Несколько слов о пастырской психиатрии

Священнику в деле духовного окормления психически больных прихожан следует помнить, что у верующего человека болезнь тесно переплетается с его религиозностью. Хотя душа и недугует, но она и верует, и стремится к Создателю. Психические нарушения в этих случаях имеют ряд особенностей. Так, например, во время депрессии у больных часто отмечаются следующие признаки: упорные мысли о богооставленности; отчаяние во спасении, глубокое уныние. Если такое настроение держится более полумесяца и не проходит после молитвы и св. таинств, то это дает основание предполагать наличие психической болезни и в этих ситуациях помощь психиатра очень уместна.
Приведу еще пример. В психиатрии есть диагноз, который именуется "религиозная паранойя". Выставляется он на основании данных, свидетельствующих о специфических расстройствах мышления. Проявления религиозной паранойи разнообразны. В одних случаях это, к примеру, выглядит как отказ от социальных обязанностей (предположим, что неофит бросает учебу, работу и т.д.). В других - пренебрежение гигиеной, принятие без благословения непомерных подвигов поста, молитвы и др. Эти состояния отличаются от прелести или духовного заблуждения и неопытности и по ряду других проявлений, ставящих их в одну группу с другими душевными недугами.
Радует, что теперь в духовных школах вновь вводится изучение пастырской психиатрии. Священнику важно разбираться где грех, а где болезнь. От этого будут зависеть многие особенности душепопечения.



О ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ

Помощь психически больным должна быть многообразной. Уповая на милосердие Господне, в ряде случаев надлежит лечиться медикаментозно. Не нужно противопоставлять лечение у врача и духовную помощь. "Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен" (Сир. 38, 12). Надо и молиться, и лечиться. По возможности, в психиатрических больницах следует формировать православную среду. Крещеных больных с сохранной критикой надо призывать к покаянию. Делать это лучше в период между приступами заболевания или во время ремиссии. Хорошо, если в лечебницах будет больше верующих врачей, медсестер. В таком случае, убежден, те же лекарства будут действовать эффективнее. Страдания больных нужно облегчать не только таблетками и уколами, но и молитвой о здравии сих болящих рабов Божиих. Они очень нуждаются в молитве за них, так как их душевные силы расстроены, ослаблены тяготами болезни. Следует приглашать в клиники священников, служить водосвятные молебны, распространять православную литературу. Опыт подобной деятельности уже есть.
Приведу еще пример. Вот строки из письма верующего, православного человека, страдающего психическим заболеванием:
мне очень помогают молитвы - Трисвятое, Отче наш, Иисусова молитва, Богородице Дево. Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорванную ткань моего рассудка (между прочим, есть русская сказка про то, как мужик штопал небо). А небо - это разум в человеке. Так что, возможно, мое ощущение, что молитва "сшивает" разум правильно. Молитва, постоянно повторяемая, восстанавливает здравый рассудок... Еще - о бредовых идеях и навязчивых мыслях. Их очень трудно победить в лоб, но молено в обход. Когда я была в больнице в бредовом состоянии, моя мама исповедывалась и заказала отслужить молебен с водосвятием Божией Матери, перед иконою "Скоропослушница", и бред оставил меня. И опять же, когда находят навязчивые идеи, сколько им не противоречь, хотя и видно, что они безумны, отогнать их невозможно. В них какая то сила от диавола, они волнуют сердце, действуют не только на ум, но возбуждают и чувство. Но их также можно победить в обход. Я, например, просила помолиться обо мне, и мысли, постоянно вращавшиеся в уме, покинули меня, а это были вопросы, на которые я тщетно искала ответы. Диавол умеет задавать такие вопросы... Еще помогает вот что. Надо убрать из дома греховные соблазнительные предметы, картины, книги. Как говорил кто-то из святых, борющимся с грехом винопития не надо держать в доме винных бутылок... "


Претерпевый же до конца, той спасен будет (Мф. 10, 22)

Передо мной психически больной молодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, но желание быть выслушанным, утешенным. Он страдает такой формой психоза при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Унылым голосом он произнес: "Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести "концы с концами"...
Трудный был у нас разговор. Молодому человеку очень тяжело. Он нуждается в помощи. И, конечно, Господь не забыл о нем. На все воля Божия. Надо только веровать в то, что от Всеблагого Господа нам все подается во спасение. Не надо поддаваться унынию. Пред Богом важны не должности и успехи, а вера, смирение, безропотное несение своего креста. Св. праведный Иоанн Кронштадтский говорил: "Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно - во всю жизнь, это - тайный помысл его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь хотя бы на одно мгновение".
Св. Никодим Святогорец наставляет нас так: "Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут с промежутками. Почему желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?".
Несколько слов о сугубой духовной помощи. Нуждающимся священник благословляет особый чин, который часто называют отчиткой. В требнике, то есть в церковной книге молитвенных последований, отчитка называется так - "Последование молебное о немощных, обуреваемых от духов нечистых и стужаемых".
По этому Последованию сначала читаются вступительные молитвы, затем канон ко Господу нашему Иисусу Христу, ко Пресвятой Богородице, ко Бесплотным силам, ко Апостолам и ко всем Святым. Затем читаются молитвы к Богу и молитвы заклинательные, обращенные к злым духам и изгоняющие их. Священник также может читать Евангелие, совершать каждение, окропление страждущих святой водой, помазывать их освященным елеем и совершать другие священные действия (текст по книге о. Владимира Емелечева).

 

4. ДУХОВНАЯ ПРИРОДА "ПОГРАНИЧНЫХ" РАССТРОЙСТВ

Выше было сказано, что душевные болезни могут быть "от естества", или же их проявления связаны с одержимостью души злыми духами. Вместе с тем, существует большая группа психических расстройств, именующаяся в клинике как "пограничная патология" (функциональная, т. е. принципиально обратимая психическая патология). К этой группе относятся неврозы, неврозоподобные состояния, некоторые типы депрессивных расстройств, психосоматические состояния, приобретенные формы психопатий и др. Страдания этих людей во многом являются следствием их личностно-характерологического склада, который, на мой взгляд, определяется духовными причинами. Остановимся подробнее на некоторых болезненных состояниях.








Депрессии

Проявления депрессивных расстройств отмечаются при многих психических заболеваниях. В клинической психиатрии выделяют две принципиальные разновидности депрессивных состояний. Одна из них связана с внутренними (эндогенными) причинами и менее зависит от психологических факторов и обстоятельств, а другая - напротив, развивается в силу различных переживаний, неприятностей, которые наслаиваются на личностно-психологические особенности человека, шкалу его ценностей (невротическая депрессия).
Депрессия - самый часто встречающийся синдром душевных расстройств. Около 5% населения Земли страдают этой формой психической патологии. До 60% всей психической патологии составляют депрессивные состояния. Депрессия помолодела. Жертвами ее становятся не только люди преклонного или "бальзаковского" возраста, но также и молодежь и даже дети. Состояния уныния, безрадостности, тоски, увы, так свойственны нашим современникам.
Сегодня многие считают, что депрессия - болезнь цивилизации, с ее требованиями к жизни, к человеку. Науке многое известно о причинах возникновения депрессивных расстройств, но в среде ученых не принято говорить о грехе. А причиной многих форм болезненного уныния является именно он. Об этом говорят святые отцы. Об этом свидетельствует весь аскетический опыт православия.
Депрессия - это своего рода сигнал души о неблагополучии, бедственном ее положении. Это не плачь о грехах. Это грехи вопиют, нераскаянность мучит душу. И демоны нашептывают в ухо: "Все плохо, надеяться не на что, все равно помирать, так лучше сейчас"... Увы, как часто приходится слышать эти разговоры во время врачебного душепопечения.
При невротической форме депрессивных расстройств связь их с морально-нравственным состоянием человека определяется самая непосредственная. Мучается человек от печали, тоски. Страдает. Душа его томится. Как врач, я, конечно, облегчаю страдания этих людей медикаментами, беседами, да и просто человеческим участием. Но удовлетворение при приеме больного у меня наступает лишь тогда, когда заходит разговор о душе, о вере, о покаянии. С согласия пациента и по его желанию мы пытаемся оценивать симптомы заболевания с духовных позиций.
В случае эндогенных депрессий механизм более сложный и являет собой разнообразное сочетание тех же причин, о которых было упомянуто прежде. Смысл страдания заключается в том, как человек противостоит душевной скорби.
Депрессия имеет различные маски. Часто она проявляется в форме различных телесных недомоганий (боли в животе, головная боль, стойкая бессонница). Такой вид депрессивных расстройств называется маскированная депрессия. Духовная сущность при этой форме страданий та же что и в случае иных депрессивных состояний.
"Преподобная Синклитикия Александрийская, первоначальница всех общежительных монахинь, говорила: "Есть печаль на пользу и печаль на вред. Печаль на пользу состоит в том, чтобы сокрушаться о своих грехах, о неведении ближнего и о том, чтобы не отпасть от предложенной цели - сподобиться совершенной благости. В этом состоит печаль по Богу. Но к этому бывает некоторое примешение врага, ибо и он наводит печаль, исполненную неразумия, что у многих (разумеется, отцов - Еп. Варнава) называется унынием. Этого духа надобно изгонять преимущественно молитвою и псалмопением". Далее преосвященный Варнава (Беляев) комментирует: "Есть одно делание в науке о спасении, которое приводит человека к Богу кратчайшим путем. Это - печаль о грехах, печаль по Богу... опыт и веяние благодати в сердце убеждают, что молитва с теплыми слезами раскаяния в одиночестве есть единственное средство утешения. Правда, в начале слезы горькие льются, едкие, но после чувствуется облегчение, отрада, просвет. Чем дальше он продвигается по пути спасения, тем на душе становится веселее; ты плачешь, слезы градом катятся, а на сердце яснее и теплее становится. Чудное дело! Непостижимое действие благодати!..
Но есть и другой плач и иная печаль. Модница плачет о том, что у нее нет новой весенней шляпки и вышли из моды ботинки, что "такой-то" стал ухаживать за "такой-то", а "та" более красива или счастлива, чем она; молодой человек печалится о малом количестве карманных денег, которые он может потратить на удовольствия; жена плачет из-за обиды, что изменяет муж, а муж, в свою очередь, - что имеет неудачи по службе; врач, инженер, адвокат - все недовольны, что мало зарабатывают, все им мало; купец приходит в отчаяние от понесенного убытка, и так далее, и тому подобное.
Все плачут и печалятся, даже живя в роскоши и богатстве, но сокрушаются - о тленных вещах. Не имеют чего-либо или теряют что-то, вот и печалятся. Иногда от такой печали иссыхают, заболевают и даже умирают (2 Кор. 7, 10). Эта печаль бесовская. Враг рода человеческого навевает ее. Мучится, стонет человечество, пытается сделать жизнь беспечальной, но без Бога ничего не может" (цитир. по книге "Малая аскетика" Еп. Варнавы (Беляева).
О САМОУБИЙСТВЕ.
Разговор на эту страшную тему в конце главы о депрессиях неслучаен. Именно уныние и отчаяние могут являться как бы предвестниками этого страшного греха.
Суицид (самоубийство) - это осознанное лишение себя жизни. Печальная статистика самоубийств в нашей стране долгое время была закрытой. В начале 1989 года впервые за последние 60 лет были обнародованы ошеломляющие цифры, за каждой из которых безысходное отчаяние, утрата смысла жизни. К примеру, в 1984 году в СССР 81 тысяча человек покончили собой.
Вот еще один красноречивый факт: уровень самоубийств в России в 1915 году равнялся 3, 4 человека на 100000 населения. В СССР в 1985 году он равнялся 24, 5. В 1991 году в России этот показатель составлял - 31, а в 1993 году уже 38, 7. Год 1997 отмечен еще более высокими суицидальными показателями.
В чем причины самоубийств? Они разнообразны. Однако, вот некоторый итог. Социальные факторы не имеют сколь-либо решающего значения. Точка зрения врачей такова: подавляющее число самоубийц - психически здоровы. Суицид - это личностный кризис. Это проблема духовная.
Архиепископ Иоанн (Шаховский) очень точно писал: "Бедные страдальцы самоубийцы!.. Вы не приняли искупления, кратких земных очищающих страданий - сладких для принявшего, - о, гораздо более сладких, чем те призрачные наслаждения, в тоске по которым вы умерли. Да, в вашей власти было сделать это, как подсказала, шепнула вам сила зла, не имевшая над вами тогда никакой власти, но в вашей же власти было не делать этого. В вашей власти было знать, что есть Бог, что Он есть не только высшее Выражение Правды и Справедливости, недоступных нашему пониманию, но даже гораздо более всех этих слабых человеческих понятий.
В вашей власти было понять, что не может Бог дать Крест, и не дать сил, - что в вашей власти было обратиться к Богу, спастись призыванием (не ложным) Его Имени", "90 процентов самоубийц делают свой последний шаг под непосредственным влиянием духов "человекоубийц искони" (Ин. 8, 44). И, собственно, почти всякое самоубийство есть убийство демоном человека - руками самого человека.

















На нервной почве...

После грехопадения Адама человек утратил совершенное здоровье и бессмертие. Святое Евангелие напоминает нам о тех причинах, которые привели человека к потере Эдема (Мф. 8, 16; Мф. 15, 17-20; Мк. 7, 18-23; Лк. 5, 15; Ин. 9, 1-7) Св. отцы говорят, что чем человек грешит, тем он и страждет.
К примеру, вот что говорит о гневливом человеке преподобный Ефрем Сирин: "... Гневливый убивает и губит душу свою. Да и действительно, гневливый убивает и губит душу свою, потому что всю жизнь проводит он в смятениях и далек от спокойствия. Он чужд мира, далек и от здравия; потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и мысль изменяет, и разум изнемогает, и помыслы льются рекою... "
Иными словами, грех, совершаясь в глубине человеческого духа, поражает и душу, и плоть. Очевидно по этой причине сокращается длительность жизни людей, слабеет их здоровье. Часто душа подсказывает человеку по каким причинам (или грехам) произошел тот или иной недуг. Многие христиане это знают по опыту.
Наука громко заговорила о тесной взаимосвязи душевных и телесных процессов 180 лет тому назад, когда немецкий врач Heinroth впервые употребил термин психосоматика. В основе идеи психосоматозов положено утверждение, что в происхождении ряда соматических заболеваний лидирующее место принадлежит психоэмоциональным факторам. Таким образом, психосоматическая патология - это своеобразный соматический резонанс психических процессов. К числу так называемых истинных психосоматозов относятся ишемическая болезнь сердца, бронхиальная астма, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь 12-ти перстной кишки, язвенный колит, нейродермит, неспецифический хронический полиартрит.
"Плачет мозг, а слезы в сердце, печень, желудок..." - так образно говорил известный отечественный ученый А. Р. Лурия. Ученые и практики обратили внимание на определенные черты характера, которые свойственны тем или иным заболеваниям. К примеру, у больных ишемической болезнью сердца нередко обнаруживаются внутреннее напряжение, нетерпимость, стремление к постоянному лидерству, эмоциональная неустойчивость. Установлено, что возникновение бронхиальной астмы связано с наличием в характере выраженных черт напористости, нетерпимости. Заболевания щитовидной железы могут быть вызваны неумеренностью. При облитерирующем эндартериите (сосудистое заболевание) обнаруживают боязливость.
Правомерен вопрос: только ли характер является основой "болезненного" поведения? Убежден, что прежде всего грех, совершаемый в глубине человеческого духа. Накапливаясь в душе, грехи формируют характерологические изъяны. Следовательно, происхождение психосоматической патологии можно эскизно представить как процесс "проявления", материализации греха: грех - характер - болезнь. Разумеется, эта схема должна восприниматься с осторожностью и применима лишь к части случаев. По воле Господа болезни могут подаваться человеку во испытание веры и даже в награду тем, кто радуется болезненным тяготам, переносимым ради Бога и вечной жизни. Таким образом, в зависимости от того, на какой духовной "почве" возникают хвори, и определяется их смысл.
О СЕРДЦЕ БЛАГОДАТНОМ.
Выше мы рассмотрели, как может страдать плоть под тяжестью грехов (некоторые примеры психосоматических расстройств). Но под действием Духа Божия плоть человека преображается. Когда смотришь в лица угодников Божиих, подвижников веры и благочестия, то невольно ощущаешь ту благодатную силу Духа, от которой невозможно оторваться. Еще в большей степени это дивное преображение относится к сердцу человека.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: "Христос, введенный в сердце верою, восседает в нем миром и радостию. Недаром говорится о Боге: свят еси и во святых почиваеши".
Св. пророк Иеремия говорил: "Было в сердце моем, как бы горящий огонь" (Иер. 20, 9). Преподобный Макарий Великий говорил так: "Сердце правит всеми органами, и когда благодать займет все отделения сердца, - господствует над всеми помыслами и членами... "










Бессонница

Жалобы на бессонницу встречаются у большинства обращающихся к нам больных. Расстройства сна встречаются при большом числе заболеваний, в том числе и психических. Сон - это чуткий нравственный барометр. Он изменяется (ухудшается, улучшается) от нашего духовного состояния. Знаю по опыту, что когда по разным причинам пожертвуешь молитвами на сон грядущий, пожертвуешь и крепким сном. Плохо спится и после недобрых разговоров, терзающих душу грехов. Хороший, крепкий сон подает Господь.
Один пожилой человек, участвовавший в обустройстве возрожденного из руин монастыря, сказал мне: "Если бы Вы знали, как мне в обители сладко спится! А дома сплю хуже". Это и понятно. Молитва все делает сладким. К примеру, я и сам удивлялся, как это парой картофелин и тарелочкой супа, съеденными в монастырской трапезной, бываешь сыт на весь день. Благодать Божия насыщает! Тем пациентам у которых открыто сердце к вере, я повторяю хорошо известные истины: нам необходимо молиться утром и вечером, крестить перед сном комнату и постель, пить освященную воду и кропить ею жилище, читать Евангелие, призывать на помощь святых и Ангела-хранителя, пригласить в дом священника и освятить жилище (если оно не освящено). А самое главное - исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин.
Многие люди, с верой и упованием на Господа пытающиеся так поступать, чувствуют значительное улучшение самочувствия, мир на душе и отказываются от снотворных препаратов.

"Горечь утраты" (рассказ священника)

Знакомый священник рассказал мне такой случай: "Меня пригласили освящать дом к одной пожилой супружеской чете. Выяснилось, что совсем недавно в автомобильной катастрофе у них погиб сын. Смерть была мгновенной. Он стал жертвой практически преднамеренного убийства. На его месте мог бы оказаться любой человек. Для озверевших пьяных водителей не было никакой разницы: кто перед ними. Сатанинское веселье зашло слишком далеко. Человеческая жизнь стала игрушкой.
Родители постоянно плакали, скорбели о случившемся. Особенно тяжело переносила горечь утраты хозяйка дома, мать погибшего. Знакомые очень опасались за ее здоровье. Думали, что может не выдержать этого горя. У нее катастрофически стала снижаться память. Кроме мужа и одной знакомой женщины она никого не узнавала. Сильно нарушился сон. Словом, наблюдался полный упадок сил.
Была отслужена панихида на могиле сына, которая очень растеплила сердца скорбящих родителей. Потом мы долго беседовали. Разговор помог выйти накопившимся слезам и страданиям. Затем было совершено освящение дома и, помолившись с ними о упокоении их погибшего сына, благословив их, я уехал. Перед отъездом мы договорились о встрече.
Позднее я не раз видел этих людей в храме, общался с ними. Как потом выяснилось, на утро после освящения жилища хозяйка произнесла: "Я дома". К ней вернулось ощущение домашнего уюта, семьи. На душе потеплело, улучшилось самочувствие. Вскоре вернулась память и нормализовался сон. Отец погибшего также стал чувствовать себя значительно лучше
Этот пример говорит нам очень о многом. А самое главное, о том, что по благодати Божией в души людей пришло успокоение, отрада. Господь, по милости Своей, дал матери ощущение близости, соприсутствия сына, молитвенного общения с ним. А отсюда и не стало ощущения пустоты, убивающего чувства невосполнимой утраты и безысходности. Как она сама потом говорила: "Я чувствую, что он живой". Это было не воспоминание, а реальное ощущение. Благодать Божия коснулась не только ее души, но и телесного здоровья".
Я лишь добавлю, что по психиатрической терминологии, в данном случае, имело место реактивное депрессивное состояние. Такой диагноз поставил бы врач и, соответственно, назначил бы лечение. Однако духовная сущность этого состояния явственно проявилась после их обращения к Богу, совершения чина освящения жилища и пастырского окормления скорбящих (Этот случай рассказал свящ. Евгений Каньшин).








О недуге пьянства

Высокий темп жизни, неурядицы, семейные конфликты, одиночество и другие проблемы порой "обуздываются" водкой, вином или инъекцией коварного зелья. Спиртное приобретает свойства наркоза, снимающего раздражение, гнев, обиду. Эти обстоятельства и провоцируют многих людей к выпивке. Но рано или поздно возникают проблемы, перерастающие в серьезные жизненные несчастья.
Еще раз напомним о губительных последствиях злоупотребления алкоголем для здоровья. Как показывает практика, значительная часть населения не имеет твердых представлений об этом. Наиболее чувствительна к алкоголю центральная нервная система. Пьянство приводит сначала к нарушению согласованной работы головного мозга, а через несколько лет - к необратимым изменениям психики, деградации. Тяжело страдают внутренние органы. Цирроз печени, гастрит, миокардит, алкогольный психоз и слабоумие, атрофия половых желез - вот что ждет алкоголика. Любые заболевания на фоне алкоголизма протекают значительно тяжелее и исход их не всегда благоприятен.
Психологи определили некоторые характерологические черты, свойственные "алкогольным" личностям. Так, по данным В. Т. Кондрашенко, одни из них - легкоранимы, плохо приспособлены к практической жизни, слабовольны; другие - излишне самоуверенны, тщеславны, болезненно переживают малейшие жизненные неудачи, настойчиво ищут признания. Если на эти черты характера наслаивается еще и психотравма, то вероятность нервного срыва, запоя очень велика.
Как показывают наблюдения, путь к пьянству начинается с ранних лет. Усвоение алкогольных ритуалов начинается задолго до первого знакомства со спиртным. Маленькие дети, сидя за праздничным столом, "играют во взрослых", разливая фруктовый сок по бокалам, а затем с гримасой на лице выпивают "детское вино" под одобрительный гул родителей и гостей. Нет сомнения в том, что уже в это время в сознании ребенка начинает формироваться представление об алкоголе как об универсальном спутнике взрослой жизни. Специалисты утверждают, что к 11-12 годам у подростков формируются вполне устойчивые стереотипы отношения к пьянству.
Нередко избалованный "усилиями" родителей, бабушек и дедушек ребенок со временем трансформируется в претенциозную личность, которая требует непременного удовлетворения всех своих потребностей. Если этого не происходит, то возникают разочарование, гнев, чувство досады... и желание "забыться в вине".
Алкоголизм это болезнь. Но болезнь более всего духовная. В основе пьянства, употребления наркотиков - духовная опустошенность, неудовлетворенность жизнью, утрата смысла бытия. Святая Православная Церковь считает пьянство тяжким грехом. Отсюда понятно, что только медицинскими методами страждущему не помочь (в данном случае я имею в виду классическую медицину, а не ту оккультную практику, которая "прилепилась" ныне к наркологии, и которую в виду сильнейшей опасности и духовной пагубы надо категорически избегать). Убеждения и медикаменты не всесильны. Для преодоления недуга необходимо искреннее раскаяние пред Богом в таинстве Исповеди, молитвы ко Пресвятой Богородице и Святым угодникам Божиим.
Злостное пьянство может быть следствием влияния злых духов на человека. Спаситель наш пришествием своим не уничтожил совершенно власть дьявола, а только ослабил его влияние на людей и дал нам средства отражать дьявольские козни. Этими душеспасительными средствами являются вера, призывание имени Христа Спасителя, молитва, пост, и, конечно же, святые таинства Исповеди и Причащения. "Противостаньте диаволу, и убежит от вас", - говорит апостол Иаков. Кстати сказать, в состоянии алкогольного делирия (белой горячки), люди видят устрашающие образы (яркие зрительные галлюцинации, как трактует эти явления психиатрия). Причем все видят одно и то же - бесов.
Если в сердце больного алкоголизмом есть место вере Христовой, то следует напоминать ему о том, что он опутан узами греха. Нужно знакомить его с началами Православной веры, приводить примеры исцелений, которые Господь дарует раскаявшемуся грешнику. Обо всем этом надлежит говорить православному врачу и смиренно призывать Господа на помощь во исцеление страждущих.
Если родственники больного верующие люди, то они должны усердно молиться за него дома и в храме, позаботиться об освящении жилища (если оно не освящено). Надо убеждать заблудшего постоянно носить нательный крест, читать молитвы, пить утром натощак крещенскую воду. Только верой и терпением, только через покаяние и милость Божию можно исцелиться по-настоящему. Другого пути нет.
И помните: кодирование и иное ему подобное воздействие на душу и тело человека - это бесовщина. Сторонитесь такого "целительства" и отговаривайте от него тех, кто будет с вами советоваться по этому поводу. Врагу нашего спасения, в конечном итоге, даже не важно - пьет человек или нет (отчасти этим объясняются некоторые случаи "выздоровлений"). Важно другое: к кому обращается человек за помощью - к Богу или к сатане?
А как страдают эти закодированные люди? Ведь грех так и остался в их душах нераскаянным. Он лишь меняет свой облик. Отсюда у них частые депрессии, жуткая раздражительность, тревога. Нередко возникают тяжелые соматические заболевания. И удивляться, как видно из сказанного выше, не приходиться.
По милости Божией многие люди исцеляются от недуга пьянства. Мне лично известны случаи чудесных исцелений. Один мой знакомый, понимая что гибнет, взмолился Царице Небесной. Воззвал к Ней из глубины души, от всего сердца, и получил мгновенное избавление от пьянства. Стал устраивать жизнь по-христиански, воцерковился. Он как бы родился вновь.
Недалеко от Москвы, в городе Серпухове расположен Высоцкий мужской монастырь. Одна из главных его святынь - чудотворная икона Пресвятой Богородицы ''Неупиваемая Чаша". Сколько людей обрели душевный мир и расстались с коварным "зельем", известно лишь Господу и Пречистой Его Матери! Но их множество.
Вот какой случай рассказал о себе обратившийся ко мне на прием мужчина: "Я крепко пил. Лечился, пробовал уговаривать себя, но толку не было. Однажды родные посоветовали поехать в монастырь к старцу, принять благословение, попросить молитв. Я как-то воспрянул и с радостью согласился на это. Встреча со старцем глубоко тронула меня. А сказал он на прощанье всего три слова: "Ты не пей". И сказал по доброму, от любви. Я вернулся домой и тяга к водке у меня исчезла. Месяц я ходил совершенно трезвый. Правда потом, постепенно опять взялся за свое, но в этом я виноват сам. Надо было жить по-другому, а я начал с дружками прежними знаться и все по-новой. Сейчас не пью уже две недели, готовлюсь к исповеди, а потом, если Бог даст, может и измениться моя жизнь к лучшему.

 














Неврозы

Это очень широкая группа заболеваний, происхождение которых, прежде всего, связывают с неблагоприятным действием какой-либо психологически значимой, конфликтной ситуации, стрессами или неурядицами. Симптомы невротического срыва проявляются ухудшением настроения, раздражительностью, чувством усталости и апатии, ухудшением сна, тревожностью и др. Могут появляться навязчивые состояния, вспышки агрессивности и злобы. Вся эта симптоматика часто сопровождается общим недомоганием, неприятными соматическими ощущениями
В последнее десятилетие взгляды на невроз в среде ученых и практиков стали существенно меняться. Раньше считалось правилом, что с исчезновением психотравмирующей ситуации невроз проходит. Теперь установлено, что принцип функциональности (легкой обратимости) неврозов далеко не всегда подтверждается.
По данным ряда авторов выздоровление при неврозах наступает менее чем у 40-50 % заболевших. Установлено также, что в первые три года выздоравливают от невроза лишь 10 % больных. Часто страдания длятся годами и даже десятилетиями. Поиск причин возникновения неврозов привел к поляризации мнений в ученом мире, но отнюдь не внес ясности и определенности. Причем на острие научного спора находятся не столько вопросы систематики и механизмов происхождения неврозов, а само существование невроза как самостоятельного диагноза.
Словом, наука запуталась. Произошло это, по моему мнению, от того, что невротическая патология помимо всего прочего, имеет духовную основу, о которой в отечественной психиатрии последних нескольких десятилетий не упоминалось. Духовный взгляд на проблему возникновения неврозов зачастую обнажает корни страдания, а именно: духовную слепоту, игнорирование духовных потребностей, безбожие.
Оказывается, что главное в происхождении невроза не стрессы и неприятности, а личность человека. Причем, личность внутренне расстроенная. У святителя Феофана Затворника читаем о человеке, который не в состоянии управлять действующими внутри него силами, следующее: "Так разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому, что не удерживается сердцем и не правится волею; воля своенравна и бессерда от того, что не слушает разума и не смотрит на сердце; сердце неудержимо, слепо и блажно, потому что не хочет следовать указаниям разума и не отрезвляется силою воли. Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление, одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает…"
Грех, как корень всякого зла, близок к невротическим расстройствам. Совершаясь в глубине человеческого духа, он возбуждает страсти, дезорганизует волю, выводит из под контроля сознания эмоции и воображение. Поэтому святитель Феофан указывал на то, что "внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения". Глубокий невроз - показатель нравственного нездоровья, духовно-душевного разлада.
Профессор Д. Е. Мелихов полагал, что в основе многих психических расстройств лежит несмирение. Невроз, в этом смысле, не является исключением. Общепризнанно, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт). Невроз - это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает это заболевание.
"Вера же есть смирение, "- говорит св. Варсануфий Великий. Демон говорил Макарию Великому: "Ты постишься - я же не ем вовсе; ты мало спишь - я же не сплю совершенно, но ты можешь смирять себя пред другими, а я смириться не могу даже перед Богом. Смирением ты побеждаешь меня! "
Грех может определять соответствующую духовную почву для возникновения невроза. В дальнейшем развитие невротических проявлений может зависеть от особенностей характера, условий жизни и воспитания, нейрофизиологических предпосылок, а также различных стрессов и других обстоятельств, многие из которых остаются неизвестными. Все в одну схему не уложить. Жизнь гораздо сложнее. У одного человека формируется невроз, а у другого реакция ограничивается потрясением, но болезни не возникает. Глубинная сущность неврозов - тайна, известная только Господу.
Невроз (особенно некоторые его формы: упорные навязчивые состояния, стойкие страхи) могут быть и следствием дьявольского ополчения. Иначе, как можно, к примеру, расценить непреодолимое желание мыть руки до нескольких десятков раз перед едой или пересчитывать пуговицы на пальто у встречающихся прохожих и т. п.? При этом больные ужасно страдают, мучаются от этих состояний. Тяготятся ими, но ничего поделать не могут. Надо сказать, что сам медицинский термин обсессии, обозначающий навязчивые явления, переводится как одержимость.
В своем труде "Основы искусства святости" Епископ Варнава (Беляев) пишет: "Мудрецы мира сего, не признающие существования бесов, не могут объяснить происхождение и действие навязчивых идей. Но христианин, сталкивающийся с темными силами непосредственно, и постоянно ведущий с ними борьбу, иногда даже видимую, может им дать ясное доказательство бытия бесов.
Внезапно появившиеся помыслы, как буря, обрушиваются на спасающегося и не дают ему ни минуты покоя. Но, положим, что мы имеем дело с опытным подвижником. Он вооружается сильной и крепкой Иисусовой молитвой. И начинается, и идет борьба, которой не предвидится конца. Человек ясно сознает, где его собственные мысли, а где всеваемые в него чужие. Но весь эффект впереди. Вражеские помыслы часто уверяют, что если человек не уступит и не соизволит им, то они не отстанут. Он не уступает и продолжает молить Бога о помощи.
И вот, в тот момент, когда человеку кажется, что, действительно, может быть, борьба эта без конца и когда он уже перестает верить, что есть же такое состояние, когда люди живут покойно и без таких мысленных мучений, в это самое время помыслы сразу пропадают, вдруг, внезапно... Это значит - пришла благодать, и бесы отступили. В душу человека проливается свет, мир, тишина, ясность, чистота (ср.: Мк. 4, 37, 40)".
Кто-то может спросить: Бывают ли случаи психологических срывов у православных христиан? Да, бывают. Ибо в мире нет человека, свободного от греха. Но православные молятся ко Господу о помиловании, прибегают к врачующим душу таинствам Исповеди и Причащения. И милосердный Господь принимает кающихся, врачует сердца и дарует душевный мир.
Чаще всего ко мне на прием приходят неверующие; либо те, кто не ведает истинного Бога (иноверцы, неоязычники). Немало и тех, кто находится в поисках Истины. Именно поэтому на психотерапевта возлагается большая ответственность как на врача и человека. Его задача - помочь пациенту, стесненному болезнями и конфликтами, неурядицами и потерями. Для врача посвятившего себя психотерапии (этот специалист лечит неврозы), важно иметь собственные духовные ценности, которые бы определяли его работу с пациентами. Без собственной (я добавляю - православной) духовной платформы он не сумеет различить ситуационные (психосоциальные) и биологические причины заболеваний от экзистенциальных, мировоззренческих. Если же на приеме оказывается человек, душа которого хочет обрести Господа, то православный психотерапевт должен помочь ему в этом.
Врач не подменяет собой священника. Он лишь предшествует ему. Доктор иногда представляет собой "заслон" от того, чтобы пациент не впал в еще большие искушения и грехи (алкоголь, блуд, самоубийство).
Прот. Г. Дьяченко в одной из своих богословских книг, издававшихся для мирян в начале века (и переизданных теперь) написал строки, которыми можно определить суть врачебного душепопечения (православной психотерапии). Вот эти строки:
"Исповедуйте друг другу свои согрешения, "- сказал св. апостол Иаков. Что же делаем мы из этой заповеди? Нам говорят, что достаточно исповедоваться Богу через таинство Покаяния. Чтобы быть прощенным - да, без сомнения. Но кроме сего вы увидите, что в сущности человека заключается тайная, но настоятельная потребность быть прямо на виду у человека. Свет видит только наружную и поверхностную сторону нашей жизни, сторону, под которой она представляется в благоприятном виде. Но бывают минуты, когда требуется, чтобы открылась действительность, объявилась сущность этой жизни, чтобы по крайней мере один из подобных нам знал все то, что скрывает в нас нужда и искушения. На это нас толкает не откровенность, но глубокая потребность быть понятым, облегченным, утешенным; и разве мы не знаем, сколько благотворного и спасительного в подобных признаниях? Разве мы не знаем, что некоторые искушения, окружающие нас, неопределенные и смутные, теряют свою силу и прелесть от одной только передачи их словами? Разве мы не знаем, сколько может дать нам силы и утешения выслушивающее, понимающее нас благовоспитанное сердце?..
Найдет ли он его у вас, брат мой? Найдет ли он милосердие, готовое выслушать его настолько, чтобы хранить его признание? Найдет ли он то серьезное внимание, которого никто не чуждается, и которое одно лишь заслуживает доверия?"
Однако ныне христиан среди психиатров и психотерапевтов - меньшинство. В этом, на мой взгляд, одна из причин низкой эффективности помощи при неврозах. Психотерапия насчитывает сегодня порядка 1000 психокоррекционных техник, пытаясь постоянно меняющимся образом помочь мятущейся душе. Но количеством качества не подменить. Истинное излечение от душевной скорби может произойти только через покаяние, что требует духовных усилий и непривычно для немалой части наших современников (в том числе и врачей). В этой связи становится понятно, почему разнообразные рациональные и эмоциональные терапевтические воздействия оказываются далеко не всесильны и приносят лишь временный эффект.
Несколькими словами эту мысль можно высказать так: только та психотерапевтическая помощь будет по-настоящему действенной и полезной, которая проводится православным врачом или психологом (кающимся и исправляющим себя) и ведет ко Христу. В этом случае слово специалиста будет подкрепляться благодатной силой Божией и утешит болящего, укажет дорогу к Тому, Который - Истина, Путь и Жизнь!

 





















О ПСИХОТЕРАПИИ

Как наука она сложилась несколько десятилетий тому назад, а в номенклатуре врачебных специальностей официально значится лишь с 1985 года. Примечательно, что в нашей стране именно в советский период сформировалось это направление медицины. Атеизм не давал душе ничего. Особенно это касалось больных, скорбящих, обездоленных. К тому же врачам стало очевидно, что душевное состояние человека во многом определяет его здоровье. Вот и получился некий парадокс. С одной стороны - наличие души у человека не признавалось, а понятие это считалось сугубо идеалистическим, а с другой стороны - в клиниках стали появляться врачи, которые этой самой душе делали попытки помочь.
Дело это, безусловно, важное и нужное. В древности говорили, что врачебное искусство держится на трех "китах": нож, целебная трава и слово. Нож - это прообраз хирургии, целебные травы - основа всех лекарственных препаратов, а слово - живое, душевное участие врача в судьбе больного.
Психотерапия призвана утешить болящего и скорбящего человека, помочь обрести ему душевное равновесие. Цели благие. Однако на практике сложилась жуткая ситуация. Церковь в нашей стране была и остается отделенной от государства. В этой связи и нет никаких духовных требований к врачам, педагогам, психологам, т. е. к тем специалистам, которые работают с людьми, в какой-то степени формируют их нравственность.
Психотерапия не является исключением, ведь это лечение души душой. И если душа психотерапевта не очищается покаянием, если он говорит одно, а живет по-другому, если он считает, что вера Христова ему не нужна, то кому же он сможет помочь?
Убежден, что нельзя помочь человеку, не имея собственных духовных ценностей. Ибо "может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму" (Лк. 6, 39).
Духовная неопределенность, несостоятельность психотерапии, основанная на нравственном плюрализме, после снятия идеологических ограничений тут же была атакована огромным количеством оккультных психотехник (западных, восточных и доморощенных), числа которых и сосчитать невозможно. Но имя у них есть. Имя им - легион.
Трагедия современной психотерапии состоит также в том, что она потворствует грехам и страстям человека, всячески стремится поднять его самооценку. Предлагает пациенту выпутаться из клубка проблем, зачастую, при помощи оккультных методов, призывает его к мечтательности, фантазерству. Какая же это помощь?
Основной "инструмент" психотерапевта - слово. Однако психотерапия более призвана не к словесному, но к духовному воздействию на человека. Ибо если за словами ложь, то и пользы никакой не будет. Без живительной силы Духа слово может быть лишь пустым звуком.
Психотерапевтические техники являются как бы производным психологических воззрений на природу человека. К настоящему времени в психологии (нехристианской) доминируют три ведущие научные школы, а именно: бихевиоризм, психоанализ и гуманистическая психология. В основе бихевиоризма было положено суждение о человеке как о животном, отличающимся словесным поведением. Так утверждал один из основоположников этого направления психологии Дж. Уотсон. Понятно, что бихевиоризм есть последовательный материализм. Его терапевтический прием - поведенческая психотерапия.
Психоанализ также рассматривает человека как высокоорганизованную особь у которой преобладают сексуальность и агрессивность. Зигмунд Фрейд, автор учения о психоанализе, был воинствующим атеистом, утверждавшим, что "религия - это массовое безумие". Психоаналитическая процедура отдаленно может напоминать исповедь, но без покаяния, без Бога. Фрейд не оставил и малого места в личности человека для духовности.
Гуманистическая психология провозгласила главной своей идеей обращение к личности человека. Основными постулатами для этой группы психологов стали стремление к совершенствованию, самораскрытию личности. В конечном итоге эти стремления привели их к мысли, что человек - это начало и конец бытия, а его "Я" имеет абсолютную значимость.
В настоящее время в психологии набирает силу четвертая "волна". Это, так называемая, трансперсональная психология. Ее адепты предлагают с помощью гипервентиляции (усиленного дыхания), гипноза, специально подобранной музыки и применения некоторых психотропных препаратов осуществлять "очищение души". Губительность и мерзость этой бесовской новинки даже не хочется комментировать.
Из вышесказанного можно сделать такой вывод: какова теория, такова и практика, то есть современная психотерапия.
Названные психологические школы развивались в странах Западной Европы, но теперь активно перекочевывают в Россию и на все постсоветское пространство, увлекая за собой умы отечественных психологов и психотерапевтов, воспитанных в духе атеизма и материализма. Христианская, православная психология пока только-только возрождается. Какой путь изберет отечественная психологическая наука? Вопрос этот остается открытым.
Но не будем унывать. Надо трудиться. Нашей задачей, то есть задачей врачей, посвятивших себя православному душепопечению, является возрождение духовных традиций в медицине и психологии. Нам надо крепко держаться веры Православной и делиться этим спасительным сокровищем с нашими пациентами, любить их и носить их тяготы.
Формы медико-психологического православного душепопечения могут быть различными: это и беседа; психологический анализ конфликтных ситуаций; встречи с духовенством; семейные консультации; катехизация; психологическая подготовка к таинству исповеди; реабилитация лиц, ставших жертвами тоталитарных сект, оккультных воздействий; совместные молитвословия; паломнические поездки и многое другое.
В случае необходимости могут назначаться медикаменты, седативные травы. Предоставляются рекомендации оздоровительного характера.
Пациентам нашим прежде всего надо дать любовь и душевное тепло. А знания нужны для того, чтобы эту любовь лучше приложить. Задача врача заключается в том, чтобы пациент обрел мир с собой, а через это и мир с Богом.
Оппоненты говорят: православной психотерапии быть не может; верующий врач не может навязывать свои религиозные убеждения другим людям, так как имеют право на существование другие религиозные учения. Вопросы эти нелегкие. Выскажу свое мнение. Мне видится, в данном случае, такое решение вопроса. Если врач-психотерапевт верующий, православный человек, то его душепопечительская практика будет основываться на христианских ценностях. И в его лечебном арсенале не будет медитативных техник, гипнотических трансов и тому подобных приемов, несущих разрушение душе пациента. Понятно также, что говорить о вере и духовности православный врач будет с теми людьми, которые хотят об этом услышать. Убежденно веруя в то, что Истина только одна - и она только в Святом Православии, верующий доктор не станет предлагать на "пробу" догматы других конфессий и религий. Таким образом, у православного врача и будет православная психотерапия.
Приведу некоторые выдержки из публикаций на эту тему.

Интеллектуальная трагедия современного человечества заключается в том, что оно начинает рассматривать человека осужденного, больного и смертного, как нормальное состояние человека, и выводить из его поведения философские, политические и научные системы, часто претендующих на роль абсолютных и исчерпывающих. Здесь ужасное заблуждение и, даже более, можно говорить об отклонении мысли вселенского значения. Это как если бы кто-то взял из тюрьмы сумасшедшего, больного, осужденного преступника в цепях, изучил бы его, как если бы он был нормальным человеком, и вывел бы из его поведения и управляющих им физиологических законов, заключение о происхождении человека и об идеальных формах личной, семейной и общественной жизни.
Только Православная Церковь рассматривает человека, как бы с Божественной точки зрения, в единстве его бытия, начиная с сотворения его Богом, через грехопадение, смерть, воскресение и бессмертие, и не ограничиваясь лишь его несущественным временным пребыванием на земле в падшем состоянии осуждения и греха.
Иерей Михаил Недельский, статья "Психотерапия: соблазн подмены"

Православная антропология диаметрально противоположна психотерапевтическим подходам к человеку. Если для новейшей волны психотерапии характерно использование психотехник для "трансформации личности", то по учению Церкви человек на своем пути к соединению с Богом никогда не теряет личностного, хотя и добровольно отказывается от своих природных наклонностей. Духовная жизнь всегда сознательна, тогда как бессознательность, на чем строят свои системы большинство психотерапевтических школ, есть признак тьмы и греха.
Г. Сыропятов, доктор мед. наук, статья "Психотерапия: идеологические предпосылки"

Почему же существует такой хаос в сфере психологических и психотерапевтических услуг, оказываемых населению? Дело в том, что в современной научной психологии и психотерапии нет единого взгляда на природу человека, на источник, побуждающий его активность, на причину возникновения нервно-психических расстройств. Существует больше двадцати (!) основных концепций личности, признанных в современной психологии. И каждая из них имеет своих приверженцев. Однако каждая из концепций личности, по сути своей, есть не что иное, как "психотеология", или "психорелигия", во главе которой стоит свой мощный проповедник. Это мнение Д. Гриндера и Р. Бендлера, основоположников нейролингвистического программирования - одной из самых мощных современных психотехнологий. Автор каждой теории личности, будучи, как правило, атеистом, создает свою "теологию", свою псевдорелигию, свою "веру". Будучи уверенным в истинности своего воззрения на природу человека, в правоте своего мировоззрения, в чистоте своего опыта, он отстаивает свои взгляды, стремится переубедить оппонентов и, став "учителем", основоположником очередного учения, концепции, теории, призывает всех следовать именно за ним.
А. Лайша, врач-психотерапевт, статья "Страсть, как ведущий мотив поведения человека и причина нервно-психических заболеваний".

 
























ПОРА ОПОМНИТЬСЯ...

Особую тревогу вызывает душевное и духовное здоровье подрастающего поколения. Размытые духовные ориентиры в обществе, тяжелые социальные условия, дороговизна и многое другое нелегким бременем легли на неокрепшие детские души.
Каждая третья-четвертая семья "трещит по швам". У многих детей родители злоупотребляют спиртным, причем нередко встречаются матери-алкоголички. Возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Среди молодежи набирает "обороты" наркомания. Два процента населения имеют стойкую привычку к наркотикам, из них более полумиллиона человек - дети.
Никого не удивишь сегодня тем, что среди школьников сплошь и рядом имеют место половые связи. Венерические заболевания среди подростков, детская проституция, увы, печальные приметы нашего времени. Повсюду в средствах массовой информации демонстрируются обнаженные тела. Программа телепередач пестрит чудовищными названиями, за которыми насилие, разврат, оккультизм.
Социальные потрясения в стране породили беспризорников. Высоки показатели детской преступности.
Как следствие вышеприведенных данных выглядит грустная статистика: примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Из 35-ти миллионов детей (в возрасте до 16 лет) около миллиона - инвалиды. Это каждый 35-й ребенок. Из 100% юношей, признанных негодными для прохождения военной службы по состоянию здоровья, 47% составили негодные по психическим заболеваниям.
Испытания для детей начинаются уже с младенческого возраста. Вот строки из письма одной молодой мамы: "У детей украли детство. "Благодаря" телевидению и средствам массовой информации, маленькие дети уже знают что такое секс и как и с кем им можно заниматься. Когда они подрастут, смогут ли понять что такое любовь?.. Посмотрите какие мультфильмы показывают детям. Одно название чего стоит - "Чокнутый", "Звездные войны" и прочее такое. Фильмы безнравственные и невежественные. Недавно показали мультфильм "Все попадают в рай". Суть этого фильма: не надо работать, надо играть в азартные игры до тех пор пока не выиграешь, а культурный досуг - это девочки из кабаре. У нас что сознательно калечат детей? А какие игрушки продают: ниндзи, пришельцы из космоса, роботы и т.д. Для чего? Что эти игрушки несут детям?"
После публикации книги "Православная психиатрия" я получаю немало подобных писем. И в каждом - боль и скорбь родителей по поводу происходящего вокруг.
Сектанты всех мастей часто бывают в школах и ведут там свою работу, направленную на подрыв духовных ценностей нации. Дети подвергаются влиянию оккультистов, гипнотизеров и прочих темных личностей. Надо сказать, что последствия оккультных воздействий для детей крайне опасны и губительны. Врачам известно, сколько было тяжелейших осложнений после телесеансов разных "волшебников". А ведь дети - наше будущее! Каким же оно будет?! Не хочется ставить точку в конце этих строк. Может быть пора опомниться?..

 









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: