Год – 3 «Б» класс
Предмет: Н.к. истории искусств, 1 час
Тема: «Искусство Северного Возрождения. Общая характеристика периода»
Цели урока:
Цель урока:
1) Исследовать характер композиции в живописи Северного Возрождения, воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объёма. Изучить воплощение гуманистического идеала в скульптуре, сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.
2) Освоить характерные черты: философского осмысления жизни, создания обобщенного типа человеческой красоты, синтетического образа природы.
3) Формирование у учащихся активной познавательной и творческой деятельности через знакомство с графическими средствами: линией, пятном, штрихом.
4) Сравнить флорентийской и венецианской школ живописи. Изучение значения искусства Северного Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
1. Сформировать знания о выразительных средствах художников эпохи Северного Возрождения;
|
|
2. Использовать изученные приемы и техники мастеров эпохи Северного Возрождения в процессе работы над собственными учебными постановками и впоследствии картинами;
3. Сформировать понятие о том, что использование выразительных средств позволяет передавать в работе различное настроение.
Развивающие:
1. Развить креативность учащихся;
2. Развитие интереса и любви к изобразительному искусству;
3. Развитие чувства меры, эмоциональной отзывчивости;
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);
2. Воспитывать трудолюбие;
3. Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места;
Тип урока: лекция-беседа с демонстрацией репродукций работ художником эпохи Северного Возрождения.
Материалы для проведения урока:
Презентация по теме.
Просмотр видео-урока:
https://youtu.be/SIBDJRzJXdo
Ход занятия
Организационный этап
Слайд 1. Тема урока: Особенности живописи Северного Возрождения.
Слайд 2. Страстное стремление северных художников овладеть вещами природы вплоть до мельчайших и интимнейших деталей было совершенно чуждо художникам итальянского Высокого Ренессанса. А.Ф.Лосев.
Знакомство обучающихся с целями и задачами урока.
Слайд 3. План урока:
1. Общая характеристика Северного Возрождения.
1. Условия возникновения и развития Северного Возрождения
2. Особенности искусства Северного Возрождения
2. Живопись Нидерландов и Германии. Сравнительный анализ.(практикум).
Слайд 4. 1.Общая характеристика Северного Возрождения.
|
|
1.1. Условия возникновения и развития Северного Возрождения.
Северное Возрождение – это культура Возрождения в странах Северной (по отношению к Италии) Европы: Нидерландах, Германии, Франции, в целом во всех странах, расположенных севернее Альп.
Слайд 5
Сравнение изображений Христа Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера.
Слайд 6. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства.
Слайд 7. Из идеи Лютера о приоритете писания над преданием вытекала обязательность ежедневного чтения Библии, необходимость для верующего личного, «без посредников», общения с Богом. Поэтому во всех протестантских странах появились переводы Библии на национальные языки. Лучший из них - перевод самого Лютера - открыл собой эпоху в развитии немецкого языка. В протестантских странах быстрее росла грамотность, создавались школы для всех сословий.
Слайд 8.
Бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли) | Плебейское(Томас Мюнцер, анабаптисты) | Королевско-княжеское |
- замена Римской католической церкви немецкой, бюргерской, дешевой и упрощенной, с немецким языком богослужения, с минимумом - сложных и нелепых обрядов, без ненужной для церкви, но необходимой бюргерству земли | - требование упразднения католической церкви - борьба за установление равенства | интересы светской власти: - расширение своего политического значения за счет церковных владений. |
Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе).
Слайд 9. 1.2.Особенности искусства Северного Возрождения.
· прямое и очевидное влияние Реформации на искусство Северного Возрождения:
· пристальное внимание к реальности, точное выражение деталей (реализм и прагматизм Реформации)
· изображение среднего простого человека нарочито грубое (реалистичность образов)
· Тесная связь с готикой:
· сочетание реализма с чувством мистического и ирреального
Многие исследователи даже отвергали идею Ренессанса в Северной Европе, полагая этот период лишь переходом от готического искусства к барокко.
Слайд 10. В искусстве северных стран ренессансные традиции были воплощены, прежде всего, в живописи, книжной миниатюре и графике. Классические пропорции и открытая итальянскими мастерами прямая перспектива не нашли здесь широкого применения, и для достижения большей эмоциональной выразительности художники Северного Возрождения использовали условные приемы, унаследованные от готики. Они отличались редкой наблюдательностью в изображении природы, человека и вещей, находили смелые реалистические решения. Техника масляной живописи, открытая Яном ван Эйком, стала революционным новшеством и получила повсеместное распространение. Благодаря этому художники того времени получили новые возможности в воспроизведении многообразия окружающего мира.
Слайд 11-14.
Линии сравнения
Итальянский Ренессанс
Северное Возрождение
Начало эпохи Возрождения
XVв – падение Константинополя, прибытие в Италию беженцев из Ви-зантии – носителей греческой куль-туры
почти на столетие позже - сохранение средневекового мировоззрения
Основа философии масс антропоцентризм – человек в центре мироздания (пантеизм – Бог разлит в природе).
|
|
Роль пейзажа - природа идеализируется, лишается специфически реалистичных деталей, лишь фон для портрета, пейзаж на холсте – божий атрибут, самостоятельный жанр живописи.
Портрет - сочетание идеализма и реализма в портрете, героизация персонажа
передача не физической красоты лица, а психологии человека, интерес к индивидуальной неповторимости следуя средневековой эстетике «безо-бразного», частое использование гротеска.
Бытовой жанр - практически отсутствовал, т.к. глав-ное место – библейские сюжеты по заказу Церкви зарождение жанра, т.к. главные заказчики – купеческие и ремесленные гильдии виртуозность и тщательное прорисовывание бытовых деталей
Слайд 15. 2. Живопись Нидерландов иГермании. Сравнительный анализ. (практикум).
Просмотр слайд-фильма.(музыка Пауля Хофхаймера).
ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА