Обобщение темы и подведение итогов урока

Год – 3 «Б» класс

Предмет: Н.к. истории искусств, 1 час

Тема: «Искусство Северного Возрождения.  Общая характеристика периода»

Цели урока:

Цель урока:

1) Исследовать характер композиции в живописи Северного Возрождения, воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объёма. Изучить воплощение гуманистического идеала в скульптуре, сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.

2) Освоить характерные черты: философского осмысления жизни, создания обобщенного типа человеческой красоты, синтетического образа природы.

3) Формирование у учащихся активной познавательной и творческой деятельности через знакомство с графическими средствами: линией, пятном, штрихом.

4) Сравнить флорентийской и венецианской школ живописи. Изучение значения искусства Северного Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

1. Сформировать знания о выразительных средствах художников эпохи Северного Возрождения;

2. Использовать изученные приемы и техники мастеров эпохи Северного Возрождения в процессе работы над собственными учебными постановками и впоследствии картинами;

3. Сформировать понятие о том, что использование выразительных средств позволяет передавать в работе различное настроение.

Развивающие:

1. Развить креативность учащихся;

2. Развитие интереса и любви к изобразительному искусству;

3. Развитие чувства меры, эмоциональной отзывчивости;

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей интерес к процессу и результату работы (умение планировать работу и доводить начатое дело до конца);

2. Воспитывать трудолюбие;

3. Воспитывать аккуратность при работе с художественным материалом и в организации рабочего места;

Тип урока: лекция-беседа с демонстрацией репродукций работ художником эпохи Северного Возрождения.

 

Материалы для проведения урока:

Презентация по теме.

Просмотр видео-урока:

https://youtu.be/SIBDJRzJXdo

Ход занятия

Организационный этап

Слайд 1. Тема урока: Особенности живописи Северного Возрождения.

 

Слайд 2. Страстное стремление северных художников овладеть вещами природы вплоть до мельчайших и интимнейших деталей было совершенно чуждо художникам итальянского Высокого Ренессанса. А.Ф.Лосев.

Знакомство обучающихся с целями и задачами урока.

Слайд 3. План урока:

1. Общая характеристика Северного Возрождения.

1. Условия возникновения и развития Северного Возрождения

2. Особенности искусства Северного Возрождения

2. Живопись Нидерландов и Германии. Сравнительный анализ.(практикум).

 

Слайд 4. 1.Общая характеристика Северного Возрождения.

1.1. Условия возникновения и развития Северного Возрождения.

Северное Возрождение – это культура Возрождения в странах Северной (по отношению к Италии) Европы: Нидерландах, Германии, Франции, в целом во всех странах, расположенных севернее Альп.

 

Слайд 5

 

Сравнение изображений Христа Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера.

 

Слайд 6. Начало Реформации связывают с выступлением Мартина Лютера 31 октября 1517 года против торговли папскими индульгенциями. Идеологи Реформации выдвинули тезисы, которые отрицали необходимость католической церкви с ее иерархией и институтом духовенства, отвергали каноны католического богослужения, не признавали права церкви на земельные богатства.

Слайд 7. Из идеи Лютера о приоритете писания над преданием вытекала обязательность ежедневного чтения Библии, необходимость для верующего личного, «без посредников», общения с Богом. Поэтому во всех протестантских странах появились переводы Библии на национальные языки. Лучший из них - перевод самого Лютера - открыл собой эпоху в развитии немецкого языка. В протестантских странах быстрее росла грамотность, создавались школы для всех сословий.

 

Слайд 8.

Бюргерское (Лютер, Жан Кальвин, Ульрих Цвингли) Плебейское(Томас Мюнцер, анабаптисты) Королевско-княжеское
- замена Римской католической церкви немецкой, бюргерской, дешевой и упрощенной, с немецким языком богослужения, с минимумом - сложных и нелепых обрядов, без ненужной для церкви, но необходимой бюргерству земли - требование упразднения католической церкви - борьба за установление равенства интересы светской власти: - расширение своего политического значения за счет церковных владений.

Под идейным знаменем Реформации проходили Крестьянская война в Германии 1524-1526 годов, Нидерландская и Английская революции. В Реформации лежат истоки протестантизма (в узком смысле реформация — преобразование христианства в протестантском духе).

 

Слайд 9. 1.2.Особенности искусства Северного Возрождения.

· прямое и очевидное влияние Реформации на искусство Северного Возрождения:

· пристальное внимание к реальности, точное выражение деталей (реализм и прагматизм Реформации)

· изображение среднего простого человека нарочито грубое (реалистичность образов)

· Тесная связь с готикой:

· сочетание реализма с чувством мистического и ирреального

Многие исследователи даже отвергали идею Ренессанса в Северной Европе, полагая этот период лишь переходом от готического искусства к барокко.

 

Слайд 10. В искусстве северных стран ренессансные традиции были воплощены, прежде всего, в живописи, книжной миниатюре и графике. Классические пропорции и открытая итальянскими мастерами прямая перспектива не нашли здесь широкого применения, и для достижения большей эмоциональной выразительности художники Северного Возрождения использовали условные приемы, унаследованные от готики. Они отличались редкой наблюдательностью в изображении природы, человека и вещей, находили смелые реалистические решения. Техника масляной живописи, открытая Яном ван Эйком, стала революционным новшеством и получила повсеместное распространение. Благодаря этому художники того времени получили новые возможности в воспроизведении многообразия окружающего мира.

 

Слайд 11-14.

Линии сравнения

Итальянский Ренессанс

Северное Возрождение

Начало эпохи Возрождения

XVв – падение Константинополя, прибытие в Италию беженцев из Ви-зантии – носителей греческой куль-туры

почти на столетие позже - сохранение средневекового мировоззрения

 

Основа философии масс антропоцентризм – человек в центре мироздания (пантеизм – Бог разлит в природе).

Роль пейзажа - природа идеализируется, лишается специфически реалистичных деталей, лишь фон для портрета, пейзаж на холсте – божий атрибут, самостоятельный жанр живописи.

Портрет - сочетание идеализма и реализма в портрете, героизация персонажа

передача не физической красоты лица, а психологии человека, интерес к индивидуальной неповторимости следуя средневековой эстетике «безо-бразного», частое использование гротеска.

Бытовой жанр - практически отсутствовал, т.к. глав-ное место – библейские сюжеты по заказу Церкви зарождение жанра, т.к. главные заказчики – купеческие и ремесленные гильдии виртуозность и тщательное прорисовывание бытовых деталей

 

Слайд 15. 2. Живопись Нидерландов иГермании. Сравнительный анализ. (практикум).

Просмотр слайд-фильма.(музыка Пауля Хофхаймера).

ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: