Музейное и лект. дело

Т задание от 15.04

Муз. критика

Оценочная деятельность

Любое явление, принадлежащее муз. культуре попадая в поле зрения муз. критики, автом. становится предметом оценочного отношения, цель которого - определить значимость, ценность данного явления.

Аргументация

Оценочное действие муз. критика обращено как бы к подсознанию воспринимающего. Словесные образы начинают сами воздействовать подобно пр-нию ис-ва. Аргументация, прежде всего – специальные муз.-ист. и муз.-теор. знания (при этом лучше обойтись без терминологии, незнакомой читателю). Именно владение историей развития муз. стилей, жанров и форм, понимание языковых закономерностей, хар. для разл. ист. периодов, отдельных художников или нац. школ, позволяет критику при построении своей оценочной концепции оперировать целыми блоками муз. знаний.

Система координат может выходить и за пределы музыки. Для критика очень часто главным подспорьем оказ. иные знания, а именно: искусствоведческие, литер., историч., социологич., философские. Последние

особенно важны. Если искусство – своего рода модель бытия, то нередко именно знание жизни и понимание человека в ней дает наиболее сильные средства для убедительной аргументации.

Иными словами, в своей проф. работе критик не должен отталкиваться только от себя. Выбор аргументов и характер аргументации должны во многом зависеть от воображ. конкрет. читателя, должны быть направлены на него. Например, приведенная статья А. Шнитке(К)

Метод сравнения

Оценочная работа, направ. на новые явления в муз. тв-ве, нуждается в опорах, привнос. чувство «объективности». Вопреки субъективной природе оценки именно так действует метод сравнения, когда в качестве понятного мерила ценности «выставляется» известный «объект». Этот метод является ценным потому, что активизирует читателя (его муз.,ист. знания), вызывая на сотворчество.(К)

Оценочные параметры

Оценочные подходы муз. критика могут быть разными. Стравинский: Одно пр-ние может быть выше другого только по качеству вызываемых ощущений. Это субъективное состояние. Стравинский прав в том, что мерилом в оценке муз. явления в конечном счете оказ. не оно само по себе, но именно реакция на него воспринимающего – исполн. удовлетворения, чувств. или интел. наслаждения. (К)

Языковый параметр. Здесь оценочная мысль акцент. внимание на внутримуз. ценностях. (К.). Спектр понятий язык. параметра охват. множество качеств.оценочных значений: новизна, новаторство, свежесть или традиционность, эклектика, эпигонство, плагиат; модернизм, авангардизм или академизм; стилевое единство или пестрота стиля, многостильность.

Понятия традиционализма и академизма иногда употреб. как негатив. хар-ки, близкие по значению, напр., банальности. Стравинский: «Академизм возникает вследствие изменения взгляда на правила, но не их самих. Композитор-академист поэтому ориентируется больше на старые правила, чем на новую реальность».

Оценочные подходы к муз. новации в XX в. часто соприкас. и с такими понятиями, как авангардизм и модернизм. Эти понятия сами по себе не должны нести оценочной нагрузки. Они связаны с новатор. устремлениями композиторов. Но иногда официозная отеч. крит. мысль часто употребляла эти понятия в качестве негатив. оценочных хар-к.

Прочитать лекцию, сделать краткий конспект

ТВ-журналистика
Обозрение

Обозрение – один из традиц. жанров аналитич. публицистики. При всем многообразии этого жанра обычно, все же различают общее обозрение, в котором рассматриваются разнообр. события опред. отрезка времени и тематическое обозрение, ограниченное сферой конкретной проблематики – экономики, науки, искусства, спорта  («Мое кино» и т. п.).

Муз. обозрение, театральное обозрение и им подобные программы по своим жанр. особенностям, в сущности, ничем не отлич. от междунар. или спорт. обозрения.


Беседа

Беседа, пресс-конференция и дискуссия носят диалогический характер и ведут свою родословную от интервью. Речь идет о передаче, в кот. принимают участие несколько человек, поочередно рассказывающих что-либо, обменив. мнениями, дополн. друг друга. Журналист, приним. участие в такой беседе, – это не интервьюер, а ведущий (или модератор). Он участник разговора и организатор беседы, нередко перерастающ. в дискуссию.

Наличие конфликта, столкновения различных точек зрения, развитие мысли, движущейся, однако, по заранее намеч. сценарию, а в результате – разрешение конфликта путем выбора наиболее убедит. аргументов, занимательность – все эти качества обусловливают действенность и популярность таких передач, а вместе с тем и сложность их осуществления.

Работа автора-публициста при подготовке таких бесед нач. с определения темы передачи, подбора участников, композиц. решения. Сценарный план намечает лишь вехи будущей передачи. Чересчур конкретизир. сценарий таким программам противопоказан, ибо он лишил бы их естественности, импровизационности, зримого саморазвития мысли. В ней могут также широко использ. различ. вспомог. средства (кадры, фотографии, схемы, документы).

https://www.youtube.com/watch?v=orvQn__yzqs
Посмотреть Культурное обозрение.

                                                                                                 


Музейное и лект. дело.

 

М етод построения экспозиции - это порядок группировки и организации экспоз. материалов. В отеч. музееведении выделяют след. осн. методы экспонирования: систематический, ансамблевый, ландшафтный и тематический.

Систематический метод – это демонстрация однород. МП (коллекций) в соответствии с классификацией профильной науки или принятой в музее. Здесь основная структурная единица – систематич. ряд. Этот метод сложился в XIX в., когда формиров. постоянные экспозиции и на перв. план выдвиг. науч. аспект экспозиции.

Ансамблевый метод исп. при созд-ии экспозиции и выражается, гл. обр., в интерьере. Его цель – сохр-е или восст-е на док. основе подлинной среды бытования данного предмета в опред. историч. период. История появления данного метода связ. с увеличением количества этнограф. музеев во втор. пол. XIX в. Мощный импульс развитие данн. метода получило в конце XIX – нач. XX в. в связи со складыванием в России группы мемор. домов-музеев.

Тематический метод отражает факт, явление, процессы в их диалектическом развитии, рассмотренные в хронологич. или проблемном аспекте. МП здесь – средства выражения определенных идей, рассмотренных в их взаимосвязях. Осн. структур. единица – тематико-экспозиционный комплекс. Становление этого метода происходит в 20-е гг.прошлого столетия в новых историко-рев. музеях.

Экспозиционные приемы (различ. способы группировки эксп. материалов).

  выделение эксп. центров и ведущих экспонатов, несущих максимальную смысловую и образную нагрузку;                                             

 сопоставление или выявление связей между предметами, прием «взаимной документации», позволяющий выявить связи, в том числе неподдающиеся внешним наблюдениям;

 «массированный» показ однотип. материалов, сконцентрир. на небольшой площади;

 разрядка путем созд-я пустого пространства вокруг наиболее важных экспонатов с целью акцентирования на них внимания;

 организация «экспозиции в окне», позволяющей через проем витрины как бы заглянуть в иное пространство и время;

 расположение экспонатов, требующих рассмотр-я с близкого расстояния

Появ-ся оригинальные приемы создания эксп.комплексов. Необычный прием – размещение в центре экспозиции чуждого, противоречащего как помещению, так и экспонатуре предмета. «Экспонат в фокусе» – внимание экспозиционера сосредоточено не на совокупности музейных материалов, но на музейном предмете в его самоценности. При этом единич. экспонат может выставляться без какого-либо доп. материала, может с применением достаточно развернутого научно-вспом. материала; в отдельных случаях единств. экспонат становится героем развернутого театрализ.действа

 Для проведения экспоз. работы необход. следу.условия: определение темы будущей экспозиции (или выставки), наличие фондов МП, относящ. к пост. теме, экспозиц. помещения, мат.-тех. базы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: