Беседы 3 А кл.ПП «Живопись»

Тема: Реставрация и хранение объектов культуры и искусства

Хранение, исследование, консервирование, реставрация произведений изобразительного искусства.

1. Знакомство с современными методами исследований произведений искусства.

2. Условия хранения и консервации. Значение их в предупреждении и защите художественных произведений от преждевременных разрушений. Методы консервации.

3. Реставрация.

4. Основные задачи и виды консервации и реставрации художественных памятников.

5. Хранение, консервация, раскрытие авторского состояния памятника, восполнение и реконструкция.

 

Реставрация - процесс восстановления, возвращения первоначального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Профессиональная реставрация появилась в момент накопления частных коллекций искусства, когда возникла необходимость продлевать срок существования (функционирования) предмета искусства. Первые сведения о реставраторах датируются средневековьем, серьезные школы профессиональной реставрации стали складываться в XVII--XVIII веках. Существует множество видов реставрации, которые делят по разным признакам. Во всех видах основная цель реставрации -- восстановить утраты предмета (дефекты, полученные в результате эксплуатации -- сколы, удары, разломы и многое другое) и улучшить его внешний вид, а также законсервировать предмет. Реставрация существует коммерческая и музейная (музейная реставрация). В первом случае цель реставрации восстановить функциональность, во втором случае главной целью становится консервация, то есть сохранение текущего состояния. При этом музейная реставрация предполагает, как правило, только консервацию, а вмешательство в предмет применяется только в случаях крайней необходимости, например, при очевидных признаках обратимых процессов разрушения. (Кедринский А.А. Основы реставрации памятников архитектуры.) Реставрация - комплекс мероприятий, направленный на предотвращение последующих разрушений и достижение оптимальных условий продолжительного сохранения памятников материальной культуры или ценного природного объекта [3, c.79]. Реставрация ставит целью по возможности восстановление памятника, наблюдение за его состоянием, выявление его социальной значимости и ценности. Реставрация предполагает исследование памятников «до» и в процессе реставрации, изучение возможности применения различных материалов для реставрации, публикацию результатов этих исследований. Любая реставрация начинается с наблюдения за памятником: регулярного осмотра с целью выявления «заболеваний» и установления очередности их устранения, включает профилактические и консервационные работы, рекомендации по режиму и системе хранения предметов и памятников. Музейная реставрация неотъемлемая часть процесса сохранения музейных ценностей. Иногда устанавливаемые режимы хранения - температурно-влажностный, световой, биологический - оказываются недостаточной мерой для обеспечения физической сохранности музейных предметов, и для того, чтобы приостановить начавшийся в них разрушительный процесс, требуется использование специальных средств. В этом случае прибегают к музейной реставрации. Её может проводить только работник, имеющий специальную подготовку - реставратор. Существует ряд правил, которые должен соблюдать каждые реставратор: o · Нельзя при реставрации закрывать своим «творчеством» подлинную работу автора; o · Нельзя при реставрации вносить в предмет свои домыслы и добавления, изменяющие его документальность и не являющиеся безусловно необходимыми для поддержания целости данного объекта; o · Реставрация должна в первую очередь заниматься устранением причин и последствий разрушительных процессов и удалением всех посторонних наслоений; o · Никакая реставрация недопустима без точного знания природы объекта, техники его обработки и без основательного знания природы и характера действия применяемых реактивов; o · Каждая неудача должна быть изучена со всех сторон и выяснена ее причина, а весь процесс работы и его результат записаны, при всякой реставрации, как бы незначительна она им была. К установкам и принципам, на которых сейчас строится теория и практика реставрации, музейные работники пришли лишь недавно: 90-е годы XIX века -- вот дата, которую можно принять, как время перелома в деле музейного хранения. Первой задачей реставратора является правильное определение состояния реставрируемого предмета, а также выбор соответствующей последовательности работы. Каждый предмет, принимаемый на реставрацию, в первую очередь дезинфицируется с целью обезвреживания микробов. Затем на реставрируемое произведение искусства заводится паспорт, куда в обязательном порядке вкладывается фотография предмета к моменту поступления на реставрацию. Проведению реставрационных работ предшествует исследование памятника культуры, его атрибуция, выявление степени сохранности и степени искажения предшествующими реставрациями, установление первоначального вида. В результате исследования определяют объем и методы реставрационных работ, разрабатывают методику их выполнения. Под методом реставрации понимают способ и образ действий реставратора, под методикой -- последовательность и приемы выполнения отдельных операций [14, c. 8]. Методы реставрации зависят от того, что перед нами за объект. Животные, рыбы и т.п. объекты животного мира реконструируются посредством таксидермии. Таксидермия - вид работ, включающий консервацию и реконструкцию объектов животного мира. В результате изготовляется объемное чучело, воссоздающее живую натуру, или целые биогруппы. При реставрации различных высокохудожественных, старинных изделий основной задачей реставратора становится сохранение их подлинности и исторической ценности в качестве документа своей эпохи. В подобных случаях специалисты нередко ограничиваются только консервацией предмета - дезинфекцией, очисткой от загрязнений, укреплением и защитой его от последующего воздействия внешней среды. Однако, к сожалению, чаще всего деревянные изделия до нас доходят в сильно разрушенном, искаженном предыдущей реставрацией виде, что вынуждает прибегать к более радикальным реставрационным мерам - а именно к реставрационной реконструкции. При проведении реставрационной реконструкции отдельные детали предмета и его отделочное покрытие воссоздается частично либо полностью заново. Необходимо сохранять при проведении реставрации в изделии максимум старых, подлинных элементов реставрируемого предмета. Хранители и реставраторы постоянно осуществляют контроль за состоянием музейного собрания, отбирая предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации. Результаты этого осмотра заносятся в специальную опись, в которой помимо основных признаков предмета, фиксируется и состояние его сохранности. Это позволяет выявлять изменения, произошедшие с предметом за определенный отрезок времени. Консервация и реставрация -- работа сложная и необычайно ответственная. Ведь неправильно выбранный или недостаточно апробированный метод устранения повреждений может привести к гибели предмета. Поэтому вопрос о целесообразности, возможности, средствах и методах консервации и реставрации решают специальные комиссии или реставрационные советы. Их заключение фиксируется в протоколе, а этапы и результаты практической работы с предметом реставраторы отражают в специальном документе. Эта информация в сочетании с другими сведениями, накопленными за годы и десятилетия реставрационных работ, помогает совершенствовать их методику.

 

 

"Познавательный фильм": Как реставрируют шедевры
youtube.com

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: