Белозерские встречи
Заглавное.
«Китеж детства моего» (книга «Долгий путь в Китеж»):
«В гостиничных и прочих анкетах рука привычно выводит в графе «Место рождения»: с. Мегра Белозерского района Вологодской области России. Но вот с возрастом почувствовал, чем дальше я от этой дальней пристани в северном краю, тем пронзительнее звенит натянутая струна, соединяющая день нынешний с тем берегом детства». (Николай Александров) Это - признание нашего земляка - мегорца Николая Александрова из его книги «Китеж детства моего», которая посвящена целиком Мегре, которой больше нет. И дальше, используя фотографии села из семейного архива Н.А.Александрова будут звучать его воспоминания о Мегре из этой книги и стихи. Но прежде хотелось бы познакомить с автором книги.
Николай Алексеевич Александров родился в 1954 году в с.Мегра Белозерского района Вологодской области. В 1968 г. вместе с семьей переехал на Дальний Восток в Хабаровский край. В 1971-73 г.г. учился на факультете журналистики Дальневосточного государственного университета во Владивостоке. В этом городе входил в литобъединение поэта Ю. Пташука. После 2-х лет учебы в ДВГУ в 1973 г. поступил в московский Литературный институт им. Горького (семинар поэзии, руководитель С.В.Смирнов). В 1978 г., получив диплом со специализацией «литературный работник», некоторое время работал в отделе поэзии журнала «Наш современник», который в ту пору возглавлял С.В. Викулов. Затем был призван в армию. С момента демобилизации и до сего времени проживает в Бресте. В 1980-х – заведующий отделом культуры областной газеты «Заря». В 1990 г. создал первое в регионе негосударственное издание – «Брестский курьер», главным редактором которого является по сей день. Автор книг «Кварта» (2002), «Долгий путь в Китеж» (2009), публикаций в альманахах и журналах. В 2012 году в Харькове вышла большая поэтическая книга «Триединство», в которой опубликованы стихи поэтов из Харькова, Бреста и Белгорода. От каждого города по три автора. Брест представлен также и поэзией нашего земляка. Газета, которой творчески руководит Николай Алексеевич, в ежегодном областном соревновании СМИ и профессиональных журналистов была награждена Дипломом в номинации «История» за проект «Фамильное древо Бреста». На основе материалов проекта редакция выпускает постеры. Один из первых был посвящен Сергею Орлову. В августе 2012 года в канун юбилея Белозерска Николай Алексеевич встретился с земляками. Годом ранее, в 2011году в с. Маэкса состоялась встреча жителей затопленной Мегры, в которой тоже принял участие Н.Александров.
|
|
Я познакомилась прежде с творчеством Николая Александрова. Случилось это в августе-сентябре 2010 года. После долгого отсутствия в родном краю Николай Алексеевич с супругой посетил родные пенаты. И, конечно, побывал в Музее С.Орлова, которому подарил свою книгу. Заведующая музеем Н.А.Колосова, зная мою любовь к стихам, поделилась со мной этим драгоценным подарком. Сказать, что я была в восторге от поэзии Н.Александрова, - мало. А посему, найдя в интернете контакты автора книги, поспешила написать ему письмо с благодарностью за его удивительную и настоящую поэзию, приложив альбомы по Куликову полю и Бресту. В телефонном разговоре обратилась к нему с предложением написать к 90-летнему юбилею Сергея Сергеевича воспоминания или размышления. «Планета Сергея Орлова», написанная к празднованию юбилея, прозвучала в Белозерске на одном из юбилейных мероприятий. А сейчас, уже к 100-летию Орлова, название стихотворения стало названием целого проекта, реализуемого Музеем.
|
|
И так, благодаря фотографиям из семейного архива Н.Александрова, его детским воспоминаниям о Мегре из книги «Китеж детства моего», его замечательным стихам, можно воспроизвести некую картину ушедшего под воду села конца 1950–х - начала 1960-х. Этим воспоминаниям можно доверять, ведь детская память очень цепкая.
1.Н.Александров «Китеж детства моего» стр.413:
«В Мегре в ту пору насчитывалось сотни полторы дворов. Село достаточно крупное, осанистое, с вековыми навыками совместного обитания, что подспудно внедрило в местных жителей свою этику, обычаи, традиции, неписаные законы крестьянско-рыбацкого бытования, характер формировало. Здесь не закрывали двери на замки, уходя куда-то. Вставляли щепку в петельку над клямкой -_ и этого было достаточно. Воровство – упаси Боже. И не было такого, чтоб друг дружке не помогли».
«И почта, и контора, и сельмаг
назад уходят, ускоряя шаг,
навытяжку, вдоль серой городьбы,
проходят голенастые столбы,
и на бечевнике велосипед,
спешит назад, хотя бежит вослед».
2. стр.415: «Разглядываю старые фотографии и нахожу: пароход «Свирь» в шлюзу. Хорошо помню его, пыхтящего по каналу и гудящего на подходе к пристани, где его постоянно встречала куча ребятни…Эта белая железная громадина с подымливающей трубой была частью иного мира, большого и незнаемого, манящей новизной.
ПАРОХОД
Шел пароход по прозванию "Свирь"
Между крутых берегов,
Пела трехрядка на нем во всю ширь
Пестрых крутых мехов.
Береговушки сновали из гнезд
Над набежавшей волной.
Мимо - коняга, амбары, погост,
Сухо стрекочущий зной.
Шел пароход от утра до утра
Водной дорогой земли.
Маэкса, Мондома, Куность, Мегра -
Села навстречу брели.
Может быть, он и поныне плывет
По бесконечной воде.
Где он, тот старенький пароход?
Не заблудился ли где?
1978 Н.Александров
* Береговушки - ласточки, строящие гнезда в глинистых берегах.
3. стр.418: «Ах, как помнится удачная рыбалка на реке, когда мы однажды с отцом да братом Володей выплыли на тихой вечерней зорьке, поскрипывая уключинами, вверх по реке ближе к Шунжебою. Поплавки то и дело ныряли в воду. Одна за другой взлетали вверх на леске трепещущие рыбинки – зелёные полосатые окуни, скользкие колючие ерши, краснопёрые серебристые сорожки! И с такой гордостью я, пропахший рыбой, похвалялся затем уловом перед матерью да сестрой».
4.стр.405: «Меня не с кем было оставить, и я отправился с родителями в сельский клуб. Перед входом в зал, в прокуренной комнатке, наполненной людьми с цигарками, медвежеватый мужик, косноязычный рыбак Шурка Мельников, приносивший нам рыбу, склонился ко мне с весёлым смехом: «Ну, чё, клёп?..» Я почему-то растерялся и заплакал. Родители завели меня в зал, полный народа. Сцена вся красная. И стало как-то торжественно аж до мурашек по коже, когда все встали со своих мест и запели: «Вставай, проклятьем заклеймённый…» У меня и сейчас, когда доводится слышать «Интернационал», всплывает то детское ощущение людского поющего монолита».
|
|
отец Н.Александрова крайний слева
отец Н. Александрова -справа
5.стр.407: «Померла бабушка в одном из соседних домов. Тихонечко вхожу в горницу. Полусвет. Занавешенное чёрным зеркало. Старухи в длинных тёмных одеждах и платочках. Заунывно и негромко звучит то ли песня, то ли плач. Жёлтый восковой носик в длинном ящике. И пахнет чем-то непонятным, вроде как фиалковым. Лёгкий трепет любопытства, но ни страха, ни печали нет. «Все там будем», - слышу рядом тихий вздох».
БАБУШКА
Помирала бабушка Фоминишна...
Перемыла избу и мостки,
Проворчав коту: "У этих, нынешних,
Все не тем путём, не по-людски..."
Повязав лицо платочком клетчатым,
Ковыляя на сухих ногах,
Прополола грядку с луком репчатым
И лукошки прибрала в сенях.
А когда пришла невестка к вечеру
С фермы и вернулся с поля сын,
Делать совершенно было нечего -
Дом блестел, как новенький алтын.
И легла она под окна бледные
На постель из белого холста.
"Вроде все, как надо, худо-бедно ли...
Господи, забыла про кота!.."
Встала с непонятною ломотою.
Кот лизал поджарые бока.
Поглядела на него с заботою:
"Ишь, не напасешься молока..."
И взирал на бабушку с почтением
Хмурый Спас из темного угла.
Бабушка вздохнула с облегчением -
И спокойно к ночи отошла...
Мегорские похороны
6.стр.406: «…Запах сжигаемой картофельной ботвы – тоже крепкая ниточка в детство. Как я начал ходить, меня уже брали в огород на копку картошки. Не то, чтобы помогать, а дабы на виду был. Ну, наверное, и для приобщения к труду. Папа, утирая пот, говорил: «Кол ю шка, а ну-ко принеси воды» - и я с радостью мчался в дом выполнить ответственное поручение. А каким непередаваемым был вкус испечённой в огородном костре картошки!»
Копка картофеля
|
|
7.стр.: «…Накануне учёбы мне подарили коробку-набор школьных принадлежностей – «Подарок первокласснику». Боже ты мой, чего там не было! И всё было таким новеньким, чистым, аккуратным. Чудо да и только…Наступил сентябрь 1961 года – и я пошёл в первый класс, в котором сидело за партами всего четыре человека – три девчонки да я. Последыши изгнанной деревни. Немногим больше было во втором классе. На оба класса была одна учительница – Надежда Павловна Карпунина. Сидели все в одной комнате…А моя матушка учила третий и четвёртый классы… Мне кажется, что я был последним свидетелем умирания Мегры…
Стр.423: «… Кончина моей деревни связана у меня в памяти с постоянным туманом и сыростью. В тумане на пустыре долго бродила брошенная людьми белая лошадь. Её глухое зовущее ржание иногда взлетало к верхушкам обнажённых осенней непогодью берёз, посаженных когда-то предыдущими поколениями школьников. А однажды я увидел её лежащей на боку. Мелкий дождик сёк её белую морду с остекленевшими глазами…
«…Следующим летом погрузили мы пожитки на лодку – и мотор «Стрела» запел свою жужжащую песенку…»
Всё расплывчато и невесомо,
незнакомо наивной душе,
и крылечко небарского дома
растворяется в том мираже.
Остается березовый морок,
осыпающий охрой меня,
да над плёсами спящий пригорок
с заблудившейся мордой коня. «Волго-Балт» 1960
Не хочется заканчивать на такой ноте, поэтому прилагаю дополнение. Это не все стихи поэта, которые он посвятил малой родине. Они написаны в разное время, и дают представление о том, сколь сильно и нежно он любит свою землю.
Стихотворное приложение-дополнение.
Николай Александров