Как реализовывается право на качество в Законе?

Закон о защите прав потребителя.

 

Почитай и законспектируй:

В Российской Федерации потребитель защищён специальным законом[1]. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться.

С юридической точки зрения, потребителем является гражданин, который уже купил (заказал) или собирается заказать или приобрести товары (работы и услуги) исключительно для своих личных (бытовых, семейных, домашних нужд), которые не связаны с извлечением прибыли (Статья 1 Закона РФ «О защите прав потребителя»).

Почему в Законе говориться о потребителе как об отдельном лице, гражданине, и ничего не сказано об организации? Интересы организации защищает юрист, а потребитель вынужден защищать себя сам.

Права потребителей:

1. Право потребителей на качество товара (ст.4 Закона о защите прав потребителя)

С точки зрения права, потребителем является физическое лицо. Это связано с тем, что интересы организации, или, юридического лица, всегда защищают профессионалы (юристы, экономисты). Потребитель-гражданин же, как правило, такой профессиональной поддержки не имеет и вынужден защищать свои права сам. В такой ситуации государство принимает на себя обязанности отстаивать интересы потребителей путём принятия специального законодательства, создания специализированных органов, призванных осуществлять контроль за соблюдением этого законодательства.

Во многих странах действуют так называемые общества по защите прав потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров. Они публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. А телеканалы и газеты имеют спецрубрику, посвящённую экспертизе товаров.

Куда ещё может обратиться потребитель?

· В Федеральную антимонопольную службу РФ и её территориальное управление; управление по защите прав потребителя, в федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения (контроль за качеством и безопасностью товара, работ, услуг).

· Росстандарт, Госэпиднадзор, Госторгинспекция, Министерство экологии и природных ресурсов; органы по защите прав потребителей при администрации области, города.

Как реализовывается право на качество в Законе?

· Закон устанавливает, что продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Таким образом, если стороны договорились о качестве товара, то нарушение этой договорённости будет рассматриваться как нарушение договора.

· Если стороны специально не оговаривали условия о качестве товара, то потребителю должен быть передан товар, качество которого соответствует обычно предъявляемым требованиям к такого рода товарам. При этом переданный товар должен быть пригодным для использования по назначению.

2. Право на безопасность (ст. 7 Закона о защите прав потребителя).

Право потребителя на безопасность означает, что товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и не причинять вреда имуществу потребителя.

Мероприятия, направленные на предотвращение причинения вреда жизни и здоровью потребителя:

· мероприятия по недопущению в оборот товаров, которые могут причинить вред;

· мероприятия по предотвращению нанесения вреда товарами уже поступившими в продажу.

Государство устанавливает обязательные требования, которым должны соответствовать товары. Изготовитель обязан разработать и указать в сопроводительной документации на товар, на этикетке, маркировкой или другими способами специальные правила использования, хранения, транспортировки и утилизации товара. Продавец обязан довести эти правила до сведения покупателя.

3. Право на возмещение вреда (работа с Законом о защите прав потребителя).

При причинении вреда здоровью возмещается утраченный заработок или его часть, расходы на лечение, протезирование, другие расходы, вызванные повреждением здоровья.

Если повреждено, либо утрачено имущество потребителя, то ему должна быть предоставлена вещь того же рода и качества или восстановлено повреждённое имущество. В случае, когда этого сделать нельзя, потребителю должны быть возмещены убытки (стоимость утраченного имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы (упущенная выгода).

4. Право на информацию (ст. 8 Закона о защите прав потребителя).

Потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).

Информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

 

 

Самостоятельная работа:

1. Из Закона «О защите прав потребителей» (ссылка: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/») выпиши себе основные понятия (потребитель, изготовитель, продавец, стандарт, недостаток товара (работы, услуги), существенный недостаток товара (работы, услуги), безопасность товара (работы, услуги)).

Ответы на задание и свои вопросы пишите на почту преподавателя Россошанского Александра Игоревича alexanderrossy@mail.ru с указанием фамилии и имени ученика.

 

 


[1] Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300–1 «О защите прав потребителей».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: