Технология выполнения

Прочитать предложенный текст и просмотреть презентацию.

Ткань – один из древнейших материалов, используемых для украшения жилища. А роспись по шелку или батик - одно из самых древних ремесел, родиной которого считается Индонезия. Техника росписи интересна тем, что результат зачастую абсолютно не предсказуем. Скопировать или повторить изделие в точности просто невозможно. Поэтому этот вид искусства продолжает покорять и завораживать сердца.

 

Очень красиво и эффектно батик смотрится в насыщенных и контрастных тонах. Текстура шелка заставляет краски блестеть и они почти светятся. Но в общем рисунки могут быть любыми, простыми или сложными, реалистичными или абстрактными, экспрессивными или спокойными. Кажется это искусство живет столько, сколько живет человек. Ведь никто точно не знает когда человек создав ткань решил ее украсить.

Батик — искусство интересное и увлекательное. Именно в ручной работе наилучшим образом проявляется индивидуальность человека. Даже одна-единственная вещь, сделанная своими руками, может наполнить дом теплом, уютом и душевным комфортом. Работа, выполненная в технике «горячий батик», является центром и доминирующим пятном в интерьере, она способна a украсить любой интерьер, является уникальным в своем роде предметом.

 

Просмотрите презентацию "Горячий батик".

(наведите курсор на презентацию, щелкните по ней несколько раз)

 

Технология выполнения.

Ручную роспись можно делать на тканях с разным волокнистым составом: хлопчатобумажных, льняных, вискозных, ацетатных, триацетатных, капроновых, шерстяных и на натуральных шелках. Однако чаще всего для росписи применяют хлопчатобумажные, вискозные, капроновые и натуральные шелковые ткани. Наилучшими для росписи являются ткани из натурального шелка. Они тонкие, не имеют на поверхности пушистости, краски на них хорошо растекаются и равномерно покрывают плоскость рисунка без ореолов, пятен, затеканий. Из этих тканей в росписи применяют: туаль, полотно, крепдешин, креп-жоржет, креп-шифон. Подрамники для батика могут быть различными. Лучше всего применять разборный подрамник. Перед работой ткань простирывается для удаления грязи и аппрета. Закрепит ткань кнопками сначала по углам, а затем посередине каждой стороны рамы. Затем воткнуть остальные кнопки, чем их больше, тем ровнее закрепится материал.

В процессе изготовления красок для горячего батика применяют красители, которые хорошо растворяются в воде, спирте, имеют хорошие покрывные свойства и в растворах комнатной температуры дают широкую гамму чистых и ярких цветов. Такие краски должны хорошо растекаться по ткани, глубоко ее пропитывать, при долгом сохранении не выпадать в осадок и не желатинизироваться. Этим требованиям отвечают активные, прямые, кислотные, хромовые, основные и дисперсные красители.

С глубокой древности для украшения ткани применялось окрашивание с использованием различных резервирующих средств, таких как разогретый воск или смола. Техника резервирования была известна во многих странах: в Перу, Японии, Иране, Шри-Ланке, Китае, Армении, Азербайджане, в африканских странах, но родиной батика традиционно считается остров Ява в Индонезии.

 

ГОРЯЧИЙ БАТИК. В качестве резерва в горячем батике используется воск. Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде. Этот способ используется в основном для раскрашивания хлопчатобумажной ткани. По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется. В наше время применяется множество техник нанесения горячего воска на батик. Резерв можно наносить при помощи кистей или просто, капая его на ткань.

 

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

1. Простой батик (в одно перекрытие).

2. Сложный батик (в два и более перекрытий).

3. Работу от пятна.

 

В горячем батике чаще всего используют кисти из щетины разных размеров с деревянными ручками, потому что работают кистями не только с красками, но и с резервом, а он должен все время быть горячим. В батике используют натуральные, мягкие, гидроемкие кисти из остевого волоса куницы, белки, пони, колонка или синтетические кисти. Выбор толщины кисти зависит от участка работы. Нанесение тонких линий и точек удобнее всего делать чантингом или тьянтингом - специальным инструментом для батика. Выполняем эскизы. Увеличиваем эскизы рисунка до нужной величины. Выполнение росписи. Переносим рисунок на ткань, используя карандаши средней мягкости (НВ, В). Для этого шаблон расстилаем на рабочем столе рисунком вверх, накрываем его рамой с натянутой тканью и прикрепляем с помощью булавок или скрепок. Раму с натянутым материалом и нанесенным карандашом рисунком устанавливаем в горизонтальном положении на плоскости стола. Наносим светлые тона по всей поверхности материала, даем просохнуть. Для работы в этой технике нужен парафин (бытовая свечка). Воск (парафин) разогреваем на водяной бане. При помощи разогретого воска резервируем те участки, которые должны остаться светлыми. В работе с рисунком светлыми должны остаться края цветков и некоторые участки фона. При работе с воском нужно учитывать его нагрев. Воск достаточно горячий, если он просачивается сквозь ткань, и слишком холодный, если ложится только на одну сторону ткани. Постепенно нанося краски и резерв, достигаем желаемой насыщенности рисунка. Технологичнее работать сразу с двумя рисунками. Добавляем следующие цвета и резерв. Даем просохнуть ткани и только затем наносим воск. Работаем с цветом и воском. Завершаем роспись. Ткань снимаем с подрамника. Проутюживаем работу через слой газет для удаления воска.

 

Правила запаривания.

Убеждаемся, что краситель полностью соединился с тканью. На столе в один слой расстилаем бумагу. Заворачиваем ткань в бумагу. Загибаем край росписи вместе с газетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7 см. шириной. Слегка прижимаем линию сгиба. Повторяем процедуру, постепенно сворачивая роспись вместе с бумагой, до тех пор, пока не получится многослойная полоска. Сворачиваем полоску в своеобразный рулет. Полученный сверток-рулет обвязываем шпагатом. На дно эмалированного ведра кладем гальку и наливаем воду слоем примерно 5-6 см. привязываем рулет к деревянной рейке на расстоянии примерно 5 см от нее. Рейку размещаем на ведре таким образом, чтобы рулет висел в центре на равном удалении от стенок. Затем ведро накрываем сверху шерстяными одеялами, сложенными в несколько слоев и ставим на плиту. Через 15 минут образовавшийся пар проходит в рулет. Запариваем в течении 1,5 – 2 часов. Когда процесс запарки закончился снимаем одеяла. Вынимаем рулет укладываем его на стол и достаем расписанную ткань. После запарки ткань промываем. Отжимаем и высушиваем утюгом. После запарки готовую работу натягиваем на подрамник и оформляем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: