Предмет спора также не должен быть слишком близок оппонентам.
В этом случае будут затронуты личные интересы выступающего. И он будет всеми силами отстаивать свою позицию, а не искать какой-то компромисс. Например, человек, который продаёт гомеопатические средства, в дискуссии будет отстаивать их полезность, несмотря на все научные контраргументы.
Именно поэтому нужно с осторожностью относиться к информации, которая содержит рекламу – прямую или завуалированную. Ведь выступающие слишком заинтересованы в том, чтобы отстоять свою позицию.
Но предмет не должен быть и слишком далёк от оппонентов. Представьте, что о шекспировском вопросе начинает рассказывать, скажем, повар. Которые прочитал ровно две статьи о Шекспире в Интернете.
Здесь у человека просто нет компетенции, чтобы что-либо доказывать.
Именно поэтому нужно критически подходить, например, к так называемым псевдолингвистическим учениям. Обычно их распространяют люди, которые крайне далеки от лингвистики.
|
|
Нужно также чётко определять предмет спора.
Представим, что один оппонент утверждает, что именно Шекспир написал все произведения, которые ему приписываются.
А второй оппонент утверждает, что Шекспира никогда и не было.
Это немного разные темы, и спор не получится полноценным. Потому что одна тема шире другой.
Оппоненты должны чётко определить свою позицию в споре.
Нужно сразу же выяснить положения, по которым стороны не согласны. И от этого будут зависеть их аргументы.
Например, один оппонент утверждает, что Шекспир написал все произведения, которые ему приписывают.
А второй утверждает, что Шекспир написал только сонеты, а пьесы написал кто-то другой.
При этом участников должно объединять желание выяснить истину, прийти к какому-то общему мнению.
У них должна быть какая-то общая база – например, оба оппонента могут сходиться в том, что Шекспир существовал.
Участники спора должны пользоваться одними и теми же понятиями. И равно владеть терминами в своей сфере.
Если один оппонент заговаривает о шекспировском «Глобусе», а второй представляет себе не театр, а географический глобус – спор вряд ли будет плодотворным.
Что наиболее важно в споре? То, что спор – это обмен фактами. Именно при помощи фактов нужно убеждать оппонента или зрителей. А вот личное мнение аргументами не считается.
Какие аргументы вообще можно применять в дискуссии?
Так называемые сведения, которые добыты из заслуживающих доверия источников.
Например, подтверждённые, зафиксированные в официальных исторических источниках факты.
Или даты, цифры, статистика из тех же проверенных источников.
|
|
Это также свидетельства современников, показания очевидцев.
Наконец, это первоисточники – письма, воспоминания и так далее.
Ещё одно негласное правило: если оппонент в чём-то прав, это нужно принять.
Бывает так, что среди аргументов, с которыми вы не согласны, внезапно появляется факт, который нельзя оспорить. Или который можно оспорить только частично. Верная тактика – признать правоту оппонента и продолжить дискуссию: «Здесь я согласен. Однако…». Неверным будет изворачиваться и пытаться оспаривать признанный факт просто из чувства противоречия.
Итак, получается, что идеальная дискуссия – это обмен мнениями и аргументами и поиск компромисса.
Спорящие обмениваются фактами. Пускают в ход внятную аргументацию. При этом они вежливы. Они держат спокойный тон. И уважают друг друга.
На деле же мы часто сталкиваемся с другими дискуссиями. Где оппонентами движет желание доказать только своё мнение. Где оппоненты пользуются подменой понятий. Проявляют неуважение. И вовсю используют манипулятивные приёмы.
Бывает и так, что мы сами сталкиваемся с недобросовестными оппонентами. И пока мы честно пользуемся фактами и проверенной информацией, пока мы вежливы – оппонент вовсю использует арсенал «черной риторики». Так называют раздел ораторского искусства, основанный на манипуляциях.
Похоже, что у нас нет шансов? Как бы не так.
Нужно просто знать, как вести себя с недобросовестными оппонентами.
Посмотрим, какими приёмами в основном пользуются такие спорщики.
Это умолчание. Ложные, недоказанные аргументы. Ссылки на псевдоавторитетные источники. Аргументы к личности.
И эмоциональные манипуляции по отношению к слушателям и оппоненту.
А теперь рассмотрим эти приёмы подробнее и подумаем, как выстоять против них!
Часто недобросовестный оппонент пытается умолчать о чём-либо или вообще увести нас от темы.
Он может не касаться главных проблем, зато раздувает малозначимые вопросы.
Вот кто-то пытается доказать вам, что Земля – плоская. И вместо того, чтобы приводить значимые аргументы, он вдруг начинает говорить о высадке человека на Луну, о том, что это мистификация. В таком случае нужно вернуться к теме, указать на главные проблемы.
Можно это сделать напрямик:
Прошу прощения, кажется, мы отклонились от темы. Может быть, сначала рассмотрим более важные вопросы?
Или так:
Давайте не будем фокусироваться на мелочах. Главный вопрос – вот в чём…
Однако оппонент может прибегнуть и к ложным или не полностью доказанным аргументам. При этом часто упор делается на количество: нас просто засыпают фактами, какими-то историями – и все это преподносится как истина. Очень часто звучит что-то вроде: «Испытания это доказали… учёные подтвердили этот факт…»
Выход в таком случае – уточнять информацию и требовать доказательства. Какие это испытания? Кто их проводил и откуда взялась информация? А что за учёные? И почему им можно верить? Где все это нГлавное – не стесняться требовать доказательства и спрашивать об источниках информации. Ведь тот, кто задаёт вопросы, находится в более выгодном положении. В Интернете это давно заметили – и отразили в мемах требование так называемых пруфов – доказательств в Интернет-жаргоне.
И будьте внимательны! Противник постарается сделать так, чтобы на вопросы отвечали и доказывали своё мнение именно вы – тогда вы будете в положении оправдывающегося. Нужно задавать ответные вопросы!
Впрочем, в ответах ваш недобросовестный оппонент может сослаться на мнимые авторитеты. Так называются источники, которые на самом деле нельзя считать заслуживающими доверия.
Например – «Это доказали британские учёные», «Это сказал известный шоумен». Оппонент даже может выдумать источник – книгу или учёного.
|
|
Здесь тоже стоит спросить об источниках подробнее – откуда информация? Не стесняйтесь признаться, что не видели эту книгу и не знаете о таком учёном – уточняйте всё!
И противопоставляйте таким аргументам мнение подлинных авторитетов в данной области.
Мнимые авторитеты могут быть очень разными. Иногда в споре вдруг звучит такая фраза: «А я старше, так что мне лучше знать!» Это обращение к авторитету возраста. И оно тоже опровергается обращением к фактам: «Я уважаю возраст, но ведь это не аргумент!»
Оппонент может обращаться и к авторитету общества: «Ведь это все знают! Это общепринятое мнение!»
Но ведь общество долго думало, что Земля плоская… Так что смело можно заявлять: это тоже не аргумент. И приводить настоящие аргументы.
Есть и так называемые аргументы к личности. Здесь оппонент критикует не мнение и не факты, а именно личность человека. Например, начинает рассказывать о том, что у какого-то учёного была крайне неустроенная жизнь, зыбкие моральные нормы и странное поведение. Как можно воспринимать мнение такого человека всерьёз?
Тут надо сразу же возвращать беседу к фактам. Ведь личная жизнь человека и его профессиональные качества – это не одно и то же.
Аргументов к личности тоже очень много.
Например, если лектор рассказывает о каких-то тайнах женской психологии, из аудитории может прозвучать: «Да что может понимать мужчина в таких вопросах?» Но как же изучение темы, опыт и исследования?
А есть приём, который называется «сведение к Гитлеру». Он звучит примерно так: «Как можно быть вегетарианцем, ведь им был Гитлер!» То есть, создаётся негативная ассоциация: какое-то качество привязывается к неприятному образу. Но ведь эти два явления никак не связаны по-настоящему, и об этом нужно заявить.
Но самое опасное – это эмоциональные манипуляции. Оппонент при этом пытается сыграть на чувствах публики или противника. Он льстит, переходит на личности, очерняет и взывает к жалости.
И здесь самое главное – это не поддаваться эмоциям и сохранять хладнокровие.
|
|
Нельзя давать себя сбить – нужно продолжать говорить о деле.
Помните: в споре побеждает тот, кто сохраняет спокойствие!
Оппонент может начинать льстить: «Вы ведь замечательный специалист, вы должны это понять…». Можно прямо признать: да, я отличный специалист, и поэтому я говорю, что это не так.
Или оппонент может рассказывать множество историй с душераздирающими подробностями – давить на жалость. Можно прямо спросить – зачем здесь попытка давить на жалость? И перейти к аргументам.
Даже с недобросовестным оппонентом нужно соблюдать вежливость. Проявлять участие. Хорошо помогает спокойный тон с нотками холодной иронии.
Если оппонент пытается оскорблять – не нужно опускаться на его уровень. Можно попросить его успокоиться.
Оппонент может сыграть на нашем желании выглядеть лучше в чужих глазах: «Вы меня разочаровываете. Я-то думал, вы разумный человек…». На это тоже нельзя поддаваться – в конце концов, жизнь полна разочарований.
Качества, которые помогут хорошо показать себя в любом споре – это подготовка, хладнокровие, вежливость и неизменная доброжелательность. Хорошо ещё, если есть чувство юмора.
И здесь самое главное – это не поддаваться эмоциям и сохранять хладнокровие.
Нельзя давать себя сбить – нужно продолжать говорить о деле.
Оппонент может сыграть на нашем желании выглядеть лучше в чужих глазах: «Вы меня разочаровываете. Я-то думал, вы разумный человек…». На это тоже нельзя поддаваться – в конце концов, жизнь полна разочарований.
Качества, которые помогут хорошо показать себя в любом споре – это подготовка, хладнокровие, вежливость и неизменная доброжелательность. Хорошо ещё, если есть чувство юмора.