Для студентов специальности 5В072600 – «Технология конструирования и легкой промышленности» 5В073300 – «Технология и дизайн текстильных материалов»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНЫХ РАБОТ

для студентов специальности 5В072600 – «Технология конструирования и легкой промышленности»  5В073300 – «Технология и дизайн текстильных материалов»

 

 

Алматы 2019г.

 

СОСТАВИТЕЛЬ: ст.преподаватель, к.э.н. кафедры «Экономика и Менеджмент» Баймолдаева М.Т.

 Методические указания к выполнению экономической части дипломных работ для студентов специальности 5В072600 – Технология и конструирование легкой промышленности  5В073300 – «Технология и дизайн текстильных материалов»– Алматы: АТУ, 2019.

 

 В методических указаниях изложены основные положения по выполнению экономической части дипломной работы бакалавров. Методические указания предназначены для студентов специальности 5В072600 – Технология и конструирование легкой промышленности и  5В073300 – «Технология и дизайн текстильных материалов»

 

 Табл. 8, библиогр. – 4  назв.

 

 

                                                    Общие положения

        Данные методические указания разработаны с целью оказания помощи студентам по выполнению экономической части дипломной работы на соискание степени бакалавра. Экономическая часть дипломной работы бакалавра имеет свои особенности, обусловленные не только разнообразием тематики, но применяемыми методами экономической оценки исследования, определения затрат на его проведение и расчета ожидаемой экономической эффективности. Все разнообразие исследований, проводимых студентами с позиций их технико-экономического обоснования, может быть сведено в следующие две основные группы - поисковые и прикладные работы. Поисковые работы направлены на изучения путей практического использования результатов теоретических исследований в конкретных областях производственных систем. Такие работы не связаны с конкретными сферами применения и оканчиваются рекомендациями по проведению прикладных исследований.

       Прикладные исследования представляют собой разработку конкретных процессов, решения конкретных задач для целей обслуживания производства. На базе прикладных работ составляются технико-экономические обоснования целесообразности проектирования и внедрения их в производство. При выполнении экономической части дипломники используют данные всех разделов, материалы преддипломной практики, информационные источники и применяют знания, полученные в процессе обучения в университете.

   Экономическая часть выполняется параллельно с основной частью и оформляется отдельным разделом. В экономической части выполняется, с одной стороны, обоснование необходимых затрат (прежде всего капитальных), требуемых для реального осуществления разработанного дипломником технического решения (конструкции разработки, варианта технологического процесса), а затем анализируется процесс возмещения вложенных средств, и в итоге дается оценка экономической эффективности вложений (инвестиций) в проект (процесс).

        В результате расчетов определяется экономическая, научно-техническая, экологическая, социальная целесообразность предлагаемого инженерного решения. Объем экономического раздела должен составлять не более 10 - 20 страниц. Все расчеты должны сопровождаться соответствующими пояснениями, ссылками на источники получения исходных данных. Формулы должны приводиться с расшифровкой условных обозначений.

      В расчетах необходимо использовать текущие рыночные цены и тарифы на продукцию, работы, услуги, действующие на момент разработки проекта, курсы иностранных валют для пересчета валютной выручки и цен в иностранной валюте.

     Основные результаты и расчеты экономического раздела дипломной работы выносятся на специальный компьютерный слайд презентаций. В соответствии со стандартом специальности 5В072600 – «Технология конструирования и легкой промышленности» дипломные работы могут иметь профиль:

1. Технология

2.  Защита труда и окружающей среды.

3. Экономическая часть.

      В экономической части дипломного проекта студент должен показать умение применять знания, полученные при изучении экономических дисциплин, для решения практических задач.

К моменту выполнения экономической части у студента должно быть ясное

представление об основных частях дипломного проекта (конструкторской и технологической), получены ориентировочные результаты работы и исходные данные для проведения экономических расчетов.

В состав экономической части диплома входят:

• краткая вводная часть,

• технико-экономическое обоснование,

• расчеты в соответствии с заданием,

• выводы по каждому из разделов.

Во введении должна быть кратко обоснована актуальность решаемой в дипломной работе проблемы.

В основных разделах должны быть отражены исходные данные, выполненные расчеты с пояснениями, результирующие показатели и краткие выводы.

Оформление пояснительной записки должно соответствовать предъявляемым к ДП требованием. Нумерация таблиц должна быть сквозной либо по разделу, либо по диплому в целом.

 По ходу изложения материала следует ссылаться на экономическую литературу и нормативную документацию с указанием их в библиографическом списке используемой литературы.       

     

Структура экономической части дипломной работы должна состоять из следующих разделов:

  1. Цель работы (проекта), обоснование актуальности.

 2. Конкурентные преимущества

3. Прогнозируемые финансовые результаты

4. Требуемая сумма инвестиций

                            Отраслевой анализ

 

        Отрасль это совокупность предприятий, производящих однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям. Отрасль - это тот кто производит, рынок- это тот кто покупает.

Отраслевой анализ отвечает на такие вопросы:

1. Состояние промышленности и тенденции развития (сырье и материально – техническая база, рентабельность производства);

2. Объем рынка;

3. Тенденции развития рынка и позиция промышленности жизненного цикла (продажа и развитие рынка, рост, зрелость, износ и стагнация, снижение);

4. Масштаб кокуренции (локальный, региональный, национальный, мировой);

5. Количество покупателей и их сравнительный объем.

 

                                         Характеристика предприятия

 

Для любого предприятия характерны следующие элементы:

· набор предлагаемых продуктов и услуг;

· место и роль в системе рыночных отношений (поставщик ресурсов, потребитель ресурсов, конкурент, монополист и т.

д.);

· цели предприятия (выживание, прибыль, рост);

· организационно-правовая форма хозяйственной деятельности предприятия (производственный кооператив, хозяйственное товарищество, хозяйственное общество, унитарное предприятие);

· технологическая и организационная структура предприятия;

· применяемые предприятием технологии (технологические процессы, инновации);

· философия (базовые взгляды, мировоззрения, ценности, мотивация);

· внутренняя концепция (источники внутренней силы, конкурентоспособности, роста, выживания);

· внешний образ, имидж предприятия (чувство ответственности перед партнерами, потребителями, обществом).


       До недавнего времени считалось бесспорным утверждение о том, что основной и едва ли не единственной целью любого коммерческого предприятия является максимизация получаемой им прибыли. Однако в связи с возрастанием роли человеческого фактора, процессами глобализации и растущим осознанием необходимости гуманизации экономики, усилением влияния на жизнедеятельность человека глобальных проблем цивилизации выделяют следующие группы целей предприятия:

· экономические (максимизация прибыли, минимизация затрат, рост активов и т. п.);

· технические (повышение технического уровня производства, качества продукции и т. д.);

· социальные (сокращение рабочего времени, безработицы, повышение уровня жизни);

· экологические (снижение ущерба окружающей среде и др.).


        Необходимо отметить, что понятие предназначения, миссии предприятия гораздо более обширное, чем представление о его целях. Можно утверждать, что предназначение любого предприятия заключается в удовлетворении им каких-либо общественных потребностей. Даже чисто коммерческие предприятия, движимые, казалось бы, исключительно мотивом максимизации прибыли, благодаря принципу «невидимой руки» рынка способствуют своей деятельностью росту общественного благосостояния. Это возможно благодаря тому, что получить прибыль в рыночных условиях можно лишь путем реализации удовлетворяющих те или иные общественные потребности благ

 

                        Характеристика продукта

        

       Эта часть состоит из таких основных частей. Дать характеристику продукта (услуг) в том, что будет разрабатываться и предоставляться будущим покупателям. В таких случаях нужно дать ответ четко и ясно:

- удовлетворенность преимуществ производимого продукта (услуг);

- особенности, способствующие его свойствам не уступать конкурентным товарам (услугам);

- авторские права и патенты защищающие особенности технологии прогнозируемого продукта;

- товары полученные посредством новых технологии, внешний вид продукта (фотографии, макеты);

- реализуемая цена товаров и прогнозируемая оценка расходов на производство;

- объем доходов на единицу товаров;

- характеристика на товар качества;

- организация товарного сервиса (если это технический продукт).

 

 

                           Анализ рынка

   Исследование рынка — последовательные действия по сбору информации о рынках или потребителях. Является очень важным компонентом при выработке стратегии бизнеса. Следует отличать исследование рынка от маркетингового исследования, так как маркетинговое исследование относится к процессу маркетинга, в то время, как исследование рынка относится только к рынкам.

    Исследование рынка должно дать ответы на вопросы, что потребители хотят, в чём нуждаются, чему доверяют. Исследование может включать в себя также изучение действий потребителей, поведение на различных этапах процесса покупки и т.д.

При старте нового бизнеса, особенно важны:

· Рыночная информация

Основной рыночной информацией являются цены поставщиков исследуемого рынка, ситуация по спросу и предложению. Такая информация должна получаться из независимых источников, в различных форматах.

· Сегментация рынка

Сегментация рынка — это разделения рынка на подгруппы, объединенные по одному или нескольким существенным признакам. Часто используются следующие сегментации: географическая, половая, демографическая и т. д.

· Тенденции рынка

Необходимо учитывать тенденции по росту или падению изучаемого рынка в определённый период времени. Достаточно сложно оценить размер рынка при старте нового бизнеса, так как необходимы исторические статистические данные и экспертные данные инсайдеров. В этом случае можно пытаться получить производные цифры от количества потенциальных потребителей, разделив их на сегменты.

Универсальная последовательность любого анализа рынка:

1.       Определить цели исследования рынка

2. Составить план анализа рынка

3. Определить сроки и бюджет анализа рынка

4. Выбрать методы исследования рынка

5. Провести необходимые исследования рынка

6. Подготовить анализ собранной информации по рынку

7. Подготовить обзор рынка

8. Составить презентацию по анализу рынка

 

                                     Конкуренция

               Конкуренция – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства. В экономике говорят о деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из которых своими действиями ограничивает возможность конкурента односторонне воздействовать на условия обращения товаров на рынке, то есть о степени зависимости рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

1. Кто является производителем аналогичного товара?

2. Каков продукт у конкурентов? Мнение покупателей.

3. Какой объем продажи и прибыли у главных конкурентов?

4. Уровень цен у конкурентов.

5. Уделяют ли конкуренты на много рекламство?

 

                                       Маркетинговый план

     Маркетинговый план – одна из важных частей плана компании. Процесс поанирования маркетинга должен осуществляться как часть общего процесса планирования и составления бюджета фирмы.

В маркетинговый план входит шесть элементов: анализ ситуации, цели, стратегия, тактика, бюджет и контроль.

1. Анализ ситуации. В ходе анализа компания исследует действующие на макроуровне внешние факторы (экономические, политико-юридические, социально-культурные, технологические), а также игроков, или участников ситуации (компанию, конкурентов, дистрибьюторов и поставщиков). Компания производит анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Здесь следует двигаться от внешних факторов к внутренним.

2. Цели. После того, как в ходе анализа ситуации были выявлены наилучшие возможности для компании, эти возможности ранжируются, после чего формулируются цели компании и определяются сроки их достижения. Цели должны устанавливаться с учётом интересов всех участников бизнеса, репутации компании и других существенных факторов.

3. Стратегия. Выбор наилучшего курса для достижения цели — задача стратегии. Стратегию нужно воспринимать, как под цели.

4. Тактика. Стратегию следует развить, подробно представив детали, относящиеся к инструментарию маркетинга и конкретным мероприятиям. Для мероприятий выбираются ответственные и сроки выполнения.

5. Бюджет. Запланированные мероприятия и работы связаны с затратами, которые приплюсовываются к бюджету, необходимому для достижения целей компании.

6. Контроль. Компания должна установить периодичность пересмотра плана и контрольные показатели, позволяющие определить, как продвигается работа по достижению цели. Если показатели отстают от плановых, компания должна пересмотреть цели, стратегию или список мероприятий, чтоб исправить положение.

 

                                         Производственный план

 

        Производственный план – административный процесс внутри производственного бизнеса. В него входят решения о необходимом числе персонала, объеме сырья и прочих ресурсов, приобретающихся для изготовления товара.

        Производственный план состоит из следующих ключевых элементов:            1. Производственный процесс, в ходе которого определяются сборочные и механические процессы, передаваемые субподрядчику.

2. Потребности предприятия в запасах, специфика закупочной политики.              3. Контроль качества продукции и производственного процесса.

4. Основные поставщики разных материалов.

5. Потребности в сырье, связанные с закупками траты.

6.Производственные мощности – использование, расположение, преимущества, недостатки, площадь, необходимые изменения.

7.Помещения – определение полной потребности в помещениях, указывая, являются ли они арендованными, в собственности и пр.

8. Персонал – численность сотрудников для каждого уровня, необходимые навыки, оклад, особенности обучения.

Содержание производственного плана основывается на цепочке преобразований вводимых ресурсов в результат технологического процесса: В качестве используемых мощностей на предприятии будут задействованы персонал; инвестиции; оборудование; сырье. На выходе организация согласно производственному проекту должна выдавать товары или услуги, которые будут пользоваться спросом на рынке и интересом у потребителя.  

Отвечается нижеследующим вопросам:

1.  Место производства товаров на вновь созданных или уже существующих предприятиях

2. Производственные мощности и их ежегодный рост

3. Где, от кого и в каких условиях приобретается сырье, материалы, дополнительное оборудование. Какая репутация у поставщиков и есть ли практический опыт с ними?

4. Проектируется ли производственный кооператив?

5. Есть ли ограничения на поставку объемов производства или ресурсов?

6. Какое нужно устройство и каким образом его можно приобрести? Какие проблемы могут возникнуть?

На предприятиях приобретается оборудование на услуг и отражается в табл.1 – Основные оборудования для проекта

 

Наименование оборудования Количество Цена (тыс.тг) Сумма (тыс.тг)
       
Всего      

   В эту же таблицу входит канцелярские товары, мебель.

А также, предоставляется производственная текущая схема предприятия, значит:

А) откуда и каким образом поступают на предприятия сырье и виды дополнительных инструментов?

Б) В каких цехах и как превращается в продукт?

В) куда и как отправляется продукт из предприятия?

  Этот раздел заканчивается оценкой возможных производственных затрат и будущей динамики производства.

 

Табл. 2 – Производственный план

 

Наименование продукта

 

 

1 год (поквартально)

За год

1 2 3 4 Всего        
А продукт                  
Б продукт                  

                 

Расчет затрат на сырье, материалы для создания прогнозируемого продукта. Указывается в следующей таблице.

 

Табл.3 – расчет материальных затрат.

 

№   Сырье – наименование материалов Единица измерения Норма расхода   (техническая норма) Цена за единицу (тенге) Сумма (тенге)
           
           
           
           

 



Организационный план

         Организационный план, в нем речь идет о том, какая предполагается организационно-правовая форма, с какими партнерами организуется дело и как планируется наладить его успешное функционирование, дается качественная и количественная характеристика персонала, показывается график реализации проекта. В этом разделе необходимо осветить следующие вопросы:

  • какие специалисты понадобятся для успешного ведения дела;
  • на каких условиях будут привлекаться специалисты - на по­стоянную работу, по контракту, в качестве совместителей;
  • как будет оплачиваться труд каждого работника фирмы, на ка­ких принципах и условиях будет осуществляться стимулирование.

Таблица 4 – Затраты на персонал

№ п/п Должность Кол-во ед. Оклад, руб. Отчисления на социальное страхование, руб. Итого затрат на оплату труда, руб.
1          
         
  Итого        

 

Финансовый план

          Финансовый план — это совокупность мероприятий материального опосредования функционирования государства или организации. Он входит в бюджет и разрабатывается на срок от 1 до 5 лет. Финансовый план может представлять собой изложение целей, либо цифр, а также организационных предложений на определённый период. Финансовое планирование на предприятии базируется на учёте закона стоимости и при этом планирование выступает, как экономическая категория.

Финансовый план включает: расчет величины и определение источника получения средств, необходимых для организации дела, про­гноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов пред­приятия, график достижения безубыточности, налоговое окружение.

Для мировой практики нужно приготовить несколько стандартных документов:

После подсчета всех затрат определяется производственная и полная себестоимость продукции.  

Таблица 5 – калькуляция себестоимости продукции.

 

 

Статьи калькуляции

 

 

Год

На единицу продукции, тыс.тенге На годовой объем производства, тыс.тг
Сырье и материалы    
Дополнительные материалы    
Электроэнергия    
Основная и дополнительная заработная плата    
Отчисления на социальные нужды    
Расходы на подготовку и освоение производства    
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования    
Общезаводские расходы    
Прочие производственные расходы(произв себестоимость)    
Внепроизводственные расходы (полная себестоимость)    
Итого    

 

 

Таблица 6 – расчет прибыли от реализации продукции

 

  Наименование продукции Товарная продукция, тенге Полная себестоимость, тенге Затраты на 1 тенге товарной продукции
       
       

 

 

При составлении отчета о прибылях и убытках руководствуетесь ранее собранными данными.

Пример отчета о прибылях и убытках приведен в таблице 7

Отчет о прибылях и убытках

Наименование статей Сумма, тыс. тенге
I. Объем продаж  
II. Себестоимость реализуемого товара 1. Материалы и сырье 2. Покупные изделия и полуфабрикаты 3. Возвратные расходы 4. Топливо и электроэнергия 5. Основная зарплата производственных рабочих 6. Дополнительная зарплата производственных рабочих 7. Отчисления на соцстрах 8. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования  

 

9. Цеховые расходы 10. Общехозяйственные расходы 11. Непроизводственные расходы  
Итого затрат на производство  
III. Валовая прибыль  
IV. Торговые издержки 1. Зарплата водителям и транспортным работникам 2. Поездки 3. Реклама 4. Другие внепроизводственные расходы  
Итого торговых издержек  
V. Прибыль до вычета общих и административных расходов  
Всего общих и административных расходов  
VI. Прибыль до вычета налогов 1. Налоги 2. Чистая прибыль после уплаты налогов  

 

 

В данном случае отчет составлен на один год, но обычно его составляют на два - три года вперед.

Себестоимость реализуемых товаров включает живой труд, непосредственно затраченный на производство продукта, и основные производственные материалы.

Возвратные отходы (вычитаются из себестоимости) учитываются в том случае, если остатки производства используются вторично либо продаются на вес перерабатывающим вторсырье предприятиям. Иначе графа не заполняется.

Топливо и электроэнергия.

Валовая прибыль.

Валовая прибыль- это разница между общим объемом продаж и себестоимостью продукции.

Вп=Опр-С, где

Опр- объем продаж, С - себестоимость продукции.

Торговые издержки. Торговые издержки - это издержки, связанные с транспортировкой продукции, расходами, связанными со сбытом продукции, рекламой и т.д. Таблица 8

Виды затрат Сумма
1 2
1.Расходы, связанные с реализацией услуг и продукции 2.Зарплата водителям и обслуживающему персоналу 3.Участие в выставках и ярмарках 4.Комиссионные сборы 5.Расходы на поездки 6.Расходы на транспортировку продукции 7.Зарплата грузчикам 8.Расходы на рекламу и продвижение товара 9.Оплата услуг посредников  
Итого торговых издержек  

 

Торговые издержки вычитаются из валовой прибыли для получения прибыли без вычета общих и административных расходов.

Пр=(опр-С)-Торг  ,

Впр=(Опр-С)  , где

Пр - прибыль без вычета административных и общих расходов;

Опр - объем продаж (I);

C - стоимость (II);

Торг - торговые издержки (IV);

Впр - валовая прибыль (III)

 

Формула выручки

Выручка включает денежные средства, которые предприятие получает (выручает) при продаже товаров и услуг. Формула выручки выглядит следующим образом:

В=С(Цзак)+ДС

Здесь В – выручка,

С себестоимость продукции,

Цзак – закупочная цена,

ДС – добавленная стоимость.

Еще одна формула выручки определяется путем умножения реализационной стоимости товара (услуги) на количество проданного товара:

В=Ст-ть * Q


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: