Цель: Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.
Ход:
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите мне потом, о чем мы с вами будем разговаривать сегодня.
Ещё в домах пылают печки
И поздно солнышко встаёт,
Ещё у нас по нашей речке
Спокойно ходят через лёд;
Ещё к сараю за дровами
Не проберёшься напрямик
И в садике под деревами
С метлою дремлет снеговик;
Ещё мы все тепло одеты –
В фуфайки, в ватные штаны…
А всё-таки ее приметы
Во всём уже видны.
И в том, как крыши потеплели
И как у солнца на виду
Капели, падая, запели,
Залопотали, как в бреду.
И вдруг дорога стала влажной,
И валенки водой полны...
И ветер нежный и протяжный
Повеял с южной стороны.
А воробьи кричат друг дружке
Про солнце, про его красу.
И все весёлые веснушки
Уселись на одном носу… (Е. Благинина)
Дети: Сегодня мы будем говорить о весне!
Воспитатель: Правильно, ребята, конечно, это весна! (на слайде фотография ранней весны)
Весна – замечательное и прекрасное время года, когда природа просыпается и оживает после долгого сна. А как вы поняли, что именно весна? (ответы детей)
Воспитатель: А какие месяцы весны вы можете мне назвать?
Дети: март, апрель, май.
Воспитатель: Расскажите мне, что происходит в марте?
Дети: Солнце начинает греть сильнее, снег начинает таять, с крыш капает капель, иногда появляются сосульки.
Воспитатель: Да, солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы! Март — первый весенний месяц. Но поглядите в окно: идет снег, ветер качает голые сучья деревьев. Все по-зимнему, и не верится, что зима уже позади. А весна все-таки приближается. Солнце всходит раньше, чем зимой, и заходит позже, чем в зимние вечера.
21 марта — день весеннего равноденствия, т.е. день по долготе равен ночи. Дальше он будет все прибывать, а ночь уменьшаться.
Март — это весна света. Выдаются такие деньки, когда с утра разойдутся тучи, выглянет солнце и осветит укрытую снегом землю. Вот тут-то сразу и скажешь, что метелям и вьюгам приходит конец. Но март особенно хитрый месяц, а порой и апрель, когда ты уже думаешь, что зима ушла до следующего раза, а потом просыпаешься утром, а все замела ночная метель. (рассказ сопровождается иллюстрациями с ранней весной)
Воспитатель: Что происходит в марте с животными?
Дети: Медведь все еще спит. Лиса и волк по лесу бродят, добычу высматривают. Барсук прячется в норе, а заяц - под кустами.
Воспитатель: А как птички ведут себя?
Дети: Птицы весело щебечут, играются, строят гнезда.
Воспитатель: Так, ребята, я думаю нам пора с вами немного размяться!
Физкультминутка
И.п. – дети стоят, слегка наклонив голову вправо к плечу, под щекой сложенные вместе ладошки, глазки закрыты – «спят».
Когда вновь придет весна, «Проснулись»-глазки раскрыть,
Все проснется ото сна. Потянуться, рассмотреть все вокруг.
Апрель, апрель, на дворе капель. Хлопать в ладоши.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Капли звонко так летят. Щелчки пальчиками.
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Прыгай этак и вот так! Произвольные легкие прыжки.
На дворе большие лужи - Ходьба с высоко поднятыми коленями
Больше, дети, нету стужи. На месте – «переходят» через лужи.
Мы пойдем гулять, Обычная ходьба на месте.
Солнце красное встречать. Высоко поднять головки, посмотреть на
небо, руки вытянуты вверх.
Веселись вся детвора - Весело прыгать, кружиться, хлопать
Весне, солнышку – ура! в ладоши.
Воспитатель: Апрель – средний месяц весны. В народе его называют «месяце живой воды» (иллюстрация с возможной подсказкой для детей). Почему?
Дети: Снег начинает таять сильнее, всюду ручьи, лужицы на снегу, с сосулек капают капли.
Воспитатель: А какая красота происходит с растительным миром! (демонстрация первоцветов и почек на слайде)
Он просыпается ото сна! На ветках деревьев появляются почки, разбухают, как на вербе, появляются многие цветы. Какие, ребята?
Дети: Подснежники, мать-и-мачеха.
Воспитатель: А еще и многие птицы возвращаются с зимовки в южных теплых краях! Каких перелетных птиц вы знаете? (Демонстрация на слайде перелетных птиц)
Дети: Скворцы, трясогузки и жаворонки, грачи. А снегири и свиристели улетают на север.
Воспитатель: Что делают птицы?
Дети: Вьют гнезда.
Воспитатель: Для чего птицы вьют и строят гнёзда?
Дети: Для того, чтобы выводить птенцов.
Воспитатель: Что делают в апреле лесные обитатели? (демонстрация на слайде в качестве подсказки)
Дети: Медведица с медвежатами вылезает из берлоги. Выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. Зайчик меняет белую шубку на серую. Белочка тоже меняет серую шубку на рыжую. На лесных проталинах, на сухих пнях греются на солнце ящерицы.
Воспитатель: (сопровождается иллюстрацией) Май - сердце весны. Месяц май - пой да гуляй! Вот когда в лесу начался весенний месяц — месяц песен и плясок! Победа, полная победа солнца и его тепла над стужей и мраком зимы! Отчего наш месяц май прозывают «месяц Ай!»? Оттого, что и тепел, и холоден. Днем солнышко, а ночью бывает ай! - какой морозец. Что с погодой происходит в мае?
Дети: Снега почти нет, часто солнышко. Иногда грозы и дожди.
Воспитатель: Правильно! Дожди питают природу, растения, они расцветают и распускаются! А какие цветы, деревья и кустарники распускаются? (иллюстрация на слайде)
Дети: В мае распускаются лесу ландыши, хохлатки, медуницы, мать-и-мачеха. Расцветают деревья и кустарники: тополь, сосна, черемуха, сирень.
Воспитатель: Верно! Прилетели к нам птицы и поют-заливаются. Самый лучший певец - соловей. Кукует лесу кукушка, свистит иволга, звенят зяблики, громко квакают квакушки, их называют болотными певцами.
А что люди делают в мае? Начинают трудится и работать в поле, в саду и в огороде. А Первого мая люди празднуют «День труда», день, когда как-раз и пора приступать к работе. (иллюстрация на слайде)
А какой еще праздник в мае мы празднуем? Он очень важный для нашей страны, помните, какой? (иллюстрации на слайде)
Дети: День Победы. Когда Россия победила в войне.
Воспитатель: Верно! Ну что, ребята, мы с вами обсудили все месяцы весны, и что происходит во время ее прихода к нам. Вы очень много знаете о весне Молодцы!