Дифференциальные признаки УО
| Сходные состояния
|
УО:
-Дефекты речи при умственной отсталости связаны в основном с общим психическим недоразвитием.
-Больные с умственной отсталостью не способны выполнить задание в обобщенном плане.
-При определении понятий, классификации предметов, исключении лишнего они отмечают конкретные и сугубо частные признаки.
-Умственной отсталости свидетельствует наличие неврологической симптоматики, быстрая истощаемость, сопровождающаяся и повышенной отвлекаемостью внимания.
| Детская шизофрения:
-в первые годы жизни их интеллектуальное развитие не отклоняется от нормы, а иногда бывает ускоренным.
-Фразовая речь появляется у них рано, характерен богатый запас слов, они задают много вопросов, обнаруживая особый интерес к отвлеченным и не свойственным данному возрасту темам разговора.
-У больных шизофренией расстройства речи возникают в связи со структурными нарушениями мышления, оторванностью от реальности или кататонической симптоматикой.
-Часто ребенок не говорит при потенциально сохранной речи, так как у него отсутствует потребность в общении с окружающими, но во время аффективного возбуждения может произнести целую фразу.
-Особенности аутистического мышления больных шизофренией отражаются в патологическом фантазировании, в не свойственной данному возрасту направленности интересов.
-Наиболее важным критерием, свидетельствующим в пользу шизофрении, является постепенная прогрессирующая утрата яркости эмоций и непосредственности переживаний, потеря ранее имевшегося интереса к окружающему миру, а также нарастание бездеятельности и других проявлений гипобулии.
-Дети с шизофренией, стремятся решить задачу в общем плане, не учитывают конкретных свойств предметов, имеют, как правило, особую склонность к обобщениям.
-При правильном ответе на сложный вопрос ребенок может дать нелепый и неправильный ответ на заведомо легкое задание.
-В некоторых случаях больные шизофренией также легко истощаются, но у целого ряда этих детей на высоте астении появляются особенно заметные структурные расстройства мышления, чего не встречается при умственной отсталости.
|
Дифференциальные признаки УО
| Органическая деменция
|
-При сборе анамнеза обращает на себя внимание тот факт, что ребенок с умственной отсталостью сразу отстает в развитии, тогда как пациент с деменцией в большинстве случаев имеет период нормального развития, а интеллектуальное снижение появляется лишь с началом ослабоумливающего процесса (собственно деменции) и постепенно нарастает.
| -Причинами органической (неэпилептической) деменции у детей могут быть черепно-мозговые травмы;
-Нейроинтоксикации;
-Нейроинфекции;
-Опухоли головного мозга и некоторые другие органические вредности.
-При деменции постепенно утрачиваются ранее приобретенные навыки, появляются нарушения речи.
-Дети дошкольного возраста теряют способность обслуживать себя, школьники не могут читать, писать, считать или делают это с грубыми ошибками.
-Появляются различные виды амнезий, в том числе фиксационная амнезия, изредка появляются и парамнезии.
-Для детей с деменцией характерна диссоциация между степенью интеллектуального дефекта и расстройствами деятельности: поведение уже неадекватно ситуации даже при отсутствии резкого снижения интеллекта, а способность действовать соответственно обстановке при деменции страдает гораздо в большей степени, чем при умственной отсталости.
-В целом ребенок с деменцией практически теряет способность учиться, адекватно общаться со сверстниками, в большинстве случаев отмечается отрицательная динамика заболевания, особенно заметная по контрасту с тем, что пациент имел до начала болезни.
-Следует также заметить, что деменция не является, в отличие от умственной отсталости, дизонтогенетическим заболеванием, поэтому не приходится наблюдать у таких детей многочисленных стигм дизонтогенеза (диспластичности), аномалий и пороков развития органов и систем.
|
Дифференциальные признаки УО
| Задержка психического развития
|
-Дефиниция «задержка психического развития» появилась в качестве «функционального» диагноза в тех случаях, когда предполагается компенсация имеющегося интеллектуального несоответствия возрасту в процессе онтогенетического развития, то есть достижения уровня низкой возрастной нормы или несколько выше. Если этого не происходит, то к 13-14 годам выставляется диагноз пограничной умственной отсталости или же легкой дебильности.
-Запаздывание развития основных психофизиологических функций (локомоторных, речи, навыков опрятности и др.);
-Эмоциональная незрелость, примитивность интересов, слабость побуждений и самоконтроля;
-Неравномерность развития, парциальность поражения отдельных сторон психической деятельности;
-Временный характер большинства состояний задержек психического развития.
| -Дети с ЗПР отличаются гораздо более выраженными живостью психики и интересом к окружающему и большей, чем при умственной отсталости, жаждой новых впечатлений;
-Уровень логических процессов у детей с ЗПР относительно выше, чем при умственной отсталости. Они лучше улавливают идею прочитанного или услышанного, лучше выделяют существенные признаки отдельных предметов;
-Пациенты с задержками темпа психического развития отличаются гораздо большей фантазией, живым воображением, проявляют большую инициативность и самостоятельность в игровой деятельности;
-При ЗПР отмечается хорошее умение использовать помощь педагога во время выполнения заданий; такие дети в отличие от больных с олигофренией быстро и точно улавливают смысл подсказки учителя или сверстников, могут быстро перестроиться во время ответа и при выполнении школьного задания;
-Для детей с ЗПР характерны в гораздо большей степени стремление к похвале, желание показать себя с лучшей стороны, а их эмоции более ярки и оказывают значительное влияние на интеллектуальную деятельность при выполнении заданий;
-Диспластичность и другие проявления дизонтогенеза (включая аномалии и пороки развития) у детей с ЗПР или отсутствуют, или выражены в гораздо меньшей степени, чем при умственной отсталости.
|
Дифференциальные признаки УО
| Моторная алалия
|
-Речевые расстройства умственно отсталых детей тесно связаны с интеллектуальным уровнем и не препятствуют речевому общению.
-У детей младшего школьного возраста экспрессивная речь развита хуже, чем речь импрессивная. Нет беглости переключения от слова к слову, от фразы к фразе, не автоматизированы чтение и письмо.
-У старших детей могут оставаться дефекты фонетической, лексической и грамматической стороны речи, проявляющиеся при чтении и письме.
| -Преобладает недоразвитие экспрессивной речи. Следует также учитывать особенности ее формирования.
-Произнесение первых слов резко запаздывает (2 – 3 года), фразы либо не появляются вовсе, либо возникают в очень упрощенном виде в 5 – 6 лет.
-Все стороны речи (произносительная, лексическая, грамматическая) оказываются грубо нарушенными. Но наряду с этим даже дошкольники любознательны, интересуются происходящим вокруг, сами пытаются занять себя.
-Они способны к простейшим обобщениям, сами справляются со многими невербальными заданиями. Все же их развитие по сравнению с нормой запаздывает, что и осложняет их отграничение от детей с умственно отсталостью.
-Их отличают живость, любознательность, умение использовать помощь, переживание речевого дефекта, дифференцированное отношение к окружающим, не безразличное отношение к оценкам их поведения. Для них характерна также разница при выполнении вербальных и невербальных заданий.
-Отсутствует диспластичность телосложения.
-Структура интеллектуального дефекта при моторной алалии мозаична, нарушены темп, направленность и переключаемость психических процессов, больше страдают активность, избирательность и произвольность мышления. Нередко имеет место расстройство ориентировки во времени и пространстве.
-Характерны проявления детскости интересов и поведения, малоцеленаправленная, лишенная инициативы суетливость, эйфорически окрашенное беспокойство, отсутствие эмоционального накала и подлинной силы интересов, неустойчивость и повышенная истощаемость внимания.
|
Дифференциальные признаки УО
| Сенсорная алалия
|
- сотрудничество отсутствует или специфично (например обнимает незнакомца, хватает его за руку, кричит, хотя может сказать, требует постоянного подчинения и т.п.);
- необходимо обучение для использования визуального материала (для СДВ без аутизма обучение тоже необходимо);
- нет жестовой речи, подносит руку взрослого к нужному предмету;
- по мере появления речи начинает говорить о себе в третьем лице
| - При этой форме речевого недоразвития отсутствует понимание речи, и лишь вторично страдает ее экспрессивная функция.
-У детей с сенсорной алалией при сохранном слухе имеется явное непонимание речи, причем у одних - больше страдает слуховое внимание, а у других – способность дифференцировать фонемы и слова.
-У детей с сенсорной алалией нет грубых нарушений интеллекта, признаков моторной недостаточности и практически отсутствуют симптомы органического поражения ЦНС.
-Различие механизмов предполагает и разную степень недоразвития речи, поэтому и отграничение от умственной отсталости будет отличаться при разных формах.
|
Ранний детский аутизм
| Невропатия
|
Ø Немотивированные колебания настроения- то капризность и раздражительность, то вялость и апатичность, как будто бы немотивированные, как это часто бывает при РДА, но на самом деле обусловленные метеолабильностью, нарушениями сна, пищеварения, пребывания на жаре, в духоте
Ø проявления вегетативной лабильности мало типичны
Ø странные, гротескные движения детей
Ø для II группы РДА характерны скандированность, речь в инфинитиве, комментирующая, отставленные эхолалии, характерные для IV группы РДА невнятность, аграмматизмы.
|
Ø Часто наблюдаются колебания настроения — то капризность и раздражительность, то вялость и апатичность обусловленные метеолабильностью, нарушениями сна, пищеварения, пребывания на жаре, в духоте. Повышенная рефлекторная возбудимость иногда вызывает затруднения сосания, глотания, страх твердой пищи.
Ø проявления вегетативной лабильности более разнообразны,
Ø в младенческом возрасте наблюдаются срыгивания, фонтанные рвоты, немотивированный субфебрилитет - длительный температурный «хвост» после инфекции - и т. д
Ø стремятся к контактам не только со взрослыми, но и сверстниками, если от них не исходят негативное отношение, агрессия, страхи преувеличенны («сверхценны»), но всегда адекватны (боязнь оставаться одному, темноты, крутой лестницы, пьяных, собак и т. д.) и актуальны для данного момента.
Ø Наблюдающиеся у них двигательные стереотипии - это часто навязчивые тики, отражающие в своей клинической структуре вызвавшую их причину (учащенное моргание после конъюнктивита или попавшей в глаз соринки, дергание носом после перенесенного ринита и т. д.).
Ø отрицательная реакция на перемену обстановки при объективно отрицательных изменениях в окружающем, а новое, но объективно комфортное, спокойное окружение (переезд на дачу, к морю, приятные знакомства и т. д.) вызывают у невротического ребенка положительную реакцию.
Ø любят ласку, охотно идут на подражание в игре
|
РДА
| Резидуальной органической патологией ЦНС
|
Ø У III группы РДА патологическое влечение тесно связано с испытываемым ребенком страхом
Ø свойственны такие особенности речи, как неологизмы, манерность интонации, отставленные эхолалии, вычурность стереотипий, особенно сенсорных.
| Ø назойливы, навязчивы, их психомоторная расторможенность, тесно связанная с утомлением, легко сменяется гиподинамией, жалобами на головную боль, психическая истощаемость, слабость памяти. В многоречивости, наблюдающейся у детей с гидроцефалией, много подражательности, склонности к раннему рассуждательству, диалогу. Колебания настроения имеют органический характер эйфории либо дисфории, а в подостром периоде после инфекции - дистимии со слабодушием, плаксивостью, астеническим характером эмоциональных расстройств. Реализация патологических влечений осуществляется на фоне субъективно-положительной аффективной заряженности, эмоций удовольствия
Ø Детям с органическим поражением ЦНС несвойственны такие особенности речи, как неологизмы, манерность интонации, отставленные эхолалии, вычурность стереотипий, особенно сенсорных.
|
РДА
| Гебоидная психопатия
|
Ø патологическое влечение тесно связано с испытываемым ребенком страхом
| Ø достаточно общителен. Ребенку свойственна и диалогическая речь, лишенная, однако, специфически аутической вербализации. Его влечения не будут так очевидно питаться многочисленными страхами.
|
РДА
| Умственная отсталость
|
Ø
Ø отсутствие взаимодействия с окружающим
Ø значительно большей отрешенности от окружающего, отсутствии зрительного контакта.
Ø Свойственны своеобразие интонаций, неологизмы, отставленные эхолалии интерес к знаку
Ø страхи будут значительно более адекватны - боязнь конкретных, в определенной мере действительно опасных явлений и объектов (темноты, лестницы и т. д.).
Ø при налаживании контактов с аутичным ребенком IV группы, как правило, обнаруживаются достаточная наполненность его внутреннего мира, часто наличие интеллектуальных интересов, определенная эмоциональная чуткость, большая разница интеллектуальной продуктивности в привычной среде и вне ее.
Ø у аутичных детей раннее психическое развитие часто протекает в особом порядке: раньше формируются речь, предпосылки познавательных процессов и позже — моторная сфера. Гнозис созревает раньше праксиса: к двум годам, когда эти дети, как правило, не имеют навыков самообслуживания, они нередко выделяют цвета и их оттенки, дифференцируют фигуры разнообразной формы, очертания растений, показывают страны на географической карте и т. д. В этом возрасте их интеллектуальные интересы нередко выражены даже больше, чем у здоровых детей.
Ø Детям с РДА более присущи общий астенический облик, тонкие черты лица;
| Ø имеется зрительный контакт, достаточно выражены витальные потребности (в пище, тепле нет такой реакции на изменение обстановки, но хуже ориентация в пространстве
Ø адинамия либо постоянная суетливость, монотонная двигательная расторможенность
Ø Нарушения контактов со средой выражены значительно меньше
Ø При умственной отсталости церебрально-органического генеза (если ей не сопутствуют явления детского церебрального паралича) имеются обратные соотношения: при запаздывании формирования всех навыков двигательная сфера, как правило, развивается все же быстрее грубо запаздывающей интеллектуальной.
Ø детям с олигофренией более свойственны органические дисплазии головы и туловища.
|
РДА детей I группы
| органическая деменция
|
Ø наблюдается мутизм, который иногда может неожиданно «прорваться» целой фразой
| Ø витальные потребности могут быть даже усилены до уровня влечений (прожорливость, агрессия, неодолимое нанесение тяжелых самоповреждений). Распад речи носит органический характер ранней афазии
|
РДА дети I и IV групп
| первичной речевой патологией
|
Ø нарушения коммуникаций более глубокие
Ø нет взгляда в глаза собеседника, нет указательного жеста. Он часто без обращения берет руку взрослого, ведет его в нужное место и кладет его руку на необходимый предмет.
Ø реакция на обращенную к нему речь часто зависит от ситуации: при необходимости выполнения инструкции как бы страдает ее понимание; отмечаются бедность словаря, склонность к стереотипным речевым штампам, нарушения произношения
| Ø сохранны невербальные коммуникации: жестовая речь; адекватная мимика; напряженный, пристальный взгляд в лицо собеседника; возгласы, цель которых - привлечь внимание окружающих
|
РДА IV и II группы
| Первичные речевые расстройства (дизартрия)
|
| Ø расстройства значительно уменьшаются в процессе психолого-педагогической коррекции и резистентны к логопедическому вмешательству
|
РДА
| Глухота
|
Ø в ситуации, аффективно значимой, аутичный ребенок часто реагирует даже на тихий голос, успокаивается при звуках любимой музыки и, наоборот, становится тревожным и уходит при включении пылесоса или электробритвы, пугается других звуков, может заплакать, если на него кричат
| Ø смотрит на губы собеседника
Ø ищет зрительного контакта, чтобы понять речь взрослого
|
РДА
| детский церебральный паралич (ДЦП).
|
Ø Дизартрические расстройства будут имитироваться невнятностью речи из-за некоммуникативности аутичного ребенка, отсутствия психологической установки на собеседника
Ø в аффективно значимых для него ситуациях может говорить внятно и чисто
Ø более часты мутизм, обусловленный страхом общения, склонность к неологизмам, инверсия местоимений, большая разница в проявлениях аффективно значимой или же индифферентной для него речи
Ø нарушения ориентировочной деятельности больше связаны с недостаточностью произвольного внимания, страхом окружающего, слабой заинтересованностью его освоения, эмоциональной фиксацией на отдельных, объективно незначимых деталях, которые для такого ребенка определяют весь аффективный смысл ситуации.
Ø неравномерность, обусловленная ненаправленностью на коммуникативные действия и, наоборот, нередко достаточная координированность движений в выполнении небольшого круга действий, имеющих для ребенка положительную аффективную значимость
Ø уровень игры в большей мере зависит от того, является ли она спонтанной, аффективно значимой либо заданной извне, субъективно индифферентной.
Ø нарушение произвольности восприятия и сосредоточения, боязни окружающего.
Ø больше выступает типичная противоречивость эмоций, часто отсутствие визуального контакта даже с близкими. При отрыве от этого человека у аутичного ребенка первых лет жизни возникают психические расстройства иного регистра: психогенный ступор, мутизм, страхи.
Ø склонность к невротическим и неврозоподобным явлениям: страхи, боязнь нового внешне значительно менее адекватны, нередко более диффузны (особенно боязнь любой перемены обстановки, режима), иногда значительно отставлены по времени от обусловившего их испуга.
Ø при чувстве собственной неполноценности особенно у детей IV группы, чаще фиксирован на своей психической слабости
Ø Проявления психической тормозимости более понятны, имеют тесную хронологическую связь с действительными трудностями, сопутствующими явлениями церебрастении
Ø В динамике нервно-психического развития ребенка первых лет жизни раннее формирование речи, сочетания противоположных тенденций: боязливости и отсутствия «чувства края» наряду с симбиотической привязанностью — отстраненностью от ближних, отсутствием зрительного контакта
| Ø затруднения нарастают по мере усложнения двигательной задачи, а аффективное отношение к заданию не только не облегчает, но порой затрудняет выполнение движений за счет усиления спастичности, возникновения тонических мышечных спазмов и гиперкинезов
Ø могут быть Дизартрические расстройства в связи с дефектностью самого артикуляционного аппарата.
Ø характерны стойкость нарушений звукопроизношения, их сочетания с нарушениями глотания, дыхания
Ø страдает формирование ориентировки в пространстве: при ДЦП - от нарушений пространственного гнозиса, двигательных расстройств (затруднениях при повороте головы, приближении к интересующему предмету, ограничении поля зрения из-за нарушений моторного аппарата глаз, недостаточности статокинетических рефлексов)
Ø В нарушениях предметных действий очевидна роль недоразвития двигательных функций
Ø В игровой деятельности больше страдает техническая сторона, связанная с дефицитарностью моторики, пространственного синтеза. Вследствие органической задержки общего психического развития их игре свойственны и инертность, монотонность, отсутствие выдумки, инициативы и самостоятельности
Ø физическая зависимость ребенка от матери явления, скорее, «органического» круга: возникновение гипертензионного синдрома, усиление гиперкинезов, саливации
Ø характер расстройств склонность к невротическим и неврозоподобным явлениям: страхи, боязнь нового более замкнут на физическую беспомощность ребенка, имеет конкретную, ситуационно обусловленную фабулу (страхи высоты, глубины, лестницы, дверей),
Ø при чувство собственной неполноценности ребенок больше фиксирован на своей физической слабости
Ø в эмоциональной сфере нарушения эмоционального развития проявляются в задержке по типу органического инфантилизма: недостаточной дифференцированности эмоций, их определенной инертности и монотонности.
Ø наличие стойких церебрастенических и энцефалопатических расстройств
|