Контроль в экономическом смысле – это наблюдение и управление, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий по реализации этих целей, то контроль содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдении. Задачи контроля состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимых действий.
Контроль – это инструмент для руководства предприятием, охватывающий всю деятельность и обеспечивающий достижение цели, намеченной перспективными планами. Контроль предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей.
Контроль за исполнения бюджета предприятия осуществляется посредством сопоставления плановых показателей с фактическими на протяжении всего финансового года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета
Специально разработанные правила, для осуществления контроля должны позволять:
- оперативно анализировать фактические отклонения от плановых значений;
- разрабатывать мероприятия по устранению причин роста непроизводственных затрат;
- Своевременно предоставлять руководителю руководителю организации аналитические материалы по исполнению соответствующих бюджетов и сводного бюджета.
Схема осуществления контроля в области бюджетирования представлена на рис.4.
Контроль за исполнения бюджетов должен осуществляться с учетом следующих приципов:
1. проведение текущего и итогового контроля.
Текущий контроль позволяет оценивать промежуточные результаты исполнения каждого бюджета непосредственно в ходе отчетного периода, выявить отклонения от плановых заданий. Учет отклонений ведется на основе бухгалтерского учета и отчетности с использованием данных оперативного учета.
Итоговый контроль оценивает работу ответственных за исполнение бюджетов лиц, создает предпосылки для поведения изменений в деятельности организации; проведение контроля не только в целом по организации, но и по каждому структурному подразделению в размере статей затрат;
2. выявление причин и виновников отклонений от исполнения планов;
3. корректировка смет с учетом мероприятий по устранению отрицательных отклонений.
Таблица 2. Система контроля за формирование и использованием сводного бюджета организации
Этапы бюджета | Подразделения ответственные за этап | Согласование по этапам | контроль | утверждение |
Формирования доходной части | Планово-экономическая, финансовая службы | Дирекция, бухгалтерская служба | Бухгалтерская служба | директор |
Формирование расходной части | Планово-экономическая, финансовая службы | Дирекция, бухгалтерская служба | Бухгалтерская, финансовая служба | директор |
Исполнение доходной части | Планово-экономическая, финансовая службы | Дирекция, бухгалтерская служба | Бухгалтерская служба | директор |
Исполнение расходной части | Планово-экономическая, финансовая службы | Дирекция, бухгалтерская служба | Бухгалтерская служба | директор |
Составление и анализ исполнения каждого бюджета должен представлять собой непрерывный динамический процесс, в котором участвуют все основные подразделения предприятия.
Глава 2. Бюджетирование на промышленном предприятии