Сравнительную таблица дифференциальных признаков умственной отсталости от сходных состояний по Исаевой Д.Н

Дифференциальные признаки УО Сходные состояния
УО: -Дефекты речи при умственной отсталости связаны в основном с общим психическим недоразвитием. -Больные с умственной отсталостью не способны выполнить задание в обобщенном плане. -При определении понятий, классификации предметов, исключении лишнего они отмечают конкретные и сугубо частные признаки. -Умственной отсталости свидетельствует наличие неврологической симптоматики, быстрая истощаемость, сопровождающаяся и повышенной отвлекаемостью внимания. Детская шизофрения: -в первые годы жизни их интеллектуальное развитие не отклоняется от нормы, а иногда бывает ускоренным. -Фразовая речь появляется у них рано, характерен богатый запас слов, они задают много вопросов, обнаруживая особый интерес к отвлеченным и не свойственным данному возрасту темам разговора. -У больных шизофренией расстройства речи возникают в связи со структурными нарушениями мышления, оторванностью от реальности или кататонической симптоматикой. -Часто ребенок не говорит при потенциально сохранной речи, так как у него отсутствует потребность в общении с окружающими, но во время аффективного возбуждения может произнести целую фразу. -Особенности аутистического мышления больных шизофренией отражаются в патологическом фантазировании, в не свойственной данному возрасту направленности интересов. -Наиболее важным критерием, свидетельствующим в пользу шизофрении, является постепенная прогрессирующая утрата яркости эмоций и непосредственности переживаний, потеря ранее имевшегося интереса к окружающему миру, а также нарастание бездеятельности и других проявлений гипобулии. -Дети с шизофренией, стремятся решить задачу в общем плане, не учитывают конкретных свойств предметов, имеют, как правило, особую склонность к обобщениям. -При правильном ответе на сложный вопрос ребенок может дать нелепый и неправильный ответ на заведомо легкое задание. -В некоторых случаях больные шизофренией также легко истощаются, но у целого ряда этих детей на высоте астении появляются особенно заметные структурные расстройства мышления, чего не встречается при умственной отсталости.  
Дифференциальные признаки УО Органическая деменция
-При сборе анамнеза обращает на себя внимание тот факт, что ребенок с умственной отсталостью сразу отстает в развитии, тогда как пациент с деменцией в большинстве случаев имеет период нормального развития, а интеллектуальное снижение появляется лишь с началом ослабоумливающего процесса (собственно деменции) и постепенно нарастает.   -Причинами органической (неэпилептической) деменции у детей могут быть черепно-мозговые травмы; -Нейроинтоксикации; -Нейроинфекции; -Опухоли головного мозга и некоторые другие органические вредности. -При деменции постепенно утрачиваются ранее приобретенные навыки, появляются нарушения речи. -Дети дошкольного возраста теряют способность обслуживать себя, школьники не могут читать, писать, считать или делают это с грубыми ошибками. -Появляются различные виды амнезий, в том числе фиксационная амнезия, изредка появляются и парамнезии. -Для детей с деменцией характерна диссоциация между степенью интеллектуального дефекта и расстройствами деятельности: поведение уже неадекватно ситуации даже при отсутствии резкого снижения интеллекта, а способность действовать соответственно обстановке при деменции страдает гораздо в большей степени, чем при умственной отсталости. -В целом ребенок с деменцией практически теряет способность учиться, адекватно общаться со сверстниками, в большинстве случаев отмечается отрицательная динамика заболевания, особенно заметная по контрасту с тем, что пациент имел до начала болезни. -Следует также заметить, что деменция не является, в отличие от умственной отсталости, дизонтогенетическим заболеванием, поэтому не приходится наблюдать у таких детей многочисленных стигм дизонтогенеза (диспластичности), аномалий и пороков развития органов и систем.    
Дифференциальные признаки УО Задержка психического развития  
-Дефиниция «задержка психического развития» появилась в качестве «функционального» диагноза в тех случаях, когда предполагается компенсация имеющегося интеллектуального несоответствия возрасту в процессе онтогенетического развития, то есть достижения уровня низкой возрастной нормы или несколько выше. Если этого не происходит, то к 13-14 годам выставляется диагноз пограничной умственной отсталости или же легкой дебильности. -Запаздывание развития основных психофизиологических функций (локомоторных, речи, навыков опрятности и др.); -Эмоциональная незрелость, примитивность интересов, слабость побуждений и самоконтроля; -Неравномерность развития, парциальность поражения отдельных сторон психической деятельности; -Временный характер большинства состояний задержек психического развития.   -Дети с ЗПР отличаются гораздо более выраженными живостью психики и интересом к окружающему и большей, чем при умственной отсталости, жаждой новых впечатлений; -Уровень логических процессов у детей с ЗПР относительно выше, чем при умственной отсталости. Они лучше улавливают идею прочитанного или услышанного, лучше выделяют существенные признаки отдельных предметов; -Пациенты с задержками темпа психического развития отличаются гораздо большей фантазией, живым воображением, проявляют большую инициативность и самостоятельность в игровой деятельности; -При ЗПР отмечается хорошее умение использовать помощь педагога во время выполнения заданий; такие дети в отличие от больных с олигофренией быстро и точно улавливают смысл подсказки учителя или сверстников, могут быстро перестроиться во время ответа и при выполнении школьного задания; -Для детей с ЗПР характерны в гораздо большей степени стремление к похвале, желание показать себя с лучшей стороны, а их эмоции более ярки и оказывают значительное влияние на интеллектуальную деятельность при выполнении заданий; -Диспластичность и другие проявления дизонтогенеза (включая аномалии и пороки развития) у детей с ЗПР или отсутствуют, или выражены в гораздо меньшей степени, чем при умственной отсталости.    
Дифференциальные признаки УО Моторная алалия  
-Речевые расстройства умственно отсталых детей тесно связаны с интеллектуальным уровнем и не препятствуют речевому общению. -У детей младшего школьного возраста экспрессивная речь развита хуже, чем речь импрессивная. Нет беглости переключения от слова к слову, от фразы к фразе, не автоматизированы чтение и письмо. -У старших детей могут оставаться дефекты фонетической, лексической и грамматической стороны речи, проявляющиеся при чтении и письме.     -Преобладает недоразвитие экспрессивной речи. Следует также учитывать особенности ее формирования. -Произнесение первых слов резко запаздывает (2 – 3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень упрощенном виде в 5 – 6 лет. -Все стороны речи (произносительная, лексическая, грамматическая) оказываются грубо нарушенными. Но наряду с этим даже дошкольники любознательны, интересуются происходящим вокруг, сами пытаются занять себя. -Они способны к простейшим обобщениям, сами справляются со многими невербальными заданиями. Все же их развитие по сравнению с нормой запаздывает, что и осложняет их отграничение от детей с умственно отсталостью. -Их отличают живость, любознательность, умение использовать помощь, переживание речевого дефекта, дифференцированное отношение к окружающим, не безразличное отношение к оценкам их поведения. Для них характерна также разница при выполнении вербальных и невербальных заданий. -Отсутствует диспластичность телосложения. -Структура интеллектуального дефекта при моторной алалии мозаична, нарушены темп, направленность и переключаемость психических процессов, больше страдают активность, избирательность и произвольность мышления. Нередко имеет место расстройство ориентировки во времени и пространстве. -Характерны проявления детскости интересов и поведения, малоцеленаправленная, лишенная инициативы суетливость, эйфорически окрашенное беспокойство, отсутствие эмоционального накала и подлинной силы интересов, неустойчивость и повышенная истощаемость внимания.    
Дифференциальные признаки УО Сенсорная алалия
  - сотрудничество отсутствует или специфично (например обнимает незнакомца, хватает его за руку, кричит, хотя может сказать, требует постоянного подчинения и т.п.); - необходимо обучение для использования визуального материала (для СДВ без аутизма обучение тоже необходимо); - нет жестовой речи, подносит руку взрослого к нужному предмету; - по мере появления речи начинает говорить о себе в третьем лице   - При этой форме речевого недоразвития отсутствует понимание речи, и лишь вторично страдает ее экспрессивная функция. -У детей с сенсорной алалией при сохранном слухе имеется явное непонимание речи, причем у одних - больше страдает слуховое внимание, а у других – способность дифференцировать фонемы и слова.  -У детей с сенсорной алалией нет грубых нарушений интеллекта, признаков моторной недостаточности и практически отсутствуют симптомы органического поражения ЦНС. -Различие механизмов предполагает и разную степень недоразвития речи, поэтому и отграничение от умственной отсталости будет отличаться при разных формах.

 

                  К.С. Лебединская Вопросы дифференциальной диагностики

Ранний детский аутизм Невропатия
  Ø Немотивированные колебания настроения- то капризность и раздражительность, то вялость и апатичность, как будто бы немотивированные, как это часто бывает при РДА, но на самом деле обусловленные метеолабильностью, нарушениями сна, пищеварения, пребывания на жаре, в духоте Ø проявления вегетативной лабильности мало типичны Ø странные, гротескные движения детей Ø для II группы РДА характерны скандированность, речь в инфинитиве, комментирующая, отставленные эхолалии, характерные для IV группы РДА невнятность, аграмматизмы.   Ø Часто наблюдаются колебания настроения — то капризность и раздражительность, то вялость и апатичность обусловленные метеолабильностью, нарушениями сна, пищеварения, пребывания на жаре, в духоте. Повышенная рефлекторная возбудимость иногда вызывает затруднения сосания, глотания, страх твердой пищи. Ø проявления вегетативной лабильности более разнообразны, Ø в младенческом возрасте наблюдаются срыгивания, фонтанные рвоты, немотивированный субфебрилитет - длительный температурный «хвост» после инфекции - и т. д Ø стремятся к контактам не только со взрослыми, но и сверстниками, если от них не исходят негативное отношение, агрессия, страхи преувеличенны («сверхценны»), но всегда адекватны (боязнь оставаться одному, темноты, крутой лестницы, пьяных, собак и т. д.) и актуальны для данного момента. Ø Наблюдающиеся у них двигательные стереотипии - это часто навязчивые тики, отражающие в своей клинической структуре вызвавшую их причину (учащенное моргание после конъюнктивита или попавшей в глаз соринки, дергание носом после перенесенного ринита и т. д.). Ø отрицательная реакция на перемену обстановки при объективно отрицательных изменениях в окружающем, а новое, но объективно комфортное, спокойное окружение (переезд на дачу, к морю, приятные знакомства и т. д.) вызывают у невротического ребенка положительную реакцию. Ø любят ласку, охотно идут на подражание в игре    
РДА Резидуальной органической патологией ЦНС
Ø У III группы РДА патологическое влечение тесно связано с испытываемым ребенком страхом   Ø свойственны такие особенности речи, как неологизмы, манерность интонации, отставленные эхолалии, вычурность стереотипий, особенно сенсорных. Ø назойливы, навязчивы, их психомоторная расторможенность, тесно связанная с утомлением, легко сменяется гиподинамией, жалобами на головную боль, психическая истощаемость, слабость памяти. В многоречивости, наблюдающейся у детей с гидроцефалией, много подражательности, склонности к раннему рассуждательству, диалогу. Колебания настроения имеют органический характер эйфории либо дисфории, а в подостром периоде после инфекции - дистимии со слабодушием, плаксивостью, астеническим характером эмоциональных расстройств. Реализация патологических влечений осуществляется на фоне субъективно-положительной аффективной заряженности, эмоций удовольствия Ø Детям с органическим поражением ЦНС несвойственны такие особенности речи, как неологизмы, манерность интонации, отставленные эхолалии, вычурность стереотипий, особенно сенсорных.    
РДА                    Гебоидная психопатия
Ø патологическое влечение тесно связано с испытываемым ребенком страхом   Ø достаточно общителен. Ребенку свойственна и диалогическая речь, лишенная, однако, специфически аутической вербализации. Его влечения не будут так очевидно питаться многочисленными страхами.  
РДА Умственная отсталость
Ø Ø отсутствие взаимодействия с окружающим Ø значительно большей отрешенности от окружающего, отсутствии зрительного контакта. Ø Свойственны своеобразие интонаций, неологизмы, отставленные эхолалии интерес к знаку   Ø страхи будут значительно более адекватны - боязнь конкретных, в определенной мере действительно опасных явлений и объектов (темноты, лестницы и т. д.).     Ø при налаживании контактов с аутичным ребенком IV группы, как правило, обнаруживаются достаточная наполненность его внутреннего мира, часто наличие интеллектуальных интересов, определенная эмоциональная чуткость, большая разница интеллектуальной продуктивности в привычной среде и вне ее.   Ø у аутичных детей раннее психическое развитие часто протекает в особом порядке: раньше формируются речь, предпосылки познавательных процессов и позже — моторная сфера. Гнозис созревает раньше праксиса: к двум годам, когда эти дети, как правило, не имеют навыков самообслуживания, они нередко выделяют цвета и их оттенки, дифференцируют фигуры разнообразной формы, очертания растений, показывают страны на географической карте и т. д. В этом возрасте их интеллектуальные интересы нередко выражены даже больше, чем у здоровых детей.     Ø Детям с РДА более присущи общий астенический облик, тонкие черты лица; Ø имеется зрительный контакт, достаточно выражены витальные потребности (в пище, тепле нет такой реакции на изменение обстановки, но хуже ориентация в пространстве   Ø адинамия либо постоянная суетливость, монотонная двигательная расторможенность   Ø Нарушения контактов со средой выражены значительно меньше     Ø При умственной отсталости церебрально-органического генеза (если ей не сопутствуют явления детского церебрального паралича) имеются обратные соотношения: при запаздывании формирования всех навыков двигательная сфера, как правило, развивается все же быстрее грубо запаздывающей интеллектуальной.   Ø детям с олигофренией более свойственны органические дисплазии головы и туловища.  
РДА  детей I группы органическая деменция
Ø наблюдается мутизм, который иногда может неожиданно «прорваться» целой фразой Ø витальные потребности могут быть даже усилены до уровня влечений (прожорливость, агрессия, неодолимое нанесение тяжелых самоповреждений). Распад речи носит органический характер ранней афазии
РДА  дети I и IV групп первичной речевой патологией
  Ø нарушения коммуникаций более глубокие Ø нет взгляда в глаза собеседника, нет указательного жеста. Он часто без обращения берет руку взрослого, ведет его в нужное место и кладет его руку на необходимый предмет.     Ø реакция на обращенную к нему речь часто зависит от ситуации: при необходимости выполнения инструкции как бы страдает ее понимание; отмечаются бедность словаря, склонность к стереотипным речевым штампам, нарушения произношения   Ø сохранны невербальные коммуникации: жестовая речь; адекватная мимика; напряженный, пристальный взгляд в лицо собеседника; возгласы, цель которых - привлечь внимание окружающих
РДА IV и II группы Первичные речевые расстройства (дизартрия)
  Ø расстройства значительно уменьшаются в процессе психолого-педагогической коррекции и резистентны к логопедическому вмешательству   
РДА Глухота
Ø в ситуации, аффективно значимой, аутичный ребенок часто реагирует даже на тихий голос, успокаивается при звуках любимой музыки и, наоборот, становится тревожным и уходит при включении пылесоса или электробритвы, пугается других звуков, может заплакать, если на него кричат     Ø смотрит на губы собеседника Ø ищет зрительного контакта, чтобы понять речь взрослого
РДА детский церебральный паралич (ДЦП).
Ø Дизартрические расстройства будут имитироваться невнятностью речи из-за некоммуникативности аутичного ребенка, отсутствия психологической установки на собеседника Ø в аффективно значимых для него ситуациях может говорить внятно и чисто Ø более часты мутизм, обусловленный страхом общения, склонность к неологизмам, инверсия местоимений, большая разница в проявлениях аффективно значимой или же индифферентной для него речи     Ø нарушения ориентировочной деятельности больше связаны с недостаточностью произвольного внимания, страхом окружающего, слабой заинтересованностью его освоения, эмоциональной фиксацией на отдельных, объективно незначимых деталях, которые для такого ребенка определяют весь аффективный смысл ситуации.     Ø неравномерность, обусловленная ненаправленностью на коммуникативные действия и, наоборот, нередко достаточная координированность движений в выполнении небольшого круга действий, имеющих для ребенка положительную аффективную значимость   Ø уровень игры в большей мере зависит от того, является ли она спонтанной, аффективно значимой либо заданной извне, субъективно индифферентной.   Ø нарушение произвольности восприятия и сосредоточения, боязни окружающего.   Ø больше выступает типичная противоречивость эмоций, часто отсутствие визуального контакта даже с близкими. При отрыве от этого человека у аутичного ребенка первых лет жизни возникают психические расстройства иного регистра: психогенный ступор, мутизм, страхи.   Ø склонность к невротическим и неврозоподобным явлениям: страхи, боязнь нового внешне значительно менее адекватны, нередко более диффузны (особенно боязнь любой перемены обстановки, режима), иногда значительно отставлены по времени от обусловившего их испуга.   Ø при чувстве собственной неполноценности особенно у детей IV группы, чаще фиксирован на своей психической слабости Ø Проявления психической тормозимости более понятны, имеют тесную хронологическую связь с действительными трудностями, сопутствующими явлениями церебрастении     Ø В динамике нервно-психического развития ребенка первых лет жизни раннее формирование речи, сочетания противоположных тенденций: боязливости и отсутствия «чувства края» наряду с симбиотической привязанностью — отстраненностью от ближних, отсутствием зрительного контакта   Ø затруднения нарастают по мере усложнения двигательной задачи, а аффективное отношение к заданию не только не облегчает, но порой затрудняет выполнение движений за счет усиления спастичности, возникновения тонических мышечных спазмов и гиперкинезов   Ø могут быть Дизартрические расстройства в связи с дефектностью самого артикуляционного аппарата. Ø характерны стойкость нарушений звукопроизношения, их сочетания с нарушениями глотания, дыхания   Ø страдает формирование ориентировки в пространстве: при ДЦП - от нарушений пространственного гнозиса, двигательных расстройств (затруднениях при повороте головы, приближении к интересующему предмету, ограничении поля зрения из-за нарушений моторного аппарата глаз, недостаточности статокинетических рефлексов)     Ø В нарушениях предметных действий очевидна роль недоразвития двигательных функций   Ø В игровой деятельности больше страдает техническая сторона, связанная с дефицитарностью моторики, пространственного синтеза. Вследствие органической задержки общего психического развития их игре свойственны и инертность, монотонность, отсутствие выдумки, инициативы и самостоятельности   Ø физическая зависимость ребенка от матери явления, скорее, «органического» круга: возникновение гипертензионного синдрома, усиление гиперкинезов, саливации     Ø характер расстройств склонность к невротическим и неврозоподобным явлениям: страхи, боязнь нового более замкнут на физическую беспомощность ребенка, имеет конкретную, ситуационно обусловленную фабулу (страхи высоты, глубины, лестницы, дверей),     Ø при чувство  собственной неполноценности ребенок больше фиксирован на своей физической слабости Ø в эмоциональной сфере нарушения эмоционального развития проявляются в задержке по типу органического инфантилизма: недостаточной дифференцированности эмоций, их определенной инертности и монотонности.     Ø наличие стойких церебрастенических и энцефалопатических расстройств

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: