Мая Русский язык 9 класс
Урок развития речи
Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.
Цели:
1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.
2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.
3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.
4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.
I Знакомство с текстом.
-Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.
- Прочитайте текст вслух.
«В поисках мудрости».
1. Однажды в гости к своему старому профессору пришли его бывшие ученики.
2. Конечно же, вскоре разговор зашёл о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
|
|
3. Предложив гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными - и простыми, и дорогими.
4. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны».
5. Никто не выбрал чашки простые и дешёвые.
6. Желание иметь для себя только лучшее – источник ваших проблем!
7. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше.
8. Иногда она просто лучше, а иногда даже скрывает то, что мы пьём.
9. То, что вы действительно хотели, был кофе, а не чашки.
10. Но вы сознательно выбрали самые лучшие из них.
11. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
12. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги и общество – это чашки.
13. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни.
14. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не заменяет качества нашей Жизни.
15. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
16. Наслаждайтесь своим кофе!
17. У самых счастливых людей нет всего лучшего!
18. Но они извлекают всё лучшее из того, что у них есть!
19. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть.
20. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.
21. Жизнь коротка: нарушай правила, прощай быстро, люби искренне, смейся неудержимо!
22. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться!»
(Народная мудрость)
Определим стиль и тип речи текста, разбиваем на микротемы, составляем план к тексту.
Какова же все-таки задача урока? (осмыслить авторский текст и создать свой на его основе)
Работа над формулировкой проблемы.
|
|
- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).
- Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.
- Прочитайте, что у вас получилось?
Комментарий к проблеме.
- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).
- Какие два типа комментария выделяют? (Текстуальный и концепционный).
- Каких ошибок следует избегать при написании комментария? (Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы).
- Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.
Формулирование позиции автора.
- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).
- Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.
Формулирование собственного мнения.
- Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.
Доказательство собственной точки зрения.
- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).
- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).
- Какие типы аргументов можно использовать в работе?
Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;
· Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;
· Поучительные события из жизни выдающихся личностей;
· Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;
· Цитаты из авторитетного источника;
· Выводы науки и статистические данные;
· События из жизни страны;
· Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.
Работа над написанием вступления.
-Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм
Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.
Омар Хайям
- Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.
Заключение.
- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).
- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).
- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).
- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).
- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).
- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).
|
|
Клише к вступлению
Для чего живёт ______________? В чём ____________? Где ____________, а где _____________ ценности? Ответы на эти _________ставятся в предложенном для прочтения тексте. Проблема, ___________в тексте, носит не _______________характер. Эту проблему рано или __________ приходится решать ___________на своём жизненном пути.
Слова для справок: (по возможности предложите свои варианты) каждый из нас, человек, смысл жизни, подлинное счастье, ложные, истинные, вопросы, поднимает, изображает, представляет, отвлечённый, абстрактный…