Русский язык 5 класс 15.04.2020г. педагог: Кулашкина Е.В.
Тема урока «Виды глагола»
Здравствуйте, ребята!
Приготовьте рабочую тетрадь (в линейку), тетрадь-Знайку, ручку, карандаш.
Запиши в тетради:
Пятнадцатое апреля
Классная работа
Тема урока: Виды глаголов.
Цель:
- дать понятие видов глаголов, знать, на какие вопросы отвечают, как различаются по значениям.
- уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида, овладение способами распознавания видов глагола; умение работать с текстом, объяснять орфограммы и пунктограммы.
Ход урока:
Актуализация знаний
Ребята, прочитайте текст (переписывать текст не нужно):
Шторм.
Бриз усилился, мощь ветра нар..стала, и судно поб..жало быстрей. К..залось, что оно спешит скорее в порт, как конь тянется к дому, когда почу..ствует опас..ность. Теперь рулевой весь напрягся и чутко прислушался. Вдруг ухо уловило необ..яснимый, отд..ленный шум. Шум прибл..жался, усиливался и скоро обратился в ярос..ный рёв.
|
|
Ре..кий порыв ветра нал..тел на судно, выстрелом рванул по парусам, и корабль стремительно пов..лился на левый борт. На палубе что-то гр..х..тало, звенело, тр..щало и ст..нало, казалось, что судно раз..ед..нится надвое.
Работа с текстом
1. Все ли слова вам в этом тексте понятны? Обратите внимание на слово «бриз».
Словарь:
Бриз – это слабый береговой ветер.
1. О чем этот текст?
2. Соответствует ли описание в тексте его заголовку?
3. К какому стилю отнесем этот текст? (запиши в тетради) Почему? (ответь устно)
4. Какой тип речи? (запиши). Докажите (устно)
Ещё раз всмотритесь в текст.
1. Слова, какой части несут основную смысловую нагрузку? (глаголы)
2. А почему именно глаголы?
3. Что обозначают глаголы как часть речи? (действие предмета)
Целеполагание
Но действия бывают разные. Поэтому сегодня мы научимся различать глаголы на виды по вопросам и значениям и овладеем способами распознавания видов глагола.
В данных ниже предложениях есть два однокоренных глагола, найдите и выпишите их (глаголы)
Бризусилился, мощь ветра нарастала, и суднопобежало быстрей.
Шумприближался, усиливался и скоро обратился в яростный рев.
Проверь себя:
Усилился Усиливался
На какой вопрос отвечает глагол «усилился»? (что сделал?)
На какой вопрос отвечает глагол «усиливался»? (что делал?)
А чем, по-вашему, эти глаголы отличаются друг от друга?
Какой глагол обозначает продолжительное, повторяющееся действие? (усиливался)
А глагол «усилился»? (говорит о законченном действии, имеющем результат)
|
|
ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛ?
А как же мы будем называть эти глаголы?
Обратимся к нашему учебнику и узнаем, как называются глаголы, которые отвечают на вопрос «что делать?» и на вопрос «что сделать?». Откройте учебник и прочитайте новый материал. (синие учебники - стр. 110, зелёные- стр.124)
Глаголы, отвечающие на вопросы «что сделать?», «что сделал?», называются глаголами совершенного вида.
Глаголы, которые отвечают на вопросы «что делать?», «что делал?», называются глаголами несовершенного вида.
Совершенный вид потому и называется СОВЕРШЕННЫМ, что Глагол все эти дела совершил, то есть уже закончил, завершил.
Буква С – самая любимая буква Глагола совершенного вида, потому что он отвечает только а те вопросы, которые начинаются с этой буквы: ЧТО СДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЮ? Это очень легко запомнить.
Когда вид глагола НЕСОВЕРШЕННЫЙ, он отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? И буква С здесь совершенно ни при чем. НЕСОВЕРШЕННЫЙ вид и называется несовершенным, что дядюшка Глагол действие ещё не завершил, он его только начал, но не закончил, не завершил.
А как же образуются глаголы другого вида?
Например, при помощи приставок. От глагола несовершенного вида можно образовать глагол совершенного.
Лететь – несовершенный вид. Полететь – совершенный. Есть – несовершенный вид. Съесть – совершенный. Идти – несовершенный вид. Зайти – совершенный.
Участвуют в таком словообразовании и суффиксы. С их помощью тоже образуются глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного.
Прыгать – прыгнуть.
Шагать – шагнуть.
К а шлять – к а шлянуть.
Все глаголы совершенного вида образовались при помощи суффикса -ну-.
Форма настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида!
Сделаем выводы и запишем их себе в «Знайку»
Ребята, вы можете посмотреть видеоурок «Виды глагола» по ссылке: https://youtu.be/URFx2xBVdtA