План изучения темы
1. Сущность педагогического процесса в ДОО
2. Организации педагогического процесса в ДОО
3. Особенности педагогического процесса в ДОО
4. Планирование воспитательно-образовательной работы.
Содержание.
1. Деятельность любой образовательной оорганизации
осуществляется как целостный педагогический (учебно-воспитательный, образовательный) процесс.
Педагогический процесс — целенаправленное, организованное, содержательное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и детей.
Целостная система педагогического процесса включает в себя подсистемы, внедренные одна в другую: учебный процесс, воспитательный процесс, процесс общения, процесс саморазвития идр.
В рамках педагогического процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: обучение — передача подрастающему поколению совокупности знаний, умений и навыков, накопленных
человечеством; воспитание — освоение подрастающим поколением норм и правил поведения, принятых в обществе.
|
|
Понятие «педагогический процесс» употребляется в узком и широком смысле. В широком смысле — это совокупность всех условий, средств, методов форм, направленных на реализацию цели, совокупность всех условий, средств, методов, направленных на
решение конкретной задачи.
Построение педагогического процесса в ДОО основывается на следующих принципах: учет возрастных возможностей детей,
Опора на интересы ребенка; решение воспитательных и образовательных
задач в единстве;
учет положения о ведущей деятельности, смене деятельности и компенсаторной взаимосвязи разных видовдеятельности в едином педагогическом процессе;
взаимодействия воспитателя и детей при руководящей роли взрослого;
создание развивающей среды.
2. Организация педагогического процесса предполагает три этапа:
подготовительный, основной, заключительный.
На первом, подготовительном, этапе педагогического процесса определяются цель, конкретные задачи, выясняется состояние вопроса, планируются, прогнозируются результат, схема процесса, подбираются методы воздействия с учетом основной задачи,
возраста детей и концепции воспитания. Завершается подготовительный этап планом перспективной работы, скорректированном не основе выяснения вопроса в практике и
прогнозирования результата.
План реализуется на втором, основном, этапе педагогического процесса. Здесь же осуществляется педагогическое взаимодействие воспитанника и воспитателя, ведется постоянный оперативный контроль за промежуточными результатами, который позволяет
|
|
обнаружить отклонения, ошибки и сразу же произвести коррекцию, ввести необходимые дополнения и изменения.
Третий, заключительный, этап предназначен для анализа результатов, в ходе которого проводится исчерпывающий анализ причин получения положительных результатов и образования недостатков.
3. Интеграция процессов обучения и воспитания в структуре целостного педагогического процесса выражается в нескольких аспектах: оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения, осуществляются одним и тем же
человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели —
подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе; воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, а обучение в свою очередь всегда носит воспитывающий характер.
Отличительные особенности процессов отчетливо проявляются при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используются преимущественно регламентированные формы работы и методы воздействия на познавательную сферу, то в воспитании доминируют разные виды детской деятельности (художественная, игровая, трудовая, общение) и воздействие осуществляется на мотивационную сферу.
4. Основной функцией организации педагогического процесса
ДОО обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.
Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.
В работе дошкольной образовательной организации используется годовое и текущее планирование.
План работы ДОО на учебный год
разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, «Программы
воспитания и обучения в детском саду», а также на основе анализа работы ДОО за истекший период.
Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОО и предусматривает ее непрерывность и последовательность.
В составлении годового плана принимают участие педагогический коллектив, медицинские работники детского сада, профсоюзная организация. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.
Задания для самостоятельного выполнения
1. Сравнить определение понятия «педагогический процесс» в разных учебниках по педагогике (Лихачева, Сластенина, Подласого). Найти сходства
и различия. Дать свое определение или обосновать принятие одного из существующих.
2. Описать «Направление модернизации педагогического процесса:
гуманизация, гуманитаризация, демократизация».
3. Составить схему педагогического процесса для решения конкретной
выбранной вами задачи воспитания.