Этапы работы над сочинением

Мая Русский язык 9 класс

Урок развития речи

Тема: Написание сочинения по прочитанному тексту.

Цели:

1.Развивать умение анализировать предложенный текст, выявлять и формулировать проблему, авторскую позицию, выражать собственное отношение к прочитанному, аргументировать свою точку зрения.

2. Закреплять знание композиции сочинения-рассуждения по прочитанному тексту.

3. Развивать умение пользоваться речевыми клише при написании сочинения.

4. Воспитывать у учащихся потребность в бережном и внимательном отношении к родному языку, ответственность за его чистоту и правильность; а также воспитывать речевую культуру как неотъемлемую составляющую общей культуры человека.

I Знакомство с текстом.

-Прочитайте внимательно и вдумчиво текст.

- Прочитайте текст вслух.

«В поисках мудрости».

1. Однажды в гости к своему старому профессору пришли его бывшие ученики.

2. Конечно же, вскоре разговор зашёл о работе – выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

3. Предложив гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными - и простыми, и дорогими.

4. Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал: «Если вы заметили, все дорогие чашки разобраны».

5. Никто не выбрал чашки простые и дешёвые.

6. Желание иметь для себя только лучшее – источник ваших проблем!

7. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше.

8. Иногда она просто лучше, а иногда даже скрывает то, что мы пьём.

9. То, что вы действительно хотели, был кофе, а не чашки.

10. Но вы сознательно выбрали самые лучшие из них.

11. А затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

12. А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги и общество – это чашки.

13. Это всего лишь инструменты для хранения Жизни.

14. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не заменяет качества нашей Жизни.

15. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

16. Наслаждайтесь своим кофе!

17. У самых счастливых людей нет всего лучшего!

18. Но они извлекают всё лучшее из того, что у них есть!

19. Счастье в том, чтобы хотеть то, что у тебя есть.

20. А не в том, чтобы иметь то, что хочешь.

21. Жизнь коротка: нарушай правила, прощай быстро, люби искренне, смейся неудержимо!

22. И никогда не сожалей о том, что заставило тебя улыбнуться!»

(Народная мудрость)

Определим стиль и тип речи текста, разбиваем на микротемы, составляем план к тексту.

Какова же все-таки задача урока? (осмыслить авторский текст и создать свой на его основе)

Работа над формулировкой проблемы.

 

- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

 

- Попробуйте сформулировать проблему, затронутую автором текста. Используйте в работе известные вам клише.

 

- Прочитайте, что у вас получилось?

 

Комментарий к проблеме.

 

- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

 

- Какие два типа комментария выделяют? (Текстуальный и концепционный).

 

- Каких ошибок следует избегать при написании комментария? (Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Нельзя забывать, что комментируем не проблему вообще, а именно то, как автор понимает и раскрывает эту проблему. Следует помнить, что комментарий не пересказ и не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы).

 

- Прокомментируйте проблему, выдвинутую на обсуждение автором. Прочитайте, что у вас получилось.

 

Формулирование позиции автора.

 

- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

 

- Сформулируйте позицию автора. Прочитайте, что у вас получилось.

 

Формулирование собственного мнения.

- Сформулируйте своё мнение по проблеме, выразив согласие или несогласие с точкой зрения автора, и подробно объясните. В чём оно состоит.

 

Доказательство собственной точки зрения.

 

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

 

- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

 

- Какие типы аргументов можно использовать в работе?

Примеры из читательского опыта (обращение к текстам литературных произведений;

· Примеры из собственного жизненного опыта и жизни окружающих людей;

· Поучительные события из жизни выдающихся личностей;

· Ссылки на мнение известного, уважаемого человека – учёного, философа, общественного деятеля;

· Цитаты из авторитетного источника;

· Выводы науки и статистические данные;

· События из жизни страны;

· Примеры обсуждения данной проблемы в популярных телевизионных программах.

Работа над написанием вступления.

-Задача вступления подвести читателя к проблеме. Здесь можно воспользоваться вашей копилкой афоризмов. Может ли кто-нибудь из вас прочитать уместный афоризм

Жизнь пронесётся, как одно мгновенье,
Её цени, в ней черпай наслажденье.
Как проведёшь её, так и пройдёт.
Не забывай: она твоё творенье.




Омар Хайям

 

- Зачитайте, пожалуйста, какие вступления у вас получились.

Заключение.

- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ

 

 

- Что такое проблема текста? (Проблема – вопрос, который интересует автора исходного текста и вызывает его раздумья и размышления).

 

- Что такое комментарий к проблеме? (Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы, анализ постижения авторской логики в раскрытии данной проблемы в тексте).

 

- Что такое позиция автора? (Позиция автора – это отношение автора текста к проблеме, о которой он размышляет).

 

 

- Каким образом рекомендуется доказывать свою точку зрения? (Привести не менее двух аргументов).

 

- Что такое аргумент? (Аргумент – суждение-, довод, приводимый пишущим в доказательство высказанной мысли).

 

- О чём важно помнить, работая над заключением? (Следует помнить о том, что это общий вывод, который обязательно связан с основной проблемой).

 

 

Клише к вступлению

Для чего живёт ______________? В чём ____________? Где ____________, а где _____________ ценности? Ответы на эти _________ставятся в предложенном для прочтения тексте. Проблема, ___________в тексте, носит не _______________характер. Эту проблему рано или __________ приходится решать ___________на своём жизненном пути.

Слова для справок: (по возможности предложите свои варианты) каждый из нас, человек, смысл жизни, подлинное счастье, ложные, истинные, вопросы, поднимает, изображает, представляет, отвлечённый, абстрактный…


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: