Объяснение нового материала

Конспект урока №30 (5) по курсу «Расти и развиваться здоровыми» 9 класс 08.05.20

Тема: Практическая работа. Аутотренинг по снятию стресса. Занятие с элементами тренинга «Межгрупповое общение».

Цель: Формирование уважительного отношения обучающихся друг к другу; Рассказать о вербальных и невербальных (мимика, жесты, позы, пантомимика) видах и средствах общения.

Задачи:

Образовательные:  

- познакомить ребят с понятием «вербальное общение», «невербальное общение»;

- учить виды общения;

- провести самоанализ своих коммуникативных навыков.

Коррекционно-развивающие:

- Коррекция и развития связной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями. Способствовать расширению словарного запаса через изучение новых понятий.

Воспитательные:

- Воспитывать уважительное отношение к окружающим, толерантность, направленность на взаимодействие, сотрудничество.

Оборудование: доска, тетради, ручки, ноутбук, презентация, карточки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Ход урока

I. Подготовительный этап

Организация начала урока, нэн.

Цель: создание рабочей обстановки, психологический настрой обучающихся.

- Кто сегодня дежурный?

- Все ли присутствуют на уроке?

- Как называется наш урок?

- Какой урок по счету?

- Какое сегодня число?

- Какой день недели? Молодцы!

Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, для того чтобы получить на уроке хорошие оценки, необходимо соблюдать следующие условия: на уроке быть внимательными, работать активно. Знания, приобретенные на уроках, обязательно пригодятся вам в вашей самостоятельной жизни.

Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний.

Фронтальный опрос учащихся по теме прошлого урока.

Эмоциональная игра «Доброе животное»

       Цель: способствовать сплочению коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

       Ход: Учитель тихим, таинственным голосом говорит: «А сейчас, пожалуйста, возьмитесь за руки. И, давайте, представим, что мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

       Диагностика настроения

     Ход: Садимся в круг за стол. Учитель просит детей закрыть глаза и представить, на что похоже сейчас настроение каждого и нарисовать своё настроение в тетрадях.

 

Сообщение темы и цели урока

Тема сегодняшнего урока «Практическая работа. Аутотренинг по снятию стресса. Занятие с элементами тренинга «Межгрупповое общение»».

- Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока. Не забываем пропускать одну клетку, между записями.

II. Основная часть

Объяснение нового материала

- Ребята, как вы поняли из прошлого занятия, для того, чтобы лучше знать другу друга и уметь находить общий язык со своими товарищами и взрослыми важно уметь правильно и культурно общаться. И сегодня мы поговорим с вами о разных видах и средствах общения, закрепим знания с помощью игровых упражнений. Кто может назвать мне, какие приёмы общения вы используете в повседневной жизни друг с другом? Ответы детей.

- Мы с вами говорили о разных видах общения. Кто может назвать мне их? Привести примеры? Ответы детей.

- Речь представляет собой визитную карточку человека. От того насколько грамотно мы выражаем свои мысли, чувства, зависит наш успех не только в повседневной жизни, но и в профессиональной деятельности. Например, невербальное общение всегда эмоционально.

- От чего зависит хорошая коммуникация? Я хочу рассказать вам о том, что дистанция во время общения очень важна.

       Межличностное пространство – важнейший фактор невербального общения. В повседневной речи мы зачастую используем такие выражения как «держаться подальше» от того, кто нам не по душе, или «держаться поближе» к тому, в ком мы заинтересованы.

       Существуют определенные нормы и правила, которые следует учитывать при взаимодействии с собеседником. У каждого человека есть свое поле, своя зона комфорта и личное пространство, нарушать которые в конкретных ситуациях - значит повредить ему, и вашему контакту, общему делу.

       Выделяют четыре пространственные зоны, дистанции общения:

       - Доверительная, Интимная зона (15 - 50 см). Из всех зон эта самая главная, поскольку именно ее человек охраняет так, будто это его собственность. В эту зону допускаются лишь дети, родители, супруги, влюбленные, близкие друзья и родственники. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове.

       - Личная или персональная зона (0,5 - 1,2 м) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. Вспомните, на каком расстоянии вы располагаетесь, когда приходите в гости к своим соседям. Эта дистанция обычно разделяет нас, когда мы находимся на приемах, официальных вечерах и дружеских вечеринках.

       - Социальная зона (1,2 - 3,7 м) обычно соблюдается во время социальных, деловых встреч в кабинетах, холлах и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают. Каждого из нас не раз вызывали в школе к доске. Как далеко от учителя вы останавливались? Так же мы встречаем водопроводчика или плотника, пришедшего заняться ремонтом в нашем доме, почтальона, нового служащего на работе. Верхний предел соответствует формальным отношениям.

       - Публичная зона (свыше 3,7 м) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге. При общении с большими группами людей и лектору, и слушателям будет удобнее передавать и воспринимать информацию на таком удалении друг от друга.

       Вспомните устройство арены в цирке, сцены в театре - в каждом случае учитывается необходимость общения с большой аудиторией. Нарушение этой дистанции может вызвать разные последствия.

        Чрезмерно близкое или удаленное расстояние может отрицательно сказаться на общение!

       Чем ближе собеседники находятся друг к другу, тем труднее сохранять визуальный контакт и тем меньше они должны смотреть друг на друга в знак взаимного уважения. На удалении легче продолжительнее смотреть друг на друга, можно использовать жесты для сохранения внимания.

       Эти правила варьируются в зависимости от возраста, пола, культуры. Так, дети и старики стараются быть ближе к собеседнику. Подростки, молодые люди, люди среднего возраста держат определенную дистанцию. Женщины стараются быть ближе, чем мужчины.

        Давайте, запишем в тетрадях основные виды дистанции:

       - Интимная или доверительная зона -0-45 см.

       - Личная или персональная – 45-120.

       - Социальная-120-400.

       - Публичная-4м-7,5м.

- Ребята, я предлагаю поиграть в игру, которая поможет нам с вами понять, насколько важна правильно выбранная дистанции в общении.

Упражнения на понимание личных границ, личного пространство (на выбор, смотрим по времени, настроению детей):

       - «Мои границы»

       Цель: почувствовать разницу, при общении на разных расстояниях.

       Воспитатель: «Для плодотворного общения важна ваша мимика, жесты и расположение тела в пространстве. Давайте попробуем провести эксперимент. Один из вас встает возле окна, остальные по - очереди будут подходит к нему. Задача испытуемого сказать стоп, там, где должны остановиться другие участники. Несколько участников».

       Короткое обсуждение что чувствовали. На каком расстоянии чувствовался дискомфорт?

Физкультминутка

- Вы наверное устали много думали, читали. Отдохнуть уже пора, физминутка нам нужна.

Цель: снять статическое напряжение мышц спины.

Исходное положение: руки на парте. Руки вверх, потянуться как можно выше, прогнуть спину, посмотреть на руки, вернуться в исходное положение. Повторить 3 раза.




double arrow
Сейчас читают про: