Раскол биполярного мира

 

Когда за 1960-ми годами наступило новое десятилетие, все еще оставались веские причины, чтобы считать отношения Вашингтона и Москвы чрезвычайно важными для мировой политики. В военном плане СССР подтянулся ближе к уровню США, обе страны играли в своей лиге, оставив всех остальных далеко позади.

- Усиливались негативные тенденции в экономике страны, которые в конечном итоге привело к системному кризису. - снижение объемов производства продукции - Ухудшение ситуации в сельском хозяйстве в 1980-гг ежегодный импорт зерна доходил до 35 млн т. - снижения мировых цен на углеводороды привели к потери Советского Союза более 50 млрд долл. Уменьшения экономических возможностей существенно сужало круг возможностей страны во внешней политике. Не давая возможности проводить внешнею политику так как раньше. Это повлекло за собой крайне негативные последствия:

- Сужение финансовых возможностей сделало невозможны продолжение гонки вооружения в том же объёме

- Не возможность поддержания военно-стратегического паритета с Западом

- Продолжались ухудшаться отношения с КНР сделав Советско-Китайскую границу не безопасной и отвлекая на себя часть сил

- Неудачная война в Афганистане, подорвавшая международный престиж страны и внутренние доверие

- Рост недовольства в социалистических странах жёсткой догматической политикой СССР в области экономики и внутренней жизни (особенно в страна Восточной Европы)

- Советская экономика не в состоянии и далее выдерживать непосильную нагрузку по поддержанию стратегического равновесия и одновременно обеспечивать экономический рост в стране

- Многочисленные региональные конфликты (Афганистан, Кампучия, Ангола, Эфиопия, Никарагуа и др.) Применяемая Западом доктрина «конфликтов малой интенсивности»

Американцам было намного проще, чем русским, приспособиться к новой плюралистической международной обстановке. И хотя сейчас мы можем сказать, что США имели лучшие возможности для адаптации к меняющемуся характеру мирового порядка, долгое время после 1960 года это вовсе не было очевидно.

1. В первую очередь сами США в те годы содрогались от проблем, вызванных войной во Вьетнаме. Вьетнамский конфликт послужил полезным и отрезвляющим напоминанием о том, что подавляющее превосходство в вооружении и экономических показателях не всегда автоматически приводит к военной эффективности.

2. Война во Вьетнаме заставила США глубже задуматься о своих политических и стратегических приоритетах и более трезво подстроиться к миру, который уже очень сильно изменился с 1945 года.

3. Нагрузка на экономику.

4. Отчуждение от США. Зацикленность американцев на Вьетнаме беспокоила даже благосклонных союзников; методы ведения войны в поддержку коррумпированного режима отталкивали общественность не только в Западной Европе, но и в странах «третьего мира», что стало серьезным фактором в «отчуждении» США от значительной части остального мира.

Изменение экономического баланса сил, 1950-1980 гг.

1. Беспрецедентный рост мирового промышленного производства. С 1953 по 1975 год этот рост достигал в среднем целых 6% в год (4% в пересчете на душу населения), и даже в 1973-1980 годах средний ежегодный прирост составлял 2,4%, что очень существенно по историческим меркам.

2. Рост торговли.

3. Значительный рост экономик многих государств мира. Особенно стоит выделить успехи стран третьего мира. По оценкам ЦРУ, доля экономически отсталых стран в валовом мировом продукте тоже выросла от 11,1% в 1960-м до 12,3% в 1970-м и 14,8% в 1980 году. Однако, учитывая численность населения в странах третьего мира, можно утверждать, что их доля в мировом производстве все равно оставалась непропорционально низкой, а бедность — ужасающе явной

4. Экономическое чудо Германии, Южной Кореи и Японии.

5.  Дифференцированный рост различных стран

Япония.

Нет сомнений, что экономическая трансформация Японии после 1945 года была в тот период самым впечатляющим примером планомерной модернизации и могла служить моделью для прочих азиатских «торговых стран». Необходимо заметить, что Япония уже отличилась примерно веком ранее, когда первой из азиатских стран начала копировать Запад в плане экономики, а также (к несчастью для себя) армии и имперских амбиций. Несмотря на губительные последствия войны 1937-1945 годов и изоляцию от традиционных рынков и поставщиков, Япония обладала промышленной инфраструктурой, которую можно было восстановить, а также талантливым, высокообразованным и социально сплоченным населением, чью готовность добиваться лучшей жизни следовало теперь направить в мирное коммерческое русло.

Причины экономического подъема Японии:

1. Финансовая помощь США (кредиты и заказы от Минобороны)

2. Культурные и этнические особенности нации.

С 1950 по 1973 год ВНП страны рос фантастическими темпами, в среднем на 10,5 % в год, и даже энергетический кризис 1973-1974-го, сильно ударивший по мировой экспансии, не помешал Японии впоследствии демонстрировать рост почти вдвое более быстрый, чем у основных конкурентов. Спектр товаров, главным производителем которых неуклонно становилась Япония (фотоаппараты, бытовая техника и электроника, музыкальные инструменты, мопеды и т. д.), был поистине ошеломляющим.

Китай

В 1978 году деятель Коммунистической партии Китая Дэн Сяопин вместе с соратниками начал реализацию политики реформ, нацеленной на открытость внешнему миру, построение социалистической рыночной экономики и создание общества «малого благосостояния».

В большинстве секторов экономики роль правительства была уменьшена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, увеличилась роль частного сектора. КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы повысили уровень жизни большинства населения Китая и позже позволили поддержать комплексные реформы.

В начале 90-х годов власти КНР провозгласили политику «технология в обмен на рынок», которая предполагала уступку части отечественного рынка транснациональным корпорациям в обмен на передачу Китаю зарубежных технологий. Западные корпорации поспешили воспользоваться крайне низкой стоимостью рабочей силы в Китае и массово переносили в Поднебесную свои производства, а затем и научно-исследовательские центры.

Западная Европа

Германии. В стране был зафиксировано катастрофическое падение промышленного производства. Сельское хозяйство по всем показателям было отброшено на 30 лет назад. Уровень инфляции составил 600 процентов. Тяжелым бременем легли и многочисленные репарации.

Началом процесса построения в Западной Германии социально ориентированного рыночного хозяйства можно считать реформу Людвига Эрхарда 1948 года. Она заключалась в создании в стране твердой валюты – дойчмарки, а также в переходе к свободным ценам на рынке. Эти меры в совокупности с налоговой реформой (снижение налогов для предпринимателей) создали все необходимые предпосылки для германского экономического чуда.

В стране шел активный рост промышленного производства и уровня жизни населения. Изменения коснулись и сельского хозяйства. Благодаря проведенной в 1947-49 годах земельной реформе, которая передавала крупные латифундии в собственность мелким и средним собственникам, показатели сельского хозяйства смогли достичь довоенных отметок к 1953 году. Значительную роль в восстановлении страны сыграла и автомобильная промышленность. За период с 1949 по 1953 гг. производство автомобилей выросло с 104 до 850 тыс. штук в год, т. е. почти в 7 раз; с 1952 по 1956 гг. производство холодильников выросло с 214 тыс. до 800 тыс. штук, т.е. в 2.7 раза.

Огромную роль сыграла и политика активного жилищного строительства. Приоритет отдавался для строительства бесплатного жилья для малоимущих.

Великобритания также значительно пострадала в результате Второй Мировой войны. Помимо последствий германских бомбардировок, сильное влияние на экономическое положение страны оказал развал колониальной империи. В результате, которого Британия потеряла свои рынки сбыта. На протяжении 50-70-х годов страна находилась в крайне сложном положении. Промышленное производство в плане технического оснащения, значительно уступало США и впоследствии ФРГ. В стране с одной стороны бурно росли крупные монополии в современных видах производства, а с другой шел процесс увеличения государственного сектора уже в традиционных отраслях. Экономические трудности вынудили правительство снизить социальные расходы. В результате происходила заморозка зарплат, при постоянном росте цен. Изменить ситуацию в стране удалось лишь в период правления в Англии «железной леди» - Маргарет Тетчер.

Основными элементами новой политики стало:

- свободное предпринимательство

- личная инициатива

- крайний индивидуализм.

- строгий контроль над денежной массой

Согласно логике Маргарет Тэтчер и ее странников основой процветания любой экономики является частное предпринимательство и его самостоятельность. В Великобритании на него оказывало отрицательное воздействие два фактора: высокая доля государственного сектора и мощное налоговое бремя. Для того, чтобы исправить эту ситуацию Маргарет Тэтчер проводит масштабную приватизацию государственного сектора. Как отмечала сама «железная леди» многим государственным предприятиям была свойственна негибкость и запоздалое принятие решений. Это было связано с тем, что они находилась на государственным довольствии, а значит им не нужно было переживать за собственное существование.

Параллельно с политикой приватизации государственных предприятий правительство проводит налоговую реформу, согласно которой сократилось налоговое бремя для бизнеса. При этом в стране шел активный рост косвенных налогов.

К концу 70-х годов, благодаря политике тэтчиризма, Великобритания вновь вернулась в список великих держав. В стране был зафиксирован на том момент рекордный темпа роста экономики – 5 %. Снизилась себестоимость английской продукции, что сделала ее более конкурентоспособной на мировом рынке. Уровень инфляции и безработицы в стране снизился в два раза. Средний доход населения вырос на 23 %. Но главным итогам своих реформ Тэтчер считала тот факт, что каждый житель Британии смог получить свой дом.

Франция после Второй мировой войны находилась в состоянии острого социально-экономического кризиса. В стране была полностью разрушена транспортная система. Уровень промышленного производства упал на 60 процентов по сравнению с довоенными показателями. Вдвое сократился выпуск сельскохозяйственной продукции. В стране бушевала инфляция. Выйти из сложившейся ситуации Франции удалась благодаря новой национальной модели государственно-монополистического регулирования, получившей название дирижисткой. Она заключилась в максимальном вмешательстве государства в экономику при условии сохранения господства частной собственности на средства производства. Огромную роль в этом процессе играла разработанная во Франции система планирования. Она опиралась как на обширный государственный сектор, так и на государственную поддержку частных предприятий, которые придерживались плана. Наличие обширного государственного сектора было обеспечено благодаря масштабной приватизации, проведенной во Франции сразу после войны.

В период с 1958 по 1973 год Франция демонстрировала самые высокие темпы роста экономики в своей истории. В стране шло активное развитие всех отраслей промышленности. Бурно росли новые отрасли такие как: автомобильная, авиационная, химическая, нефтеперерабатывающая, радиоэлектроника. Франция к 1960 году заняла второе место по стоимости вывоза сельскохозяйственной продукции.

Видный французский экономист Жак Фурастье назвал период бурного экономического роста во Франции после 1944 г. «славным тридцатилетием». Во главе государства в тот момент находился Шарль де Голль, который внес огромную роль в возрождении страны.

США

Соединённые штаты также, как и СССР испытывали ряд трудностей в отношение своих позиций в международной экономике. Страна находилась на вершине мира не только благодаря собственному производственному спруту, но и в результате слабости других государств. Эта ситуация изменилась не в пользу Соединенных Штатов позже, когда Европа и Япония вернулись к довоенному уровню производства, а затем изменилась еще сильнее, когда произошел общий бум мирового промышленного производства (которое выросло втрое с 1953 по 1973 год).

Ко всем государствам, независимо от их политической экономики, применимо то правило, что неодинаковые темпы экономического роста рано или поздно ведут к изменению баланса политических и военных сил в мире. Этот принцип, безусловно, наблюдался на протяжении четырех столетий развития великих держав до настоящего момента. Следовательно, необычайно быстрые сдвиги в концентрации мирового производства за последние два-три десятилетия не могут не оказывать важного влияния на стратегическое будущее современных ведущих держав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: