Сделаем выводы и запишем их себе в «Знайку»

Русский язык 5 класс 15.04.2020г.               педагог: Кулашкина Е.В.              

Тема урока «Виды глагола»

                                                                              

Здравствуйте, ребята!

Приготовьте рабочую тетрадь (в линейку), тетрадь-Знайку, ручку, карандаш.

Запиши в тетради:

Пятнадцатое апреля

Классная работа

Тема урока: Виды глаголов.

Цель:

  1. дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.
  2. уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.

Ход урока:

Актуализация знаний

Ребята, прочитайте текст (переписывать текст не нужно):

Шторм.

Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.

Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.

Работа с текстом

1. Все ли слова вам в этом тексте понятны? Обратите внимание на слово «бриз».

Словарь:

Бриз – это слабый береговой ветер.

1. О чем этот текст?

2. Соответствует ли описание в тексте его заголовку?

3. К какому стилю отнесем этот текст? (запиши в тетради) Почему? (ответь устно)

4. Какой тип речи? (запиши). Докажите (устно)

Ещё раз всмотритесь в текст.

1. Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)

2. А почему именно глаголы?

3. Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)

Целеполагание

Но действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся различать глаголы на виды по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола.

В данных ниже  предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их (глаголы)

Бризусилился, мощь ветра нарастала, и суднопобежало быстрей.

Шумприближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев.

Проверь себя:

Усилился Усиливался

На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? (что сделал?)

На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? (что делал?)

А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга?

Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (усиливался)

А глагол «усилился»? (говорит о законченном действии, имеющем результат)

 

ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛ?

А как же мы будем называть эти глаголы?

Обратимся к нашему учебнику и узнаем, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» и на вопрос «что сделать?». Откройте учебник и прочитайте новый материал. (синие учебники - стр. 110, зелёные- стр.124)

Глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?», «что сделал?», называются глаголами совершенного вида.

 Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», называются глаголами несовершенного вида.

 

Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела совершил, то есть уже закончил, завершил.

Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только а те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.

Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.

 

А как же образуются глаголы другого вида?

Например, при помощи приставок. От глагола несовершенного вида можно образовать глагол совершенного.

Лететь – несовершенный вид. Полететь – совершенный. Есть – несовершенный вид. Съесть – совершенный. Идти – несовершенный вид. Зайти – совершенный.

Участвуют в таком словообразовании и суффиксы. С их помощью тоже образуются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного.

Прыгать – прыгнуть.

Шагать – шагнуть.

К а шлять – к а шлянуть.

Все глаголы совершенного вида образовались при помощи суффикса -ну-.

Форма настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида!

Сделаем выводы и запишем их себе в «Знайку»

Ребята, вы можете посмотреть видеоурок «Виды глагола» по ссылке: https://youtu.be/URFx2xBVdtA


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: