Разновидность атаки зависит от характера движения языка – энергичного или плавного

Тембр

Тембр – (фр. Timbre, что означает «окраска», «характер звука») это качество, по которому различаются звуки одной и той же высоты и благодаря которому звучание одного инструмента, одного голоса отличается от другого. Тембр зависит от формы колебаний звука и определяется числом и интенсивностью гармоник (частичных тонов или обертонов), его составляющих.

В образовании тембра низких звуков активно участвует до 20 и более гармоник, средних – от 8 до 10, высоких – лишь 2 – 3, так как остальные либо слабы, либо выпадают из диапазона слышимых частот. Поэтому высокие звуки, как правило, беднее по тембру.

В 30-е годы прошлого столетия классические положения акустики о тембре были дополнены так называемой формантной теорией, согласно которой качество тембра зависит от одной или нескольких формант (зона сосредоточения звуковой энергии) на протяжении всего диапазона звучания инструмента, их местонахождения, ширины и формы.

Звуки, входящие в зону действия форманты, попадают как бы в тембровый фокус и звучат более характерно, рельефно и ярко. Происходит это потому, что обертоны извлекаемых звуков в зоне форманты приобретают больший размах и интенсивность. Количество и устойчивость формант определяется резонансовыми качествами голоса, инструмента или звучащего тела.

Формантная теория нашла широкое отражение в теоретических работах, связанных с вокальной педагогикой и исполнительством. Попытка объяснить тембровые свойства духовых инструментов с позиций этой теории впервые была предпринята у нас психологом и акустиком А.Володиным, который доказал, что «форманты музыкальных инструментом должны лежать в верхней половине слышимого диапазона, так как прослушиваются на интонированных звуках постольку, поскольку в них попадает гармонический материал» (Психологические аспекты восприятия музыкальных звуков. Диссертация. М., 1969, с. 111).

Фаготист В.Апатский, опираясь на это положение, в своей работе «О динамике на фаготе» на основании спектра звуков различных регистров фагота установил наличие ряда формант, в зоне которых тембр фагота достигает наибольшей характерности и яркости звучания. Можно предполагать, что некоторые выводы, сделанные В.Апатским в отношении влияния форманты на тембр отдельных звуков и регистров фагота, применимы и к другим духовым инструментам.

Рассмотрев акустические свойства тембра, следует сказать, что музыкант, владеющий тембром, тогда лишь может считаться таковым, когда, несмотря на самостоятельность тембровой характеристики каждого регистра своего инструмента, он достигает единства звучания всего диапазона. Ровность звучания всех регистров является большим достижением музыканта. Для исполнителей на духовых инструментах это качество особенно важно, так как природа многих духовых инструментов такова, что тембровые характеристики различных регистров слишком отличны друг от друга.

В достижении новых качества тембра имеет большое значение наличие тембрового, а вернее художественного вкуса исполнителя, то есть умение придавать звучанию инструмента необходимый тембр в зависимости от требований художественного момента.

 

Вибрато

 

В поисках новых качеств звука и возможностей выразительности исполнения музыканты-инструменталисты установили, что периодическое незначительное изменение высоты, силы и окраски звука в пределах, не нарушающих его основной характеристики, придаёт звуку новые качества – эмоциональную выразительность, насыщенность, гибкость и ряд других эстетических свойств, приближает его к звучанию живого человеческого голоса. Такой приём получил название вибрато.

 

Иногда путают понятия «вибрато» и «вибрация». Вибрацией называется колебание звучащего тела (струны, воздушного столба, заключённого в канале духового инструмента и т.д.), вибрато – исполнительский приём. Наличие вибрато у вокалистов является естественным закономерным явлением. Многие инструменталисты, в частности струнники, пользуются этим приёмом. Однако духовики – педагоги и исполнители – часто пренебрегают вибрато, исключая его из своей практики, безусловно, обедняя свои средства музыкальной выразительности.

Получившее в последнее время большое распространение вибрато на духовых инструментах – не такое уж новое явление. Ещё композиторы-классики, стремясь к расширению выразительных средств на духовых инструментах, вводили этот приём в свои партитуры (например, М.И.Глинка в «Вальсе-фантазии» и «Патетическом трио»).

В современной музыке использование вибрато – довольно частое явление.

 

В соответствии с акустическими характеристиками приём вибрато делится на вибрато высоты, вибрато громкости и вибрато тембра. Все эти приёмы возможны на большинстве музыкальных инструментов, но для каждого из них есть наиболее характерные. Для скрипки, например, – вибрато высоты, для духовых – вибрато громкости.

 

Вибрато любого типа характеризуется частотой, размахом и формой.

Частота вибрато определяется числом периодических изменений в секунду одного из перечисленных компонентов звука. Для скрипки она соответствует числу колебательных движений пальца, для духовых инструментов числу пульсаций выдыхаемой струи воздуха.

Размах вибрато (амплитуда колебаний), то есть зона высотных, динамических ил тембровых изменений звука, зависит от специфики инструмента. Так, например, у скрипачей зона высотных колебаний достигает 50 центов (1/4 тона), у певцов – 100 и более центов, на духовых инструментах зона динамических колебаний достигает 3–8 децибел.

Форма вибрато определяется изменением звуковых характеристик во времени. Так, например, от формы высотных колебаний звука зависит восприятие его высоты. В случае звуковысотного колебания слухом воспринимается та высота, на которой больше задерживается звук. При равном процессе колебаний воспринимается средняя высота звука.

 

Практика показывает, что применение на духовых инструментах умеренного вибрато средней частоты делает звук теплее, проникновеннее, в то время как злоупотребление частотой вибрато придаёт ему неустойчивый характер, дрожание. Не рекомендуется применять вибрато в ансамбле и в аккордовом звучании. В случае использования вибрато в дуэте должна быть достигнута высокая синхронность, чтобы характеристики вибрато двух исполнителей максимально совпадали. Не рекомендуется использовать прём вибрато в начальный период обучения. Этот приём требует определённой профессиональной подготовки и исполнительской зрелости.

Таковы важнейшие компоненты, оказывающие влияние на формирование звука при игре на духовых инструментах. Но, придавая большое значение наличию у исполнителя хорошего, качественного звука, мы не должны переоценивать его роли. Звук – это важное исполнительское средство, но он является лишь средством, а не целью. Не должно быть любования звуком. Нет надобности доказать, что звук должен соответствовать характеру и содержанию исполняемой музыки и способствовать раскрытию этого содержания.

 

Штрихи.

Приемы придания музыкальному звуку определенного характера и окраски, а также соединение звуков между собой, получили в музыке название штрихов.      

 

 Штрих - слово немецкого происхождения (“ strisch ”) и в переводе означает «черта».

От этого слова происходит глагол «streichen», то есть «вести». Неслучайно этот термин в практике музыкантов появился у скрипачей, так как связан с ведением смычка. Многие из скрипичных штрихов со временем взяли «на вооружение» и исполнители на духовых инструментах, в частности, detache, portato, staccato. От вокалистов были заимствованы такие штрихи как legato,portamento. В процессе исполнительской практики на духовых инструментах стали применяться и новые штрихи, отражающие специфику духовых инструментов, например frullato и двойное staccato. Не так давно штриховая культура духовиков пополнилась такими приёмами окраски звука, как martele `(скрипичный штрих) и glissando (из практики пианистов и вокалистов). 

Процесс консолидации штрихов будет продолжаться и дальше, в силу постоянного совершенствования приемов музыкальной выразительности. Но различие штрихов, связанное со спецификой игры на том или ином инструменте, останется. Никогда скрипачи не смогут играть frullato или двойное staccato как духовики не могут играть spiccato (подпрыгивающий смычок) или col legno (древком смычка).

Штрих применительно к конкретному звуку понятие ёмкое, вбирающее в себя такие его компоненты, как начало развитие и окончание, ибо любой музыкальный звук состоит из этих моментов.

Штрихи «представляют собой характерные приемы извлечения, ведения и соединения звуков», - пишет профессор Б.А. Диков.

«Штрих это не только начало, но и характер протяженности звука, способ окончания и взаимосвязи звуков», - говорит профессор Т.А.Докшицер.

Поэтому чтобы глубже разобраться в штрихах, необходимо подробнее рассмотреть их структуру.

Атака

 

 

Итак, первый элемент звука - его начало, атака. В исполнительской практике духовиков применяются два основных вида атаки:

Твёрдая и мягкая.

Существует ещё и так называемая вспомогательная атака, о которой речь пойдет ниже.

Сущность твердой атаки заключается в том, что звук зарождается в момент отталкивания языка, выполняющего роль клапана, от звукообразователя, которым является трость инструмента или губы исполнителя. После приготовления к извлечению звука, язык отталкивается от губ или от трости, и даёт возможность скопившемуся воздуху проследовать в инструмент. Этот момент и называется атакой.

Разновидность атаки зависит от характера движения языка – энергичного или плавного.

Для успешного достижения твёрдой атаки язык должен более энергично отталкиваться от звукообразователя, как бы произнося слоги «ту», «та», «ти».                                                                         

Для получения мягкой атаки язык отталкивается от звукообразователя более спокойно, как бы произнося слоги «ду», «да», «ди».

Существует ещё и вспомогательная (комбинированная) атака, когда роль клапана выполняет не кончик языка, а его спинка (задняя часть). Это делается с помощью «произношения» слогов «ту-ку», «та-ка», «ти-ки» или «ду-гу», «да-га», «ди-ги».

Не так давно исполнители на духовых инструментах начали использовать, так называемую «фрикативную» атаку (от латинского слова «fricate»- «тереть»). При этой атаке звук извлекается с помощью согласных «ф», «к», «х», «т» в сочетании с гласными «у», «а», «и», то есть «фа», «фу», «ха», «хи», а иногда и с некоторыми согласными - «фр», «кр», «тр». На практике этот вид атаки применялся уже давно (frullato, sub tone), но точного определения не имел.

 

В заключение необходимо подчеркнуть, что какой бы ни была атака (твёрдой, мягкой, вспомогательной), она всегда должна быть определенной, четкой и ясной, но ни в коем случае не грубой.

 

Развитие звука

 

Как только звук зародился, начинается его жизнь. Даже «тридцать вторая» и «шестьдесят четвертая» имеют свою продолжительность. Время, которое звук живёт (звучит) принято называть «стационарной частью » звука. Это название условно, так как стационарная часть наиболее гибка и подвижна в ритмическом, интонационном  и динамическом отношении. Поэтому «стационарную часть» звука правильнее было бы назвать развитием звука. И хотя развитие звука предопределяется названием того или иного штриха, качество выполнения того или иного штриха попадает впрямую зависимость от результатов осуществления развития звука. Так, например, если при detache ` звук не будет выдерживаться полностью, то прозвучит staccato, или если при marcato звук не будет затухать, то получится martele и т.д.

 

Окончание звука

 

У исполнителей на духовых инструментах существует два способа окончания звука.

 

Во-первых, посредством языка. Язык как бы гасит звукообразователь, произнося слог «тит» (staccatissimo), а также звуков, требующих по своему характеру внезапного окончания, обрыва.

 

Второй способ окончания звука – с помощью прекращения подачи струи воздуха в инструмент; при этом звук как бы затухает.

 

Часто тому или иному способу окончания звука предшествует и определённая атака.

Способу прекращения звука языком, как правило, предшествует твёрдая атака, способу прекращения звука дыханием – мягкая атака.

 

 

Для удобства восприятия штрихи можно разделить на пять групп в соответствии со способами их получения (атаки).

 

1.Штрихи, выполняемые посредством твёрдой атаки.

Detache (от французского слова «detacher», что означает «отделять»).

 

Выполнение этого штриха требует энергичной, определённой атаки и полноценного выдерживания длительности звучания. Графически detache обозначается знаком --.

 

Marcato (от итальянского глагола «marcare» - «выделять», «подчёркивать»).

 

Штрих выполняется посредством активного концентрированного начала звука, с дальнейшим его ослаблением. Обозначается знаком >.

 

Martele (от французского глагола «marteler», что означает «молотить», «чеканить»).

 

Штрих требует предельно четкого, жесткого извлечения звука, и выдерживания динамики до конца. Обозначается значком \/.

 

Staccato (итальянское слово, означающее «отрывисто»). Приём короткого исполнения звуков (обычно звучит половина записанной длительности). Обозначается точками, стоящими над нотами.

 

Staccatissimo  - более коротко, чем staccato (обычно звучит четвёртая часть записанного звука). Прекращается, как правило, с помощью языка, путём произношения слога «тит». Обозначается словом staccatissimo.

Slap ( английское слово означает «шлепок», «пощёчина»)-применяется саксофонистами и кларнетистами в современной музыке (щелчок языка по трости), а так же мундштучными духовыми инструментами (шлепок ладонью по мундштуку) в авангардной музыке. Обозначения не имеет.

2.Штрихи, выполняемые посредством мягкой атаки.

Non legato  (не связано). Звучит как бы три четверти записанного звука. Обозначается знаками тире, стоящими над и под нотами и объединенными лигой.

 

Portamento, штрих, взятый из практики вокалистов – напоминает глиссандо, то есть, изящное скольжение от звука к звуку. Обозначения не имеет.

 

3.Штрих, выполняемый посредством фрикативной атаки.

Frullato (итальянское слово, означающее «свистящий»). Исполняется двумя способами – посредством кончика языка («трррр…») или с помощью маленького язычка как бы произнося «фррр…» и «кррр…». В нотах обозначается словом «frullato» или трижды перечёркнутым штилем.

 

 

4.Штрих выполняемый посредством комбинированной атаки.

Двойное staccato. Приём двойного staccato появился впервые у флейтистов и перешёл к трубачам, затем им овладели все исполнители на духовых инструментах.

Обозначения не имеет; исполнитель сам определяет моменты, когда необходимо использование этого штриха. Обозначается двумя, горизонтально расположенными точками, над или под нотой, а так же перечёркнутым штилем.

 

5.Штрихи, не связанные с атакой ( кроме первого звука).

 

 

Legato – (итальянское слово, означает «связано») исполняется путём изменения силы напряжённости губных мышц и интенсивности струи воздуха.

 

Существует мнение, что в исполнении этого штриха язык не участвует в формировании струи воздуха и регулирует её направление. Обозначается лигой.

 

Legatissimo – требует ещё большей связанности звуков, фразы. Обозначается словом Legatissimo.

 

 

Glissando (итальянское слово, означает «скользя») – это способ последовательного заполнения интервала путём скольжения по промежуточным звукам. Выполняется он посредством неполного нажатия вентилей или неполного прикрытия звуковых отверстий инструмента. Обозначается знаком   или.

 

Артикуляция

 

Часто смешивают два понятия – «артикуляция» и «штрихи». В работе профессора И.Ф.Пушечникова «Значение артикуляции на гобое» говорится:

«Под артикуляцией мы понимаем, как это принято и в фонетике, совокупность двигательных приёмов, которыми достигается тот или иной звуковой результат. Штрихами мы назовём определённые формы звуков, возникающие в результате различной артикуляции».

 

Мы же понимаем артикуляцию не только как способ получения отдельных штрихов, но и как, во-первых, предельно чёткое и точное выполнение того или иного штриха подобно дикции в пении или речи; во-вторых, как соотношение различных штриховых приёмов, создающих в своей совокупности в определённых условиях новый характер звучания.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: