На тему : «что значит быть свободным?»

Эссе

 

Выполнила: студентка 213 группы

 

педиатрического факультета Саакова Е.С.

 

Проверила: Раевская Наталья Юрьевна

 

2020

Виктор Франкл, прошедший через весь ужас немецкого концлагеря попытался провести анализ психологической трансформации, которую ощутил на себе и на тех, кто на тот момент находился в его окржуении. Безусловно, мы не можем до конца понять кошмар, который происходил в то время (именно кошмар, потому что впоследствии можно вспомнить об этих событиях, как о страшном сне). Но мы можем сделать анализ главы из его книги и постараться ответить на ряд вопросов, главным из которых является «Что значит быть свободным».

Виктор Франкл выделяет три этапа нахождения в месте, которая притупляет все эмоции и чувства – шок (1 стадия). Она проявлялась в том, что человек, попавший в неизвестную среду, надеясь ещё на «помилование» и снисходительность, резко сталкивается с жесткостью и настоящей угрозой смерти и,по сути, от него остается лишь собственное тело и ничего больше. Вторая стадия характеризуется апатией – механизм самозащиты. Окружающая действительность затуманивалась, и все усилия и эмоции были сосредоточены на одной задаче: сохранить свою жизнь и жизнь друзей.

Но даже не смотря на это, нельзя на сто процентов сказать, что лагерь убивал всякую духовную жизнь, напротив, духовная жизнь могла стать глубже. Люди с тонкой чувствительностью, которые привыкли к напряженной интеллектуальной жизни, могли испытывать сильные страдания (они часто бывали хрупкого сложения), но потери их внутреннего Я были меньше. Они могли найти прибежище от окружающего кошмара в богатой внутренней жизни и духовной свободе. Только так можно объяснить явный парадокс: некоторые заключенные, которые совсем не выглядели крепкими, часто выживали в лагерных условиях успешнее, чем здоровяки.

Сам автор, находясь в состоянии опустошении, по-настоящему осознал, что спасение человека происходит через любовь и в любви. «Я понял, что человек, у которого ничего не осталось на этом свете, все еще может познать блаженство, хотя бы только на короткое мгновение, в мысленном общении со своими любимыми.» И он, действительно, каждый день разговаривал со своей женой и ему было совершенно не важно присутствует физически человек, жив он или мертв, потому как любовь гораздо шире физической личности любимого человека. Это и было главным убежищем для заключенного.

С усилением внутренней жизни заключенного он начинал воспринимать красоту искусства и природы с такой остротой, как никогда раньше. Иногда под их влиянием он даже забывал свое собственное страшное положение.

Какие же изменения происходили в «структуре внутренней жизни узников»? Для начала, человек переставал быть человеком, он буквально становился тюремным номером. А что стояло за этим номером и за этой жизнью - судьба, история, имя человека, - совершенно ничего не значило. Попытка развить чувство юмора и видеть вещи с их смешной стороны – это то, что очень спасало и даже помогало стать как бы вне окружающей действительности, подняться над ней хотя бы на несколько секунд. Иногда следовало принимать мгновенное решение, от которого напрямую могла зависеть жизнь или смерть. Заключенный предпочитал, чтобы выбор за него сделала судьба. Это стремление избежать ответственности проявлялось очевиднее всего, когда надо было принять решение о попытке бегства. В эти минуты, когда надо было решиться - а это всегда были считанные минуты - он испытывал адские муки. Должен ли он попытаться? Следует ли идти на риск?

Некоторым заключенным удалось сохранить свою внутреннюю свободу, принять их страдание и наделить его глубоким смыслом («Есть только одно, чего я страшусь: быть недостойным своих страданий.»), а некоторые другие в этой жестокой битве позабыли о своём человеческом достоинстве и стали не более, чем животное. И это был их выбор. Они больше не видели «смысла своего существования», как по мнению автора, из-за того, что слишком часто думали о прошлой жизни, утопая в ней.

Человек, который не знал конца своего "условного существования", не был способен стремиться к конечной цели в жизни. Он переставал жить для будущего, в противоположность человеку в нормальных условиях.

 «Порой бывало и так, что приходилось заставлять думать о будущем, ставить себе задачи, потому что именно взгляд в будущее может спасти в самые трудные минуты. Заключенный, который потерял веру в будущее - свое будущее - обречен. С потерей веры он теряет также и духовную стойкость; он позволяет себе опуститься и стать объектом душевного и физического разложения.»

Для того, чтобы спасти себя необходимо было вспомнить для чего он вообще живет, для кого, какие у него есть незаконченные дел и только тогда человек, осознавший свою ответственность перед другим человеческим существом, которое его ждет, или перед незаконченной работой, уже не сможет бросаться своей жизнью. Он знает, "зачем" ему жить, и будет способен вынести почти любое "как".

Третья стадия наступала после освобождения. И что главное здесь – это то, чтобы заключенные, которые испытывали на себе притеснения, сами не стали после  притеснителями, вследствие того, что многие испытали горесть и разочарование по отношению к себе. Они не были готовы принять ту, реальность, которая была отчасти наполнена непониманием со стороны людей, не имеющих представления о пережитых мучениях. Но те, кто находили в себе силы жить дальше, для них открывается «второе дыхания», «вторая жизнь» - удивительное чувство, потому что после всего, что он перестрадал, ему уже нечего больше бояться - кроме своего Бога.

 

Что же касается свободы..

Как говорит сам автор, опыт лагерной жизни показывает, что у человека есть свобода выбора. Было достаточно примеров, часто героических, которые доказали, что можно преодолеть апатию, подавить раздражительность. Человек может сохранить остатки духовной свободы и независимости мышления даже в условиях крайнего психического и физического напряжения.

 Пускай таких людей  было немного, но они служат достаточным доказательством: у человека можно отнять все, кроме одного - его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь.

Очень важно не бояться принимать решения в тяжелых ситуациях и  быть хозяином своей жизни, смотреть уверенно в будущее, не терять человеческое достоинство, а следовательно и свободу, ведь только свободного телом и душой можно, действительно, назвать человеком.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: