Апреля 2020 г. (среда)
Дисциплина: Экономика
Группа: № 78
Урок № 27
Тема Основные виды налогов. Их влияние на уровни доходов
продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Государственный бюджет.
Цель: ознакомление с основными видами налогов. Их влиянием на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Государственный бюджет.
Литература: Липсиц И. В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10,11 кл. для общеобразовательных учреждений – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004.
Автономов В.С. Экономика учебник 10, 11 класс для общеобразовательных учреждений – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении.
|
|
Доходы подразделяются на:
1) доходы от обычных видов деятельности – выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. Если предметом деятельности организации является предоставление за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование своих активов по договору аренды, то выручкой считается арендная плата.
В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и др. видов интеллектуальной собственности, выручкой считаются лицензионные платежи.
При участии организации в уставных капиталах других организаций выручкой считаются поступления в связи с этой деятельностью.
2) прочие доходы.
– операционные:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование активов организации;
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
• прибыль, полученная в результате совместной деятельности;
• поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных (кроме иностранной валюты);
• проценты за пользование денежными средствами организации;
• проценты за пользование денежными средствами организации, находящимися на счетах в банке, и др.
|
|
– внереализационные:
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• активы, полученные безвозмездно;
• поступления в возмещение причиненных организации убытков;
• мприбыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
• суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
• курсовые разницы;
• сумма дооценки активов и др.
– чрезвычайные – поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, наводнения):
• страховое возмещение;
• стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов.
Расходы организации – это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных или иного имущества) и (или) возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Расходы подразделяются на:
1) расходы по обычным видам деятельности – расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Расходами организации по обычным видам деятельности признаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью, если ее предметом является:
• предоставление за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование своих активов по договору аренды;
• предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретение и других видов интеллектуальной собственности;
• участие в уставных капиталах других организаций;
Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости амортизируемых активов (основных средств, нематериальных активов), осуществляемое в виде амортизационных отчислений.
Расходы по обычным видам деятельности формируются из двух составляющих:
• расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материальных производственных запасов (Дебет счетов 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей);
• расходы, возникающие непосредственно в процессе производства продукции (Дебет счетов 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы»), счетов продажи товаров (44 «Расходы на продажу»), управления (26 «Общехозяйственные расходы»);
2) прочие расходы:
– операционные:
• расходы, связанные с предоставлением за плату во временное владение и (или) временное владение и пользование активов организации;
• расходы, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности;
• расходы, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
• расходы, связанные с выбытием основных средств и иных активов, отличных от денежных (кроме иностранной валюты), товаров, продукции;
• проценты за пользование денежными средствами организации;
• расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций;
• отчисления в оценочные резервы (по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги и др.);
• налоги (на рекламу, имущество) и др.;
– внереализационные:
• штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров;
• возмещение причиненных организацией убытков;
• убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году;
• суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности;
• курсовые разницы;
• сумма уценки актива;
• перечисление средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на спортивные мероприятия, отдых, развлечения, мероприятия культурно-просветительского характера, иные аналогичные мероприятия и др.;
|
|
– чрезвычайные – расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийных бедствий, пожаров, наводнений).
Государственный долг – это сумма накопленных бюджетных дефицитом за минусом бюджетных избытков.
Государственный долг это показатель запаса, а дефицит бюджета это показатель потока. Связь между ними устанавливается по формуле (9).
Государственный долг бывает двух видов: внутренний и внешний.
Внутренний долг – это задолженность государства гражданам, предприятия и организациям своей страны.
Внешний долг – это задолженность государства гражданам предприятиям других стран, а также другим государствам и международным организациям.
Можно выделить следующие серьезные проблемы государственного долга и его негативные последствия для экономики:
- снижается эффективность экономики, так как из реальной экономики отвлекаются средства на обслуживание долга, то есть на выплату процентов и на погашение самой суммы долга;
- происходит перераспределение дохода от частного сектора к государственному;
- усиливается неравенство доходов в стране;
- рефинансирование долга ведет к увеличению ставки процента, что вызывает сокращение инвестиций и ведет к уменьшению производственного потенциала экономики;
- необходимость выплаты процентов по долгу может привести к увеличению налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;
- создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;
- возлагается бремя уплаты государственного долга за счет рефинансирования на будущие поколения, что значительно ухудшит их благосостояние;
- выплата процентов и основной суммы долга иностранцам приводит к утечкам части ВНП за рубеж;
- может появиться угроза долгового и валютного кризисов.
Существует два способа уменьшения государственного долга.
Первый путь – это сокращение расходов государственного бюджета. Однако этот путь не всегда подходит, так как сокращение социальных программ усиливает напряженность в стране. Уменьшение дотаций, субсидий и субвенций ведет к уменьшению совокупного спроса в стране и снижает стимулы к производству.
|
|
Второй путь – увеличение налогового бремени. Этот вариант так же не всегда приемлем, поскольку приводит к уменьшению инвестиций и потребления и, следовательно, сокращает возможности экономического роста ВНП в стране.
Поскольку бремя государственного долга зависит от соотношения темпов его возрастания с темпами увеличения ВНП, то наилучшим способом сокращения государственного долга является его погашение за счет увеличения темпов экономического роста и возрастания доходов в стране.
Домашнее задание:
1. Ответить на контрольные вопросы
1. На что подразделяются доходы и расходы?
2. Государственный долг – это…
3. Перечислите проблемы государственного долга и способы уменьшения государственного долга.