости лицом бегал по гостиной за Грегором-насекомым, пытаясь раздавить его ногами (для нынешнего Грегора подошвы ботинок отца были огромного размера!), а потом принялся бомбардировать яблоками и нанес сыну тяжелое ранение, которое лишило Грегора прежней подвижности. Если бы не мать, которая молила отца сохранить Грегору жизнь и надеялась на его выздоровление, отец бы забил его до смерти.

Нужно сказать, что в изображении отношений между Грегором и отцом отразились взаимоотношения самого Кафки с его отцом. С детства и до последних дней жизни писателем владело сознание собственного ничтожества в глазах отца. А что может быть ничтожнее насекомого, которое можно раздавить ногой?!

Оставаясь один в своей комнате, Грегор-насекомое с тоской осознавал свое одиночество не только в семье, но и в мире людей. Люди из внешнего мира либо боялись его, либо с отвращением и негодованием не только избегали общения с ним, но даже не терпели его присутствия. Его первоначальное желание наблюдать через окно за жизнью города постепенно пропадало по мере потери зрения и “он мог бы подумать, что глядит из своего окна на пустыню, в которую неразличимо слились серая земля и серое небо”. Этот образ чуждого и пустынного мира выразительно передает состояние одиночества и тоски, в котором оказался герой рассказа Кафки.

Постепенно у Грегора пропадает интерес к жизни, к людям. Он замечает в себе уменьшение чуткости к другим и равнодушие к себе. Он злится на всех, кто хоть как-то пытается поддержать его существование. Он почти перестал есть, стал неопрятен, с трудом передвигался.

Его жизнь потеряла всякий смысл. Несчастье, которое с ним стряслось и какое ни с кем из знакомых и родственников не случалось, окончательно отгородило его от людей, от мира. Его добрые намерения и попытки проявить человеческое естество всеми были отвергнуты, даже сестрой.

Грегор с покорностью теперь принял свою судьбу: он тоже считал, что должен исчезнуть. Но и в последние минуты жизни он с нежностью и любовью думал о своей семье.

5. Пройдите по ссылке и прочитайте краткое содержание новеллы Ф Кафки «Превращение»

https://briefly.ru/kafka/prevracshenie/

 

Домашнее задание. Выполнить тестовые задания (результаты теста прислать учителю):




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: