Тема Педагогический процесс и его особенности

План изучения темы

1. Сущность педагогического процесса в ДОО

2. Организации педагогического процесса в ДОО

3. Особенности педагогического процесса в ДОО

4. Планирование воспитательно-образовательной работы.

Содержание.

1. Деятельность любой образовательной оорганизации

осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.

Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.

Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития идр.

В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных

человечеством; воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.

Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели, совокупность всех условий, средств, методов, направленных на

решение конкретной задачи.

Построение педагогического процесса в ДОО основывается на следующих принципах: учет возрастных возможностей детей,

 Опора на интересы ребенка; решение воспитательных и образовательных

задач в единстве;

учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видовдеятельности в едином педагогическом процессе; 

взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;

создание развивающей среды.

2. Организация педагогического процесса предполагает три этапа:

подготовительный, основной, заключительный.

На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи,

возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и

прогнозирования результата.

План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет

обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.

Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.

3.    Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах: оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же

человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели —

подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе; воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.

Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.

4. Основной функцией организации педагогического процесса

ДОО обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.

В работе дошкольной образовательной организации используется годовое и текущее планирование.

План работы ДОО на учебный год

разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы

воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы ДОО за истекший период.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОО и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие педагогический коллектив, медицинские работники детского сада, профсоюзная организация. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Задания для самостоятельного выполнения

1. Сравнить определение понятия «педагогический процесс» в разных учебниках по педагогике (Лихачева, Сластенина, Подласого). Найти сходства

и различия. Дать свое определение или обосновать принятие одного из существующих.

2. Описать «Направление модернизации педагогического процесса:

гуманизация, гуманитаризация, демократизация».

3. Составить схему педагогического процесса для решения конкретной

выбранной вами задачи воспитания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: