Дом.зад. Современное декоративно-прикладное искусство Южного Урала

Народные промыслы Урала.

Шедевр уральского ремесла – нижнетагильский лаковый поднос. Тагильский поднос известен с 1747 года. Получил признание благодаря лаковой живописи по металлу: расписывались фруктами, растительными и цветочными узорами, особенно сказочным цветком — «тагильской розой» на фоне, имитировавшем малахит или дерево. Уникальная техника лаковой росписи была придумана не под Москвой, а на уральских заводах купцов Демидовых, в Нижнем Тагиле. Крепостной Андрей Степанович Худояров изобрел "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве ни мало не трескается". Особая техника росписи развивалась в Тагиле с конца XVIII века, затем ее освоили и в других мастерских — очень уж всем нравились эти нарядные подносы с красивыми букетами цветов! Чем же нижнетагильский поднос отличался от других, например, "жостовских"? Во-первых, росписью в Жостове и других местах каждую краску клали отдельно, а тагильские мастера набирали на кисть сразу несколько красок – и одним мазком рисовали лепесток разных оттенков. Во-вторых, удивительным хрустальным лаком, совершенно прозрачный, он не царапался ножом, не коробился в огне, не травился кислотой; на покрытые этим лаком изделия можно было ставить горячий самовар и проливать кипяток… Рецепт этого лака мастерами хранился в тайне. Сейчас в Нижнем Тагиле тоже делают подносы, но лак на них хуже качеством – секрет хрустального лака утерян....

картины Худоярова - внука, создателя лака

Музей тагильского подноса

Когда говорят "народные промыслы", сразу представляется русская изба. Вечер, летняя страда окончена, и хозяева занимаются лёгкими, на крестьянский взгляд, делами – плетут кружева, расписывают прялки, лепят свистульки, разрисовывают деревянные ложки… Но уральские народные промыслы – это не то, что можно делать зимними вечерами в избе. Литьё из чугуна! Основой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Например, знаменитое каслинское литьё: сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов....

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени...

Бурачный промысел - и зготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Сундучный промысел - ц ентрами развития этого ремесла были город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканной, бронзированной и многих других.

Уральская роспись - и скусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

Литьё из чугуна - о сновой жизни на Урале был Завод – и народные промыслы расцветали при заводах. Сначала из чугуна лили пушки, потом научились делать красивые ажурные решётки для домов, мостов, каминов, плиты с орнаментом, барельефы и скульптуры, тарелки и подсвечники не уступают по качеству и художественной ценности лучшим мировым образцам.

Художественное литье, активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью: Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Урала. На заводах трудились известные скульпторы и художники, выпускники Петербургской Академии художеств. При их участии были разработаны и воплощены многие проекты, в т.ч. изготовление мемориальных досок с портретами и архитектурное литье для Московского метрополитена.

Иконопись -Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

Резьба по камню - у ральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

Колокольное производство - з авод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: