Образ героя в сиситеме образов

Мохова Лада 19ИПД1

I. Традиции и новаторство в «Житии Стефана Пермского» Епифания Премудрого:

1. Принцип и приемы композиции:

Композиция «Жития...» значально предполагает двуплановость космологического и исторического с приоритетом первого, что в целом соответствует представлению о божественной и человеческой природе Христа. Агиобиография строится с учетом обоих планов, поэтому наличие многочисленных канонических аргументированных общих мест не подавляет индивидуальные черты жизненного пути святого, а только указывает на ступени следования его духовному опыту, других святых, и в первую очередь земной жизни самого Спасителя. При этом повествование сохраняет историчность, включая жизненный путь святого и в движение мирской истории располагая вехи этого пути в потоке исторических событий.

 

2. Подробный план произведения:

Сюжет «Жития Стефна Пермского» основан на исторических событиях, происходивших в течение XIV века на территориях Северной Руси и примыкавших к ним землях Вычегодской Перми. Эти события связаны с процессом колонизации этих территорий русскими крестьянами и монахами, а также с историей христианизации Вычегодской Перми ростовским монахом Стефаном Храпом, впоследствии ставшим первым епископом Пермским. При фактическом отсутствии в Русской православной церкви концепции миссионерской политики опыт апостольской деятельности св. Стефана Пермского является скорее исключением из правил, чем самим правилом. Метод первоучителей Константина, Кирилла и Мефодия в просвещении славянских народов был прямым продолжением апостольской традиции и заключался в том, что язычников не принуждали к крещению, а проповедали Слово Божье на их родных языках, зачастую вкупе с созданием письменности. Однако этот метод в истории России оказался востребованным только в миссии Стефана Пермского и в середине XIX века в деятельности школы Н. Ильминского по просвещению и христианизации финно-угорских и тюркских народов Поволжья.

«Житие Стефана Пермского» открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть и три плача (пермских людей, пермской церкви и «Плач и похвала инока списающа»).

В прологе ««Жития Стефна Пермского» Епифаний сразу называет Стефана «проповедником веры и учителем Перми, наследником апостолов». Этим самым читатель как бы заранее уведомляется о том, что агиограф выстраивает жизнеописание Стефана в соответствии с самыми высокими образцами апостольского служения.

Во вступлении Епифаний пространно говорит о мотивах, которые побуждают его взяться за перо: «…аще ли не написана будут памяти ради, то изыдеть из памяти, и в преходящая лета и преминующим родом удобь сиа забвена будут»…Сообщает об источниках, которыми он располагает, приступая к работе и о встретившихся трудностях.
В биографической части дан ряд конкретных сведений о жизни и деятельности Стефана. Он родился в Устюге, в семье соборного клирика. Научившись грамоте, прочитал много книг Ветхого и Нового завета, внимательно слушал «чистые повести» и «учительные словеса», и сам «святыя книгы писаше хытре и гораздо и борзо». Он заранее готовит себя к будущей миссионерской деятельности: он «...изучися сам языку пермьскому, и грамоту нову пермьскую сложи, и азбукы незнаемы счини...и книгы русскыа на пермьский язык переведе и преложи и преписа». Более того, «желая же болшаго разума», Стефан изучил греческий язык «и книгы греческиа извыче…».
Центральная часть жития описывает миссионерскую деятельность Стефана среди зырян, его борьба с волхвом Памом. Центральное место занимает в житии описание миссионерской деятельности Стефана. Он живет длительное время среди коми-пермяков и личным примером воздействует на язычников. Он ведет энергичную борьбу с языческими обрядами: разоряет «кумирню», срубает «прокудливую» (волшебную) березу, которой поклонялись пермяки, посрамляет волхва (шамана) Пама. Стефан проявляет большую силу воли, выдержку, терпение и убежденность, а также полное бескорыстие. Благодаря этим качествам он одерживает моральную победу. Стефан делает свою борьбу с Памом предметом широкой гласности. Он предлагает волхву войти с ним в горящий костер, опуститься в ледяную прорубь. От подобных испытаний Пам категорически отказывается и окончательно теряет авторитет у зырян. Одержав победу, Стефан защищает Пама от ярости пермяков, которые требуют его казни, добивается замены ее изгнанием.
Епифаний вводит в житие и элементы критики духовенства, церковных иерархов, добивающихся своих должностей путем борьбы с соперниками, «наскакивая» друг на друга, путем подкупа.

Рассказом о кончине «исповедника» завершается основная повествовательная часть «Жития». Приступая к задаче прославить подвиг Стефана, Епифаний избрал традиционную для житий структуру и последовательность описания. «Житие Стефана Пермского» («Слово о житии и учении святого отца нашего Стефана») состоит из традиционного агиографического вступления, основной повествовательной части и риторического заключения. В свою очередь, основная часть распадается на 17 небольших глав, а риторическое завершение состоит из «Плача пермьских людей», «Плача церкви Пермьския», «Молитвы за церковь» и «Плача с похвалою инока списающа».

3. Лирическое и эпическое в произведении:

Своеобразие «Жития Стефана Пермского» заключено в том, что собственно событиям здесь уделялось не так много внимания. Главной была лирическая стихия. Соответственно, в агиографии Епифания Премудрого соединялись сюжетные и внесюжетные элементы. Само развитие действия замедлялось из-за многочисленных авторских вставок. Агиограф использует любую возможность, для того чтобы уклониться от однообразной передачи событий. Раскрытию духовного смысла происходящего посвящены, например, небольшие лирические фрагменты, представляющие собой учительные трактаты и одновременно панегирические речи. Так, в «Житии» Стефана можно обнаружить пространное рассуждение агиографа «О призваньи и о веровании многых язык», «О азбуке пермстей». Само повествование постоянно прерывается лирическими монологами (призываниями и поучениями).

Кроме того, отдельные повести помещены в своеобразное лирическое обрамление: молитвами и рассуждениями автора начинается и завершается произведение. В соответствии с агиографическим каноном Епифаний Премудрый создает образ уничижающегося автора, который признает себя грубым и неразумным, неискусным и необразованным. Ясно, что в дальнейшем своим витийством агиограф отрицает и даже полностью перечеркивает эту самоуничижительную тираду. Тем не менее она необходима для того, чтобы подчеркнуть нерукотворность агиографии, ее сакральный смысл.

В жанровом отношении созданный Епифанием памятник находится на стыке традиций агиографии и ораторской прозы, причем эпическое, повествовательное начало в нем ослаблено, поскольку автора больше интересует не событийная, внешняя канва биографии героя, а оценка духовной сути его деяний.

Наиболее обширный круг сюжетов связан с колдовским эпосом, в которой частично включаются сюжеты их апокрифических рассказов и космогонических мифов. Можно привести в качестве примера спор с Памом и гонение чуди (сюжет о девушке утопленнице). В тектсах данного типа образ Стефана Пермского является зеркальным отражением тунов «колдунов», в особенности печерского Кыски и Тунныръяка.

 




Образ героя в сиситеме образов

 Биография главного героя, Стефана, была стандартной биографией святого и не предоставляла возможности тонкой психологической нюансировки личности. Психологическое состояние героев не выявляется в их прямой речи — прямая речь по существу представлена монологами, она не индивидуализирована. Характер человека в целом не открыт еще в литературе второго южнославянского влияния, и неиндивидуализированность прямой речи — следствие этой черты художественной системы данного стиля. 

Образ Стефана Пермского (по прозвищу «Храп») в народнх представлениях, с одной стороны, сохранил наиболее важные для христиан черты, а с другой — приобрел черты, позволяющие включить его в контекст традиционных воззрений и рассказов о «тодысь» - «колдунах». Образ Стефана Пермского встречается в фольклорных текстах, относящихся к трем различным жанрам: космогонических текстах, апокритических рассказах, и колдовском эпосе.

Великий просветительский подвиг героя "Жития Стефана Пермского" стал возможен только благодаря его упорному труду по изучению богословской литературы, недаром святой уже в детстве овладел "граматичной хитростью и книжной силой", "святыя книгы писаніе хытре и гораздо и борзо". Епифаний Премудрый подчеркивал, что до Стефана с задачей просвещения целого народа никто не мог справиться в одиночку: ни "еллинские философы", ни христианские отцы церкви. Русский же миссионер сделал это "един в едино время", "уединяася", "единого Бога на помощь призываа".

Епифаний Премудрый по-новому подходит к изображению отрицаиельного героя. Противник Стефана Пам — это личность незаурядная, имеющая большое влияние на пермяков. Он стремиться убедить своих соотечественников не принимать христианства, видя в Стефане ставленника Москвы: «От Москвы можем ли что добро быти нам? Не откуда ли нам тяжести быта, и дани тяжкияи насильства, и тивуны и доводщицы и приставницы?» «Речь» Пама делает образ языческого волхва психологически убедительным, жизненно достоверным. Победа над Паном дается Стефану нелегко, отмечает Епифаний, и этим еще более подчеркивает значение личности победителя, его нравственного примера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: