Шорцы – это лесные оседлые племена, ранее жившие изолированно друг от друга по долинам многочисленных горных рек и притоков. Они умелые охотники и рыболовы. Русские называли их кузнецкими татарами – за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие, котлы, топоры и другие предметы. От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля. Шорцы в основном проживают в Таштагольском районе и Горной Шории.
В произведениях устного народного творчества часто упоминается о том, что благополучно живущий человек – это тот, у кого есть хорошая одежда; счастливый человек – кто имеет про запас вторую одежду, а не имеющий в жизни удачи – тот, у кого через истертую одежду ветер холодит тело.
У шорцев мужская и женская одежда почти одинакова, состояли из рубахи «кунек», штанов «штан» и халата с вышивкой у ворота, на обшлагах и подоле. Зимой надевали несколько халатов, обувью шорцев служили галоши «чарык» и кожаные сапоги «удук» с длинными голенищами, которые бедняки делали из кендыря. Вместо портянок ноги обматывали мягкой травой «азагат». В начале ХХ в. шорские модницы перешли на покупную обувь фабричного производства. Женщины носили платки, мужчины шапки. Повседневная одежда отличалась простотой, и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приёмов драпирования фигуры. Многосоставность народной одежды определяет тот идеал прекрасного, которому женщина (девушка) соответствует в народной среде, т.е. одежда формирует её пластический образ. Будничные платья – из ситца, сатина, фланели, для праздничных платьев используют дорогие шелка, украшают их однотонными полосками из другого материала. Эти изделия насыщены цветом.
Верхняя одежда шорцев ограничивалась коротким холщовым халатом. Он являлся как праздничной, так и повседневной одеждой шорцев.
Одевали на охоту
На домашнюю работу,
На прогулку, в огород,
И носили круглый год.
Одним из наиболее орнаментируемых изделий являлась женская распашная одежда халаты «кендырь» именуемым по названию растения, из волокон которого делали ткань. Женщины ткали кендырный холст из конопляных волокон на самодельном ткацком станке. Ткань была довольно грубой, но носилась долго. Халаты выкраивались более объемными, их стан состоял из двух прямоугольных полотнищ, перегнутых пополам по линии плеч, рукава выкраивались прямоугольной формы, пришивались прямо к основе без проймы. Ниже рукавов пришивались клинья трапециевидной формы, расширяющей к низу, что обеспечивало удобство при ходьбе.
Халат этот шьется без подкладки длиною до колен. Он запахивается при подпоясывании, но носятся и нараспашку. Все операции по шитью производились вручную. Ткань раскраивалась острым ножом, сшивали с помощью шила и иглы прочными кендырными нитками. Для вышивки нитки красили, чтобы получить разные цвета использовали листву цветов, их корни и цветки. Допустим цветы пижмы использовали для получения желтого цвета, корни кандыка- для красного. Воротники халатов состояли из двух прямоугольных полос ткани, углы были округленными обшивались кантом, на воротнике вышит орнамент из геометрических элементов в виде зигзага, где две зигзагообразные линии изображаются пересечёнными друг с другом, таким образом образуются ромбы. Ромб у шорцев является причастным к объектам природы относящимся к разряду почитаемых. Отделочной тканью обшивались края полок халата, при этом орнамент мог не совпадать по своим
мотивам с декором воротника. Орнамент на полках халата включал мотивы арки, зигзага, круга. Элемент круга достаточно широко представлен в декоративном искусстве шорцев. Круг означает целостность, единство, непрерывность, динамику и цикличность жизни человека, знак солнца и полный луны. Дуга или арка, являющаяся по своей сути половинкой круга соответственно близка к нему по семантике-обе являются отражением культа небесных светил. На обшлагах рукавов вышивался один из мотивов шорцев- зигзаг с петлей в изломе, как элемент символа почитаемой горы со светилом в вершине. Непременным элементом костюма шорцев, который орнаментировался, были пояса. Как и воротники пояса кур шились двухслойными, декор составлял орнамент из зигзагов и пришитых пуговиц, пуговицы по своей круглой форме являлись носителями оберега тельной семантики. Такие пояса не завязывались на талии, а охватывая ее широкой полосой, застегивались с помощью пуговиц и воздушных петель. Кимеева, 1994. 
Замужней женщине нельзя ходить с непокрытой головой даже у себя дома, чтобы не показаться в таком виде старшим родственникам мужа и не нарушить старого обычая. Голову повязывали платком, складывая его треугольником, один угол опускается на спину, а два других завязывают на затылке узлом, платок обычно ситцевой с узором размером 80*90см или 65*86с.






